“Звезда” взорвалась на “Мосфильме”

Русское кино пошло с хутора Потылиха

  Сегодня — день рождения “Мосфильма”. Дата не круглая — официально годом основания считается 1924-й, но с другой стороны — смотря как считать. Если не по установке, а по тому, как кино российское развивалось, то даже очень может быть юбилей. Поскольку история складывалась так: два крупнейших киноателье начала ХХ века — Ханжонкова и Еромольева — в 1920 году были национализированы и переданы в ведение Всероссийского фотокиноотдела. А ровно 80 лет назад данный отдел преобразовали в Центральное государственное кинопредприятие (Госкино), переименовав, соответственно, киноателье в 1-ю и 3-ю фабрики Госкино, на основе которых и вырос “Мосфильм”. Студия создавалась по американскому образцу — она самодостаточна, в Европе ей аналогов нет — здесь можно сделать фильм, не выходя за пределы “Мосфильма”, здесь есть все — техника, павильоны, люди и еще 1001 мелочь, из которых и строится нынешний кинопроцесс.
  
   В честь дня рождения главной российской “фабрики грез” мы решили опубликовать на своих страницах несколько фактов из ее истории и взять небольшое праздничное интервью у генерального директора “Мосфильма” Карена Шахназарова.
     Факты начинаются с дат.

