Год опера

24 января 2002 в 00:00, просмотров: 317
  В минувшем году зрители оценили качество наших телесериалов. Земля российская оказалась в состоянии родить и Нэшей Бриджесов и даже Крутых Уокеров. Все это выяснилось в конце 2001 года, когда в итоговом рейтинге лучших сериалов по оценкам “Gallup-TV” все лидирующие места занял отечественный телепродукт.
Пробуждение продюсеров

     В 1995 году Ольга Манеева придумала и предложила руководству РТР пилотные серии “Ментов”. На госканале сериал сочли бесперспективным, и отважная женщина-продюсер отправилась “в ссылку” — на ТНТ. Именно там, на скромном дециметре, в 1998 году и появились “Менты” (“Улица разбитых фонарей”) — хит трех последующих телесезонов.
     На волне успеха возникло агентство “Новый русский сериал”. Ряды любимых народом супергероев росли и множились: “Агент национальной безопасности”, “Охота на Золушку”, “Тайны следствия”... А еще — проект “Агентство НЛС” и эпическая сага “Черный ворон”... Первая российская “мыловарня” обещала выпускать по 100 серий телепродукции в год. Когда “Новый русский сериал” пострадал за идейность Гусинского и лишился матподдержки, его место быстро заняли другие.
     Последний сезон прошел под знаком сериальных войн. Каждый продюсер старался изготовить “бомбу” помощнее. Константин Эрнст на ОРТ клонировал все тех же “Ментов”, переименовав для виду в “Убойную силу”. Александр Акопов на РТР учинил целую кинофабрику во главе с кинорежиссером Валерием Тодоровским. Владлен Арсеньев на НТВ избрал скользкий “мыльный” путь, вознамерившись на газпромовские деньги снять 100-серийный “Салон красоты” с “дикой Настей” Ольгой Кабо. А Дмитрий Лесневский на Рен-ТВ принялся возрождать традиции старого доброго советского многосерийного кино...
     Быстро выяснилось, что народу, якобы уставшему от “чернухи”, по-прежнему импонирует криминал. На ТВ-6, где до последних событий крутили неувядающие “Улицы...”, любят порассуждать о том, за счет чего обаяшки Дукалис, Нилов и Казанова со товарищи вот уже пятый год исправно “несут золотые яйца”. Сходятся на том, что придуманные Кивиновым питерские опера стали героями национального эпоса, наподобие алкоголиков из “Особенностей национальной охоты” Рогожкина. Все обожают былины-небывальщины, как в ментовско-романтических опусах (“Агент национальной безопасности”, “Марш Турецкого”, “Каменская”, “Бандитский Петербург” и др.). Фильмы, где закон торжествует, сложнейшие “висяки” распутываются, а мафия отдыхает, смотрят 30—40% аудитории.
     — Я вообще ТВ мало смотрю. Из сериалов — про ментов и Каменскую. Там все как в жизни... (Александр, 48 лет, в прошлом инженер-энергетик.)
     Не мудрствуя лукаво, рейтинговым лидером телепоказов отечественных сериалов был и остается ОРТ. Не слишком заслуженно: своей популярностью собственная телепродукция Первого вряд ли обязана продвинутому маркетингу. Просто многие сограждане привычно тычут в первую кнопку, да и немало районов, где только она и “показывает”. Хотя, справедливости ради, фильмы made in ОРТ — действительно высокого качества. “Остановка по требованию-1,2”, “Граница. Таежный роман”, “Пятый угол”, “Убойная сила-1,2 и 3” — все это снято на хорошем техническом уровне с привлечением недюжинных режиссерско-актерских сил. В новом сезоне кинопоказ ОРТ продолжит свою неторопливую политику. Премьеры: “Следствие ведут Знатоки”, очередные серии “Убойной силы-3” и главный козырь киносезона — “Азазель” по Акунину в постановке Адабашьяна. Телепохождения детектива-сердцееда Эраста Фандорина начнутся аккурат 8 марта, на радость барышням. Львиную долю кинопоказа ОРТ по-прежнему составят “мыльные” киноновеллы: латиноамериканские “Семейные узы” (от производителя “Земли любви”) и американский “Беглец” — по мотивам известного фильма “про Харрисона Форда”.
     — Прихожу с работы усталая и ужинаю с “Землей любви”. Привыкла — они мне почти как родственники. Приятно посмотреть на красивые лица, костюмы... Я просто с ними отдыхаю, не очень вникая в смысл происходящего. (Надежда, 50 лет, бухгалтер.)

Мало не покажется

     Кинообъединение РТР в прошлом сезоне “выстрелило” целой обоймой многосерийных телефильмов. Пятидесятисерийная “Воровка”, двадцатисерийные “Семейные тайны” и “Московские окна”, новогодняя сказка “Леди на день”, комедийный сериал “Агентство НЛС” и др. Вполне качественная телепродукция со звездами театра и кино вступила в неравную конкуренцию с немудреными ментами и Хуанитами.
     — Вопрос компромисса между плохим, но смотрибельным кино и хорошим, но менее популярным для нас самый больной, — признается “худрук” кинообъединения РТР Валерий Тодоровский. — Законы ТВ призывают снимать рейтинговое кино, но делать фильмы ниже определенного уровня мы просто не можем себе позволить.
     На РТР стремятся делать разные телефильмы. Поняв, что “криминал неистребим”, в этом году предлагают зрителям обрусевшую гангстерскую сагу — 14-серийную “Бригаду” с С.Безруковым, А.Паниным, В.Теличкиной и Н.Еременко (последняя роль в кино). Другой криминальный сериал — 24-серийный “Закон” — о телеведущем, которого подозревают в серийных убийствах. В ролях: Д.Назаров, В.Раков, С.Гармаш, С.Баталов, Н.Усатова. Еще: историко-авантюрный 12-серийный детектив “Дневник убийцы”; новые Робинзоны в 12-серийных “Курсах выживания” (о выживших в авиакатастрофе); сериал “Линии судьбы” — 24-серийная вариация главной темы из фильма “Москва слезам не верит”, повествование о покорении провинциалами Москвы. Еще — современная и трогательная история такого же покорения, 12-серийная комедия “Мамука” — о грузине, унаследовавшем особняк в центре Москвы. В проекте снялись только звезды: А.Джигарханян, В.Алентова, В.Меньшов, А.Лазарев, Л.Куравлев, К.Кавсадзе. Лирическая комедия “Когда ее совсем не ждешь...” от А.Аравина, в ролях: М.Могилевская, А.Балуев, М.Аронова и др. Трогательный фильм Д.Астрахана “Тартарен из Тараскона” с А.Абдуловым и И.Ульяновой. Авантюрная 10-серийная мелодрама “Госпожа Удача” с И.Лачиной и Б.Невзоровым. Социальные драмы “Черемушки”, “Трое против всех” с Г.Польских и комедия ситуаций “Юрики” про молодых законников. И, конечно же, продолжение “старых” проектов: “Московские окна”, чье действие будет перенесено уже в 70-е годы, 16 новых серий “Каменской-2”, 12 серий “Марша Турецкого-2” и аж 44 — “Простых истин-6”. Всего в работе Второго кинообъединения находится около 20 (!) самых различных кинокартин; есть даже проект первой полномасштабной отечественной “мыльной оперы”, для которой уже идут актерские кастинги. По оценкам “Gallup-TV”, доля аудитории у “Московских окон”, “Семейных тайн” и др. — приблизительно 15—25%.
     — Я с огромным удовольствием смотрела “Московские окна”. Это наша молодость! Мне очень нравится, что в этом сериале есть смысл, что там играют прекрасные артисты отечественной школы. Теперь ищу в телепрограмме и отмечаю только наши сериалы — по российскому каналу. (Мария Дмитриевна, пенсионерка, в прошлом концертмейстер.)
     Второе место по количеству собственных телесериалов держит канал Рен-ТВ. Правда, формат сериалов “от Лесневских” укорочен — редко превышает 8 серий. Такие проекты “Рен-фильма”, как “Next” (“Следующий”) с А.Абдуловым и А.Лойе, “Нина” от мэтров советского телекино Ускова и Краснопольского, комедия “Медики” с М.Богдасаровым, Б.Химичевым, Е.Воскресенским и др., триллер “Клетка” с И.Апексимовой и Т.Лесневской или лирическая “Серебряная свадьба” с И.Бочкиным, В.Алентовой, С.Крючковой и Л.Куравлевым завоевали от 8 до 15% зрительской аудитории. “Киноконвейер” Рен-ТВ не останавливается: в работе — до 40 телефильмов! Из нового уже вышли на экраны комедия “Вовочка” — по мотивам известных всем анекдотов — и комедия “Агентство”. В конце года нас ожидает 8-серийная “История любви и смерти” — костюмно-историческая мелодрама о любви императора Александра II к Екатерине Долгоруковой. А ценителям триллера адресована 4-серийная психологическая драма “Шатун” в постановке А.Хвана с А.Серебряковым, О.Фандерой, С.Векслером и А.Ташковым.
     — Мне нравится кино “Медики” по Рен-ТВ. Прикол! Пусть снимут еще! (Никита, 18 лет.)
     На ТВЦ — две премьеры прошлого сезона в формате отечественного сериала, ностальгические “Лучшие годы” и историческая “Саломея”, прошли почти незамеченными. В новом сезоне Третий канал в очередной раз повторит “Самозванцев-1 и 2” с М.Ульяновым и А.Мордвиновой плюс 12 серий третьего сезона. Полноценное продолжение этого проекта никак не могут снять из-за недофинансирования. По этой же причине не выходит на экран театральный сериал “За кулисами”.
     Четвертый канал в 2001 г. выпустил несколько успешных народных проектов — например, колоритный фильм “Ростов-папа” с Н.Гундаревой, Б.Щербаковым, В.Шиловским, А.Лобоцким, С.Никоненко и др. и выстреливший точно “в десятку” сериал “Дальнобойщики”, снятый в почти неизвестном у нас жанре road movie (фильм о дороге). В главных ролях — свои в доску мужики Б.Галкин и В.Гостюхин. Ищет своего зрителя “Салон красоты”, а у такого кино, как “Мужская работа” с Ф.Бондарчуком, свой зритель будет всегда, несмотря на любые страхи.
     — “Дальнобойщиков” смотрю. Хорошие мужики Сашок и дядя Федя! Я бы с ними выпил! (Михаил, 34 года, автослесарь.)
     “Тайны следствия”, “Гражданин начальник”, “Черный ворон” — все это несомненные удачи ТВ-6. Своими создателями они ориентированы не на пенсионеров, а на тех, кто пришел с работы и устроился отдохнуть перед телевизором. По данным, полученным на самом канале, доля аудитории у этих сериалов примерно 20—25%, в то время как у “Улиц разбитых фонарей” — все 37%. В новом сезоне канал планировал выпустить 3—4 новых проекта, а также продолжение “Черного ворона” (всего должно быть 80 серий) и “Тайн следствия”. Сбудется намеченное или нет, сейчас неясно в связи с закрытием канала. Полюбившиеся народу проекты готовы “подхватить” другие, к примеру, “кинофабрика” РТР.
     — “Черный ворон” — очень интересный сериал. Там есть все: жизнь, мистика и судьба. Играют хорошо — я с нетерпением жду продолжения! (Галина, 28 лет, учитель.)
     В своей антиутопии о прогрессирующей бездуховности общества “451° по Фаренгейту” фантаст Рей Брэдбери так описал героев сериалов: “Все эти дядюшки, тетушки, двоюродные братья и сестры, племянники и племянницы, (...) свора тараторящих обезьян, которые вечно что-то лопочут без связи, без смысла...” Два года назад этих зарубежных “родственников” начали теснить — после целого десятилетия засилья диких роз и просто марий. Вот что думает о национальном телепрорыве гендиректор канала РТР и идейный вдохновитель кинопроизводства Александр Акопов:
     — Я считаю, что за эти два года нам удалось переломить ситуацию с сериалами. Во-первых, кинематографисты убедились, что производство многосерийных фильмов для ТВ — это всерьез и надолго, это профессия. Не секрет, что почти все артисты и деятели большого кино считали, что сниматься в сериалах стыдно. Теперь стереотип преодолен. Во-вторых, кинопроизводство для ТВ налажено. Как в любом производстве: штучные изделия (“Королева Марго”, “Петербургские тайны” и др.) стоят гораздо дороже, чем продукт, сделанный на потоке. У нас уже есть фильмы — такие, как “Московские окна”, “Семейные тайны” и другие, — которыми совершенно спокойно можно гордиться. Следующим этапом развития отечественного многосерийного производства будет работа с разными жанрами. Ведь детектив сделать проще, чем драму, а драму — проще, чем комедию. “Простые” жанры нами уже освоены — будем работать со сложными. Ну а наша публика, которая хоть и предпочитает пока “мыльные оперы” и детективы, судя по рейтингам, уже распробовала, что такое отечественный телесериал. Психологический перелом произошел. И я уверен, что через год-полтора наши сериалы не только по качеству, но и по рейтинговым показателям опередят зарубежные.

P.S. РЕЙТИНГ СЕРИАЛОВ В МОСКВЕ (СЕРЕДИНА ЯНВАРЯ)
    
Сериал Канал Доля аудитории Рейтинг
Нина. Расплата за любовь РТР 34,9 13,9
Граница: Таежный роман ОРТ 31,1 12
Земля любви ОРТ 30,2 9,3
Агент национальной безопасности ТВ-6 18,5 6,8
Скорая помощь НТВ 16,2 4,3
Детектив Нэш Бриджес ТВ-6 11,6 4,3

    


    Партнеры