ПРАВДА “ЧЕРНОГО ЯСТРЕБА”

  В американских кинотеатрах оживление: “Властелин колец”, на протяжении месяца царивший в списках самых популярных в прокате картин, уступил первое место новому фильму под названием “Падение черного ястреба” (Black Hawk Down).
     Фильм вышел на американские экраны в пятницу и за прошедшие выходные собрал более 35 млн. долларов.
     Фабула фильма имеет реальную основу: “Падение черного ястреба” — это художественное переосмысление провалившейся миссии американского спецназа в Сомали 1993 года. Военные из США участвовали тогда в операции по обеспечению доставки продовольствия в раздираемую гражданской войной африканскую страну. Сомалийские ополченцы сбили два американских вертолета, и Пентагон организовал спасательную миссию, в которой участвовали и малайзийские солдаты. Не успев выйти на большой экран, “Падение черного ястреба”, снятое Ридли Скоттом, уже повергло в уныние многих критиков, причем не только в Америке, но и в других странах мира — ведь эта лента о миссии, в результате которой погибли 19 американских солдат и около 500 сомалийцев. Справедливости ради надо отметить, что другие при этом, не скупясь на похвалы, превозносят реализм Скотта.
     Ридли Скотт, родившийся в Британии, но давно уже живущий в США, так объяснил в интервью Би-би-си свою позицию: “Мы просто увлекаем зрителя на два с половиной часа и даем ему возможность пережить войну, с которой в обычной жизни он совершенно незнаком. Я думал сделать это просто так, как оно есть на самом деле, не пытаться придать ситуации сентиментальности, не давать ответов на все вопросы”.
     Вопросы действительно остались — и у простых зрителей, и у искушенных критиков. Один из них звучит так: пытались ли создатели фильма переделать события, которые современные историки называют американской военной катастрофой, во что-то куда более привлекательное.
     С одной стороны, перед выходом фильма на экраны высказывались опасения, что после 11 сентября аудитория не станет смотреть фильм “про войну”. С другой стороны, все прошедшие после нападения на американские города месяцы были отмечены в США беспрецедентным для мирного времени всплеском патриотических настроений. Так что “Падению черного ястреба” уже предрекают “Оскара”. По словам Пола Дергарабедиана, президента компании Exhibitor Relations, отслеживающей объемы продаж билетов на кинопродукцию, в кино сегодня потянулись все, а не только те, кто любит военные фильмы. “Обычно на военные фильмы больше ходят мужчины, но патриотизм половых различий не признает, — говорит он, — и я думаю, во многом поэтому этот фильм так хорошо принят”. Дергарабедиану вторит и Джефф Блэйк, президент службы глобального маркетинга фирмы Sony: “Тот факт, что в аудитории “Падения” так много женщин, противоречит обычной практике, когда фильмы на военную тематику привлекают в основном мужчин. К тому же, по-моему, сильной стороной этой работы является ее драматическая наполненность”.
     Кристофер Туки, кинокритик из популярной британской газеты “Дейли мэйл”, говорит, что “Падение черного ястреба” — это действительно сильный фильм о войне. “Это великолепный фильм, создающий эффект присутствия, — говорит Туки. — Вы на самом деле чувствуете все эти реактивные гранаты, пролетающие у вас над головой”. Однако тот же критик с гораздо меньшим энтузиазмом говорит о содержательной стороне фильма. “Я думаю, он [режиссер] хотел схватить позитив — тот самый, который несет в себе героизм американских солдат, — говорит он. — И фильм запустили в спешке, чтобы успеть, пока не остыл весь этот джингоизм, благодаря которому хитом стал и другой фильм — “За линией огня” (Behind Enemy Lines). И что самое невероятное — это то, что американские критики уже называют “Черного ястреба” претендентом на “Оскара”. При том, что фильм очень спорный. Он переписывает историю”.
     Из Малайзии, солдаты которой принимали участие в операции по спасению американских военных в Сомали, уже раздаются жалобы по поводу фильма. Бригадный генерал в отставке Абдул Латиф Ахмад, командовавший в то время малайзийскими вооруженными силами, заявил агентству Франс Пресс, что об истории нужно говорить непредвзято. В противном случае, подчеркнул он, “малайзийские кинозрители получат неверное представление о том, что битву выиграли одни американцы, а мы в лучшем случае были водителями автобусов или паромов, вывозивших их оттуда”. Но, вероятно, еще больше недовольны окажутся сами сомалийцы.
     Будто чтобы насыпать еще немного соли на рану, создатели фильма использовали в съемках чернокожих актеров какой угодно национальности, только не выходцев из Сомали. И это несмотря на то, что и в США, и в Великобритании, и в других западных странах в них недостатка нет. Кроме того, физическое строение представителей других стран заметно отличается от сомалийцев.
     Многие жители сомалийской столицы Могадишо были тогда под впечатлением от того, что плохо вооруженным бойцам ополчения удалось сбить два американских вертолета. Однако, говорят многие критики, если какому-нибудь режиссеру не придет в голову снять альтернативную версию “Черного ястреба”, в памяти большинства кинозрителей те события наверняка останутся в трактовке Ридли Скотта.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру