Хлеба и зрелищ!

Как заработать на видеопрокате?

30 января 2002 в 00:00, просмотров: 343
  Уверен: каждый из нас хоть раз да задумывался о том, чтобы открыть собственный бизнес. Ну согласитесь, куда приятнее быть хозяином самому себе, не зависеть от чужих капризов или прихотей, ни перед кем, кроме государства, не отчитываться в поступках. Короче, работать исключительно на себя и надеяться только на собственную голову и руки.
     Задумывались многие. Решились — малая часть. В чем же причина? Нехватка денег? Отсутствие специального образования? Просто страх взять все на себя — ведь индивидуальная ответственность всегда страшнее коллективной?
     Наверное, и первое, и второе, и третье, и даже четвертое с пятым.
     Но если мысль о собственном бизнесе вас не оставила окончательно, новая рубрика “МК” призвана стать вашим лоцманом в предпринимательском мире. При этом мы с самого начала исходим из того, что за вашими плечами не стоит ни банк, ни финансово-промышленная группа со своими ресурсами, следовательно, и денег на “раскрутку” у вас совсем немного. Ровно столько, сколько лежит в “заначке”, плюс то, что можно подзанять у родственников и знакомых.
     Итак: можно ли сегодня в Москве открыть дело, которое не требует специальных знаний и при небольших вложениях уже довольно скоро начнет кормить своего хозяина?
     Мы отвечаем — МОЖНО!
     Читайте “СВОЕ ДЕЛО”.
    
     Когда летом 2000 года сгорела Останкинская башня и телевидение прекратило развлекать добрую половину населения страны, наверное, единственные, кто от этого выиграл, — владельцы пунктов проката видеокассет. Россияне, привыкшие к качественному телепоказу и традиционно проводящие перед голубым экраном большинство своих вечеров, не смогли без него обойтись даже несколько дней. Всего лишь в течение недели число клиентов прокатных пунктов выросло в три-четыре раза, во столько же подскочила их выручка, а на полках не осталось фильмов класса “B”, которые в обычные дни никому и даром не нужны.
     Впрочем, и сегодня каждый желающий, вложив всего 15—20 тысяч долларов (согласитесь, деньги для бизнеса не такие большие), может открыть свой пункт по прокату видеокассет. Который окупится за год-полтора, а дальше начнет приносить чистую прибыль.

     Есть несколько причин, почему прокаты стали “золотой жилой” для многих предпринимателей. Больше всего сами прокатчики благодарят августовский кризис 1998 года, после которого стоимость кассет разом выросла в три-четыре раза и регулярно покупать новую качественную лицензионную продукцию за 150 рублей и выше оказалось большинству людей не под силу. Плюс — усилившаяся в Москве борьба с пиратством (по некоторым оценкам, сейчас пиратская видеопродукция по столице занимает лишь 10% рынка, в провинции — с точностью до наоборот), а также дорогие билеты в кинотеатры. И выходит, что все последние новинки можно максимально быстро и с минимальными затратами взять только в прокате.
     Российские видеопрокатчики обязаны своему появлению августовскому кризису 1998 года, когда стоимость новой кассеты подскочила в три-четыре раза, а также успешной борьбе с “пиратами”.
     Конечно, и до 1998 года кое-где встречались небольшие полулегальные прокатные пункты, обычно представлявшие собой отрезанный угол или прилавок в небольшом магазине, палатку на рынке, комнату в ДЭЗе и даже... кассу в кинотеатре. С налепленным на стену рукописным списком “новинок” и несколькими коробками с пиратскими кассетами (помните: по два фильма на одной кассете плюс гнусавый голос переводчика?). Что греха таить, в небольшой парикмахерской в районе Октябрьского Поля я и сам частенько пользовался услугами подобного пункта — обходилось мне это удовольствие всего 5 руб. в сутки, плюс полтинник на залог, дешево и сердито. Помимо низкой цены пункт обладал еще одним достоинством: его хозяин знал вкусы большинства своих клиентов, был в курсе всех новинок и всегда честно рекомендовал — что брать не стоит, а что, наоборот, обязательно. Также с ним всегда можно было договориться об отсрочке платежа.
     С приходом цивилизованных прокатов подобные пункты исчезли, и уже приходится самому выбирать фильмы, долго читая аннотации к кассетам. И с продавцом просто так не потреплешься насчет сюжетных заморочек Тарантино — сзади поджимает очередь. Неизбежная плата за вхождение в рынок и пресловутую глобализацию...
     Рассказывает “пионер” цивилизованного видеопроката Михаил Залищанский:
     — После нескольких лет аналогичной работы в Австралии я решил попробовать начать в России свое дело и прежде всего обратился на студии. Уговаривал их дать мне кассеты не для продажи, а именно для проката, но никто мне не поверил. Многие даже не понимали, для чего кассеты давать в прокат, если они и так неплохо продаются.
     В первый свой прокат на юго-западе Москвы Михаил вложил собственные и взятые в долг 10 тыс., но уже американских долларов, которые “отбил” всего за три месяца работы. Шел конец 1997 года...

По прокату в день

     Заметив успехи нового бизнеса, в видеопрокат поспешили решившие легализоваться бывшие пираты, а также торговцы кассетами — для людей стало гораздо реальнее отдать 10—40 руб. за сутки просмотра, чем 150 руб. за покупку или 200 руб. за билет в кинотеатр.
     Сегодня, спустя три года, в Москве достаточно успешно работает почти 15 прокатных сетей, самая большая из которых имеет 60 пунктов проката. Впрочем, основная часть столичных прокатов по-прежнему принадлежит индивидуальным предпринимателям.
     Оценки экспертов разнятся. Одни утверждают, что сейчас по столице работает 600—800 прокатов. Другие говорят о том, что за минувшие три года открылось не менее 1,5 тыс. То есть в среднем — по одному прокату в день!
     При этом ежегодный оборот московского видеопрокатного рынка составляет $30—35 млн., т.е. примерно равен продаже билетов в кинотеатры, что является хорошим признаком — во всем мире пропорции примерно такие же, хоть обороты несопоставимы.
     — Год назад в Москве только ленивый не открывал прокат, — рассказывают специалисты. — К примеру, только за один прошлый год мы полностью — от поставки кассет и стеллажей до компьютерных программ — оборудовали более 40 пунктов.
     На Западе видеопрокатные сети давно разрослись настолько, что могут даже диктовать свои условия крупнейшим голливудским студиям-правообладателям, а доходами способны поспорить с прибылью от кинопоказа. Самая известная и могущественная прокатная сеть — американская Blockbuster, основанная в 1985 году Дэвидом Куком, инженером и экспертом по компьютерам. Уже через год ее акции начали котироваться на бирже NASDAQ, к 1990 году ей принадлежало более 1 тыс. прокатных пунктов, доход от которых превышал 1 млрд. долларов, а сейчас Blockbuster принадлежит более 7,5 тыс. видеотек по всему миру и пара небоскребов в Далласе. Причем каждый прокат сети занимает площадь не менее 1 тыс. кв. метров при ассортименте в 15 тыс. кассет (стоимость проката одной кассеты — 3—4 доллара за три дня).
     Что интересно, в Европе сетевой видеопрокат развит достаточно слабо, пожалуй, за исключением Англии. В Германии работает не более 6 сетей, самой крупной из которых принадлежит всего несколько десятков прокатов. В Австралии у самой крупной сети Videoisy — 450 прокатов.

Прокатная смета

     Современный видеопрокат напоминает супермаркет, только на прилавках вместо продуктов выставлены красочные боксы от кассет. Администратор сидит за прилавком, перед ним компьютер со специальной программой и сканером штрих-кодов, за спиной — стеллажи с кассетами. Вся операция обработки заказа (сканирование штрих-кода и выдача чека) занимает несколько секунд.
     Для открытия вполне приличного видеопроката достаточно помещения площадью от 40 до 100 кв. метров в “проходном” месте. Еще требуется вложить $15—20 тыс. — в оборудование и закупку 1500—2000 кассет, хотя многие начинают и с 500—600, постепенно докупая необходимый ассортимент. Примерно три четверти всех вложений при открытии проката приходится именно на видеокассеты. Например, сейчас прокатная кассета у студии-правообладателя стоит от 100 (за проходной фильм) до 330 руб. за последний блокбастер, так что при среднем наполнении в 1,5 тыс. кассет сразу придется вложить $12,6 тыс. Также потребуется компьютер ($500), сканер штрих-кодов ($150), специальная компьютерная программа учета ($200) и около $1,5 тыс. на стеллажи и стойку администратора. Плюс аренда площади — в Москве это, если не в пределах Садового кольца, стоит около $500 за 1 кв. метр в год. (Как ни странно, но даже в ближайшем Подмосковье или где-нибудь в Калуге собственники просят за аренду отнюдь не меньшие деньги, чем в столице, при этом суточная стоимость проката кассеты меньше столичной раза в два.)
     При суточной цене проката от 10 до 40 руб. (в зависимости от новизны и спроса на фильм) уже на десятый день аренды каждая кассета начнет приносить прибыль. В среднем прокате обычно посменно работают два-три человека, но главное — это регулярно следить за выходящими новинками: именно на них приходится основная прибыль и оборот.
     Надо отметить, что еще год назад крупные сети видеопроката пытались предоставлять франшизу на открытие прокатов всем желающим (ее стоимость доходила до $5 тыс., плюс отчисления в 3% от оборота), но сейчас все эти программы в основном свернуты. Дело в том, что через некоторое, весьма непродолжительное время, почувствовав себя самодостаточными, прокатчики разрывали договора, предпочитая вести дела самостоятельно и не платить, нарушали единый стандарт обслуживания (кстати, именно по последней причине и патологической ненадежности российских франчайзеров тот же “Макдоналдс”, по всему миру развивающийся исключительно благодаря франчайзингу, в России всячески этого избегает). Поэтому можно сказать, что своими собственными руками сети наплодили для себя несколько сильных конкурентов...

Даешь эротику!

     Основные продавцы прокатных кассет в Москве — это официальные правообладатели на фильмы студий Universal, Paramount, Miramax, Warner Brothers, Columbia, MGM, Tri Star. По словам наших экспертов, основных бестселлеров, которые у всех на слуху и которые регулярно рекламируются по телевидению и обсуждаются в прессе, приходится нередко закупать до 10—15 на одну “точку”, причем все кассеты могут уходить на руки ежедневно.
     А вот российское кино приносит сегодня не более 4% оборота. Большинство людей все еще разочарованы валом фильмов начала 90-х, для них наше кино — это низкокачественная чернуха. Одним из немногих исключений стал “Брат-2”, пользовавшийся у населения огромным спросом.
     Других четко выраженных предпочтений нет, фильмы берут в основном по половому признаку: мужчины предпочитают боевики и эротику, а также документальные кровавые ленты типа хроник автокатастроф или “боев без правил”, женщины — слезливые мелодрамы и комедии. Эротику и что-нибудь покруче спрашивает каждый второй мужчина. Кстати, многие эротические фильмы переделываются как раз из порно, в котором безжалостно вырезаются все откровенные сцены. Все прокатчики с нетерпением ждут наконец-то принятия закона (он больше известен как “говорухинский”) о распространении порнографии (если официально — об обороте секс-продукции), который уже прошел чтения в нижней и верхней палатах парламента и теперь ждет только подписи президента. Сейчас весь спрос ложится грузом на три палатки на площади трех вокзалов, заваленных настоящей немецкой низкокачественной порнухой, где любой желающий может купить кассету по 150 руб., а потом доплатить 40 руб. “за обмен”. Впрочем, территория вокзалов — это своего рода свободная экономическая зона, где общероссийские законы просто не действуют. По приблизительным оценкам, там оборот каждой палатки составляет не менее $1 тыс. в день...
     На Западе существует стандартная система проката кинофильмов, при которой только через несколько месяцев, а то и лет после выпуска на прокатных кассетах он демонстрируется по национальным телеканалам. В России это одно из основных правил кинобизнеса зачастую не соблюдается, что ведет к прямым убыткам на всех этапах. Например, “Особенности национальной охоты в зимний период” вышли на прокатных кассетах 3 декабря, а уже на Новый год его прокрутили по телевидению. Прокатчики “попали”: рассчитывая на огромный спрос, они закупили сразу по несколько комплектов кассет, но уже с 1 января спрос на фильм упал до нуля. Точно такая же история произошла и с “Агентом национальной безопасности” — этот фильм был показан по ТВ почти одновременно с запуском в прокат.
     Однако, несмотря на эти промахи, от соблазна сэкономить, приобретя для проката пусть и лицензионные, но предназначенные исключительно для домашнего просмотра кассеты (они дешевле почти в два раза), лучше воздержаться. Все правообладатели регулярно стараются проводить выборочные проверки прокатов. И если в нем обнаруживается кассета без прокатной марки, то помимо крупного штрафа видеопрокат может навсегда лишиться возможности покупать качественные кассеты.
     Единственная компания-правообладатель, которая по непонятной причине не предоставляет кассеты для прокатчиков, — это обладатель прав на фильмы кинокомпании 20th Century Fox. Увы — в этой компании с нами говорить отказались. Именно поэтому в легальный видеопрокат никогда не попадут такие фильмы, как “Сибирский цирюльник” Михалкова и последний фильм Соловьева “Нежный возраст”.
     Понятно, что подобная позиция толкает к пиратству даже вполне законные прокаты.

Крутятся диски...

     Но будущее прокатов — за форматом DVD (в России он появился в 1995 году), обладающим целым рядом достоинств перед традиционными кассетами VHS. Например, на порядок лучшее качество изображения, долговечность и большая емкость. Правда, у нас дело распространения DVD тормозится в первую очередь низкими доходами населения и дороговизной самих DVD-дисков (их покупка обойдется в 600 руб., а прокат 80—100), несмотря на то, что уже сейчас цена простенького DVD-плеера почти сравнялась со стоимостью видеомагнитофона ($200—250).
     По оценкам специалистов, в 2001 году в России было продано около 40—50 тыс. DVD-плееров, что не так уж и много. К примеру, в США объем продаж DVD-плееров в 2001 году (11,5 миллиона штук) сравнялся с продажами традиционных видеомагнитофонов, и уже 12,5% американских семей имеют плеер, а цена диска упала до $10—17. Хотя перспективы у этого формата самые радужные, и, возможно, уже через год-два произойдет настоящая DVD-революция. Правда, при условии, что диски подешевеют, а их ассортимент будет насчитывать несколько тысяч позиций (сейчас все основные студии выпустили около 1 тыс. дисков, из которых с хорошими кассовыми фильмами не более 50). Сейчас себестоимость одного диска составляет около 2 долларов, т.е. резервов для снижения цены более чем достаточно — все дело в нежелании производителей расставаться с громадными прибылями.
     В Москве DVD сейчас представлены всего в 30—40 прокатах, так как для хотя бы минимального наполнения на одну “точку” требуется вложить $5—6 тыс. (при средней цене прокатного диска $30—80). Однако, по мнению экспертов, уже к весне этого года цена лицензионного диска может упасть до 10—15 долларов — если это произойдет, то рынок всколыхнется. Для этого есть все предпосылки — только сейчас в Москве и области вводятся в строй два новых, и уже работает один завод по производству DVD (каждый мощностью до 400 тыс. дисков в месяц), а весной ожидается появление DVD-плеера не дороже $150. Пока же спрос частично удовлетворяется пиратами, выпускающими до 20 новых фильмов по цене от 3,5 до 10 долларов.
     Вопрос только в том, кто первый из лицензионщиков решится снизить ценовую планку, обрушив рынок и выведя DVD из разряда дорогой игрушки, но с перспективой увеличить через год обороты в несколько (а то и десятки) раз.

Ложная тревога

     Если над прокатчиками всего мира всерьез нависла угроза со стороны кабельных каналов, транслирующих программы по системе “pay-per-view” (когда оплачивается только определенный фильм) из Интернета, из которого можно скачать практически любой фильм, то российским прокатным сетям везет гораздо больше. Им-то пока нечего опасаться — учитывая дороговизну Интернета, качество отечественных телефонных проводов (на скачку одного фильма требуется несколько часов), а также практически полное отсутствие кабельного ТВ.
     Да и приход в Россию сетей типа Blockbuster также едва ли возможен в ближайшее десятилетие: при многомиллиардных оборотах им неинтересен рынок, весь годовой объем которого составляет несколько десятков миллионов. И даже покупка какой-нибудь активно развивающейся сети маловероятна, так как все они лишь арендуют помещения, которого в любую минуту могут запросто лишиться, а их брэнды пока недостаточно раскручены и ничего не стоят.
     Так что у отечественных бизнесменов “от видео” еще есть в запасе несколько лет, чтобы полностью насытить страну доступным и качественным зрелищем.
     Вы еще не решили открыть свое дело?..
    
     Уважаемые читатели! Если у вас имеется предпринимательский опыт, если вы считаете, что он может быть интересен другим людям, рубрика “Свое дело” ждет ваших писем по адресу редакции (он указан на последней странице) с обязательной пометкой “Свое дело” или по электронной почте delo@mk.ru
     Также вы можете предложить свои темы для ближайших выпусков нашей рубрики.
    




Партнеры