     1. Итак, кинофабрики №1 и №3 (с которых все началось) переехали на выделенный им на окраине Москвы хутор Потылиха на Воробьевых горах (34,5 га) — нынешнее местоположение “Мосфильма” — в 1927 году. Само название “Мосфильм” студия получила в 1935-м, а знаменитая заставка — скульптура Мухиной “Рабочий и колхозница” на фоне Спасской башни — появилась впервые в 1947 году в фильме “Весна” Григория Александрова (с тех пор в каждой картине). 24 января 1924 года считается датой основания потому, что именно тогда выпустили первый художественный полнометражный фильм “На крыльях ввысь” (режиссер Борис Михин). Кино, к сожалению, не сохранилось, но, как утверждают киноведы, повествовало о русском инженере и его сыне, которые сконструировали новый самолет, чтобы сын инженера вступил в Красную Армию и на новой машине сражался с белогвардейцами (картина была, естественно, черно-белая и немая).
     2. “Мосфильм” — самая большая киностудия художественных фильмов в России и одна из крупнейших в мире, выпустившая за время своего существования более 2500 фильмов. Среди наград, полученных “мосфильмовскими” картинами на разных фестивалях мира:
     “Оскар” — “Война и мир” (реж. Сергей Бондарчук , 1968 г.), “Дерсу Узала” (реж. Акира Куросава , 1975 г.), “Москва слезам не верит” (реж. Владимир Меньшов , 1980 г.);
     “Золотая пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля — “Летят журавли” (реж. Михаил Калатозов , 1958 г.);
     “Золотой медведь” Берлинского кинофестиваля — “Восхождение” (реж. Лариса Шепитько, 1977 г.), “Тема” (реж. Глеб Панфилов , 1987 г.);
     “Золотой лев Святого Марка” Венецианского кинофестиваля — “Иваново детство” (реж. Андрей Тарковский , 1962 г.), “Звонят, откройте дверь” (реж. Александр Митта , 1966 г.), “Мне 20 лет” (реж. Марлен Хуциев , 1965 г.)
     3. Сейчас на “Мосфильме” одновременно в запуске около 90 проектов: “Кавказская рулетка” (Федор Попов), “Тайны дворцовых переворотов” (Светлана Дружинина), “Наследницы” (Владимир Наумов), “Только раз” (Алла Сурикова), “Радости и печали маленького лорда” (Владимир Грамматиков), “Неудача Пуаро” (Сергей Урсуляк), “Подмосковная элегия” (Валерий Ахадов), “Русский Декамерон” (Дмитрий Месхиев), “Следствие ведут знатоки” (Владимир Хотиненко), “Леди Ли” (Георгий Шенгелия), “В движении” (Филипп Янковский), “Раскаленная суббота” (Александр Митта), “Олигарх” (Павел Лунгин), “Водитель для Веры” (Павел Чухрай), “О любви” (Сергей Соловьев), “Копейка” (Иван Дыховичный). Комментарии излишни, имена режиссеров говорят сами за себя.
     4. Практически чуть ли не в каждой картине (во все времена) есть кадры, снятые прямо на территории “Мосфильма”. К примеру, лифт, на котором Шахназаров каждое утро поднимается в свой кабинет, снимался в “Карнавальной ночи” Эльдара Рязанова — тот самый, в котором застрял Игорь Ильинский. Стеклянный коридор, соединяющий 1-й и 4-й павильоны с 5-м и 6-м, — участвовал в “Зеркале” Андрея Тарковского. “Точка на трассе” из “Бриллиантовой руки” Леонида Гайдая — “всего лишь” гараж автотранспортного цеха. Овраг у цеха сценическо-постановочных сцен — место действия одной из сцен в “Девчатах” Юрия Чулюкина.
     На день рождения принято итожить и мечтать.
     — Карен Георгиевич, а когда все-таки, на ваш взгляд, был золотой век “Мосфильма”?
     — Сложно сказать. Как ни крути, при всем уважении к другим студиям, на “Мосфильме” сняты лучшие картины страны. Кино проверяется временем — вот показатель: не критика, не призы, не даже зрительский успех; самый объективный критерий — время. Если картина востребована через 20, 30, 40 лет — значит, она незаурядная. И если мы посмотрим телепрограмму, безусловный лидер — именно “Мосфильм”. (Список самых востребованных для показа на разных телеканалах “мосфильмовских” лент состоит из 1500 названий. — Авт.)
     “Мосфильм” был всегда очень демократичной студией, тут в одно и то же время работали и уживались люди очень разных взглядов — и Леонид Гайдай, и Андрей Тарковский, и Эмиль Лотяну, и Сергей Бондарчук, и Юрий Озеров, — мастера камерного кино и режиссеры глобальных проектов, создатели комедий и победители престижных кинофестивалей.
     Если не брать во внимание самое начало — 20-е годы — эпоху Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина, Ивана Пырьева, когда “Мосфильм” только-только вставал на ноги, конечно, надо выделить конец 50-х — начало 60-х — взлет целой плеяды молодых режиссеров: Сергея Бондарчука, Григория Чухрая, Георгия Данелия, Игоря Таланкина, Владимира Наумова. Следующая волна: начало 70-х — конец 80-х. Это Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Никита Михалков.
     Но с точки зрения технологической, скажем так, без ложной скромности, “Мосфильм” никогда не был так хорошо оснащен, как сейчас. Я уже больше 20 лет здесь работаю и никогда на студии не было такой ситуации, когда ты мог получить лучшее качество в русском кино, ничем не уступающее Европе. К сожалению, техническим показателям не соответствует уровень картин, но это другой вопрос... Но сегодня техническая составляющая не менее важна, чем творческая. Вот если б оснащение соединить, скажем, с концом 50-х — по идеям, вот тогда был бы Золотой век.
     Если люди умеют снимать кино, мы гарантируем, что у нас они могут его снять — отвечающее всем современным стандартам.
     — “Мосфильм” уже больше десяти лет лишен бюджетных денег и сам зарабатывает себе на жизнь, зарплату и переоснащение. Тем не менее вы сами на свои деньги запустили проект — картину “Звезда” по одноименной повести Эммануила Казакевича.
     — Да, картина уже закончена, мы только что посмотрели перезапись, и мне кажется, это очень интересная работа, а учитывая масштаб съемок, — вообще “сто лет” такого не было в российском кино: мощнейшие батальные сцены, бомбежка, тут задействована вся наша военная техника. Проект “Звезда” — целиком продукт “Мосфильма” — настоящий продюсерский проект, деньги, правда, добавило еще и Госкино.
     Началось с того, что мы решили сделать военную картину и выбрали “Звезду”, нашли сценариста — Григорьева Женю. А потом — из числа многих режиссеров — остановились на Коле Лебедеве. Я сам участвовал и в подборе актеров, и в организации съемок.
     В перспективе еще несколько проектов, в том числе и детское кино, но не буду раскрывать всех тайн, чтоб не сглазить.
     — Оглядываясь назад: какие времена оказались самыми тяжелыми?
     — Середина 90-х — вообще ни одной картины, пустые коридоры, многие ушли из кино. Нет, я согласен с тем, что государство не должно содержать “Мосфильм”, другое дело — финансировать отдельные программы. Мы должны на равных бороться за заказы с другими киностудиями страны, а часто получается так: Госкино выделяет кому-то деньги, и группа благополучно едет снимать на них в Чехию, Финляндию. Ни одно государство мира не позволит вывозить свои деньги за границу, оно ставит условие — тратить их внутри страны. Я не говорю об экспедиции, если того требует сценарий, я имею в виду техническую сторону.
     — Каким вы видите будущее “Мосфильма”, скажем, лет через пятьдесят?
     — Я, во-первых, хотел бы, чтобы у “Мосфильма” было будущее. (Шахназаров смеется. — Авт.) Надеюсь, в ближайшее время мы сможем продюсировать до 10—12 картин в год, а через 50 лет — все 150—200. И я считаю, “Мосфильм” должен оставаться в той или иной форме государственной собственностью, потому что это такая же художественная ценность, как, скажем, Большой театр. Да, “Мосфильм” — это производство, но не просто фабрика, за этим стоит глубокая культурная традиция: и музей, и учебный центр, и научно-культурный. Не будет “Мосфильма” — не будет российского кино.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру