Первооткрыватели

Первое газовое месторождение Пурпейское (Губкинское), подтвердившее прогнозы геологов об уникальности запасов территории района, было открыто в 1965 году.
С тех пор началась история пуровской геологии: именно в этом году была основана
Тарко-Салинская нефтеразведочная экспедиция, которая впоследствии стала дочерним предприятием ОАО «Пурнефтегазгеология». К настоящему времени
ОАО «Пурнефтегазгеология» изучило недра площадью 120 тыс. кв. м в северо-восточной части Западно-Сибирской равнины – Надым-Пур-Тазовском междуречье, которое оказалось исключительно щедрым на залежи «черного золота» и «голубого топлива».

На сегодня ОАО «Пурнефтегазгеология» открыто 58 месторождений углеводородов, 22 из которых находятся в стадии промышленной разработки. Суммарные ресурсы по разрабатываемым месторождениям составляют более 70 млн. тонн нефти и более 3 трлн. кубометров газа.
В целом, «Пурнефтегазгеология» передала государству информацию о 334 залежах углеводородов. А созданная сырьевая база для добычи составляет 1,6 млрд. тонн нефти, 122,6 млрд. тонн газа и 4,21 трлн. кубометров газового конденсата.
В ОАО «Пурнефтегазгеология» определены два стратегических направления: во-первых, разведка и увеличение запасов углеводородного сырья, во-вторых, эффективное использование того, что уже разведано. Поэтому на сегодня «Пурнефтегазгеология» – это многопрофильная компания, деятельность которой включает поиск и разведку углеводородов и их добычу с последующей переработкой и реализацией. Чтобы сделать управление производством более эффективным, «Пурнефтегазгеология» стала учредителем дочерних акционерных обществ и целого ряда зависимых предприятий, обеспечивающих непрерывный процесс производства. Однако изменение рынка Западной Сибири потребовало провести реструктуризацию подразделений компании, чтобы улучшить ее конкурентные преимущества и объединить усилия корпоративных структур. Для этого на базе ОАО учреждена Буровая компания, главным направлением деятельности которой является технологический процесс – полный цикл строительства скважин. Консолидация станет последним, замыкающим фактором усиления конкурентоспособности «Пурнефтегазгеологии». Все остальные составляющие успеха – накопленный опыт работы в условиях Крайнего Севера, знание недр региона и высокая квалификация рабочих, считают в руководстве компании, у нее уже имеются.

СКВАЖИНА ПОД КЛЮЧ
Генеральный директор ОАО «Пурнефтегазгеология» Александр РЕКИН в интервью «ДЛ» рассказал о том, как и чем живут сегодня российские геологи.

Почему возникла идея создания новой Буровой компании?
– Просто сегодня назрела необходимость в укрупнении нашего бизнеса. Раньше, к примеру, строительством скважин занималось, как правило, 4–5 наших дочерних организаций. И каждому подразделению хотелось иметь свою прибыль. Заказчику же нужна была только скважина – быстро, качественно и в срок. Собственно, это он и получал. Только вот когда стоимость услуг компаний суммировалась, цена обустройства месторождений получалась великоватой для заказчика. Да и каждая в отдельности «дочка» была далеко не мощной. Отсутствие маневра также сказывалось на итогах работы.
«ДЛ»: Теперь вы все это соберете в одной компании, и у вас появится небывалая мощь и огромные обороты?
– Время потребовало создавать компанию с большим уставным капиталом, с большими возможностями, в том числе и финансовыми. Буровая компания «Пурнефтегазгеология» была зарегистрирована 10 января, и в ближайшем будущем мы начнем осуществлять строительство скважин «под ключ».
В Буровой компании будет работать порядка 2000 человек, а ее уставный капитал составит около миллиона рублей, что позволит нам привлекать значительные инвестиционные и кредитные ресурсы, получить кредит доверия заказчика, заниматься лизинговыми операциями с целью обновления основных фондов, внедрения высоких технологий, увеличения производительности труда ну и, естественно, улучшения собственного благосостояния.
«ДЛ»: То есть вас ожидают хорошие перспективы.
– Из-за неопределенности с ценами на нефть я точно не знаю, что будет с нашим бизнесом. А на 2002 год у нас заказов уже на 200 тыс. метров проходки.
«ДЛ»: Это много?
– Это не очень много, но в два раза больше, чем в 2001 году. Просто в 2000 году ситуация на мировом рынке нефти наладилась, появились свободные деньги в нефтяном бизнесе, соответственно, увеличились заказы.
«ДЛ»: Считается, что и активность министра природных ресурсов Виталия Артюхова по проверке лицензий заметно «повысила тонус» их владельцев. Вы почувствовали это на своей компании – заказов стало больше?
– Я бы не сказал, что начался большой бум. Но к нам обращаются обладатели лицензий, по которым подходят сроки исполнения лицензионных соглашений. Сегодня, конечно, нет таких, как раньше, больших открытых месторождений. Все лицензии, которые у нас имелись, были переданы в совместные предприятия в 1990 году, когда прекратилось финансирование геологии и встала задача хоть как-то выжить. Сейчас эти предприятия работают вполне успешно.
«ДЛ»: Что ждет геологов в 2002 году?
– Пока я не знаю, каким образом будут осуществляться геологоразведочные работы в связи с отменой 10%-ного налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
«ДЛ»: Но вы выступаете не только в виде подрядчика, у вас имеется и собственная добыча нефти. Каковы ее объемы?
– Собственная добыча у нас, к сожалению, очень маленькая: порядка 140–150 тыс. тонн в год. Благополучия трехтысячного коллектива на эти деньги обеспечить нельзя.
«ДЛ»: Значит, вы зарабатываете на заказах?
– Подрядные работы, к сожалению, не всегда вовремя оплачиваются.
«ДЛ»: Не любят нефтяники платить?
– У нефтяных компаний всегда есть возможность затянуть платежи, поиграть. Но зачастую это проблема конкретных отношений заказчика и подрядчика. На самом деле сегодня и сами нефтяники очень ограничены в средствах – большие налоги, транспортные расходы. Газовикам тоже приходится не сладко: все газ потребляют, а платят за него очень мало. Цена на нефть упала. В результате сейчас все сырьевые компании сократили буровые работы в 1,5–2 раза. Так что сейчас мы находимся в очень жесткой конкурентной среде. Ситуация такова, что люди будут работать за буханку хлеба, для того чтобы сохранить коллектив, бригады. Наступают тяжелые времена. Сколько продлится такая ситуация, непонятно: по-видимому, до тех пор, пока не пойдет вверх цена либо пока доллар не обрушится.
«ДЛ»: А конкуренция на сервисном рынке большая? Говорят, иностранцы наступают вам на пятки.
– По большому счету конкуренции как таковой нет, поскольку перебазировать мощности стоит очень больших денег. Но постоянно идут спекуляции на эту тему – как говорится, чтобы карась не дремал.
«ДЛ»: А у вашей компании есть преимущества перед коллегами?
– Наш козырь в том, что в трех точках – в Тарко-Сале, в Старом Уренгое и в Газ-Сале у нас существуют производственные базы. А представляете, сколько надо привезти техники, чтобы выйти на скважину? «ЛУКОЙЛ», например, хотел своими силами выйти на Большехетскую впадину. Теперь они с нами кооперируются.
Мы ведь живем на Крайнем Севере – здесь 9 месяцев мороз, и потому большинство работ можно делать только в теплых помещениях, в обогреваемых ремонтно-механических мастерских. Вам ведь зимой, наверное, было бы неприятно ремонтировать автомобиль голыми руками, лежа на снегу. А представьте себе, что означает осваивать скважину в чистом поле, когда на улице -50° и сильный ветер.
2002 год для предприятия будет нелегким, но, уверен, очень перспективным. «Пурнефтегазгеология» должна сосредоточиться на проектах по добыче углеводородов, чтобы достичь двукратного увеличения. В два раза вырастут объемы по строительству скважин. И сегодня необходимо создать все предпосылки для успешной работы Буровой компании. Возможности для реализации данной программы есть. Так что 2002-й видится годом упорной и кропотливой работы и станет новым этапом развития ОАО «Пурнефтегазгеология».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру