Укротители недр

«Таркосаленефтегазу» особенно «повезло» с Восточно-Таркосалинским месторождением – оно преподносило компании сюрпризы, изо всех сил сопротивляясь стараниям специалистов добраться до залежей сырья. Полное отсутствие инфраструктуры,
малый этаж газоносности, низкие коллекторские свойства залежей, три разных
по характеру промысла. Правда, как говорит генеральный директор «Нефтяной компании «Таркосаленефтегаз», после многих лет борьбы с недрами нефтяники и газовики компании настолько хорошо изучили нравы залежей, что с помощью новых технологий способны поистине творить чудеса.

«Нефтяная компания «Таркосаленефтегаз» появилась на свет из предприятия «Пурнефтегазгеология» в самые трудные для геологоразведки годы: когда отрасль стала рушиться, здесь, напротив, начали строить. Поначалу в компании работало всего 17 человек. В 1995 году «Таркосаленефтегаз» получает лицензию на разработку уникального в своем роде Восточно-Таркосалинского месторождения, на котором сосредоточено три вида промышленных залежей: газовые, нефтяные и газоконденсатные. Стоит отметить, что освоение Восточно-Таркосалинского месторождения начиналось с нуля при полном отсутствии инфраструктуры. Поскольку компания строилась на перспективу, при обустройстве месторождения были учтены возможные перспективы расширения ее сферы деятельности, связанные с освоением соседних площадей.
С опытно-промышленной разработки северной нефтяной части было начато освоение Восточно-Таркосалинского месторождения. С начала разработки на 1 января 2002 года добыто около 800 тыс. тонн нефти. Постепенно компания расширялась. В декабре 1998 года уже был запущен газовый промысел месторождения. С вводом в промышленную эксплуатацию в декабре 2000 года установки комплексной подготовки газа, рассчитанной на проектную мощность до 14 млрд. кубометров газа в год, «Таркосаленефтегаз» ежемесячно стала наращивать добычу «голубого топлива». На 1 января 2002 года накопленная добыча уже составляла свыше 13 млрд. кубометров.
Согласно плановым цифрам, с выходом на полную мощность в 2002 году газовый промысел будет давать 2,5% всего российского газа. Параллельно «Таркосаленефтегаз» ведет работы по обустройству газоконденсатного промысла: его сдача запланирована на второе полугодие 2002 года. Всего же с начала разработки добыто 210 тыс. тонн конденсата.
Как свидетельствуют аналитики, эффективную работу «Таркосаленефтегаза» обеспечивает именно своевременно созданная оптимальная производственная, энергетическая и транспортная инфраструктура. Не забывают в «Таркосаленефтегазе» и об экологии: инвестиции в строительство очистительных сооружений самого различного назначения постоянно растут. На сегодняшний день эта сумма превышает 12,5 млн. рублей. Планируется, что в 2002 году уровень затрат на экологию значительно увеличится. В планах предприятия – строительство на месторождении полигона бытовых и промышленных отходов.
Одной из стратегических сфер деятельности компании является проведение социальных программ для сохранения стабильного работоспособного коллектива, который вырос до 900 человек.
Улучшаются условия труда и отдыха сотрудников: построены два современных общежития, спортивный зал, все работники промыслов обеспечены удобной спецодеждой и медицинским обслуживанием, имеют возможность выбора летнего отдыха и профилактического лечения.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
О месте, роли и судьбе малых нефтяных компаний в структуре российской нефтедобычи своим мнением поделился генеральный директор «Нефтяной компании «Таркосаленефтегаз» Виктор ГИРЯ.

Почему «Таркосаленефтегаз» занимается всеми тремя видами углеводородного сырья – из-за стремления снизить риски и диверсифицировать свою деятельность?
– Просто природа нам подарила уникальное месторождение, где присутствует и нефть, и газ, и газоконденсат. И это надо использовать. Рентабельными являются все три промысла. Правда, нефтедобыча у нас в последнее время несколько находится в загоне: залежь работает всего на 10%. Но мы собираемся активизировать это направление после того, как закончим освоение газовой залежи. В конце 80-х годов месторождение, на котором мы сейчас работаем, предназначалось «Пурнефтегазу»: тот вокруг него походил, походил, да и не стал браться за него вообще: дебиты очень низкие, скважины – глубокие. Пласты с точки зрения геологии – полный ужас.
«ДЛ»: Зачем же вам тогда понадобилось такое «ужасное» месторождение? Наверное, вы могли бы получить гораздо более привлекательную лицензию.
– Выбора не было. Но сейчас опыт нашей работы показывает, что мы уже научились работать с этим месторождением, знаем, как к нему подойти. Правда, для того чтобы этого добиться, нам пришлось «быть впереди планеты всей» и применять только новейшие технологии. И это принесло отдачу.
«ДЛ»: А где берете профессиональные кадры для внедрения новейших технологий?
– С момента образования компании проводим постоянное обучение своих сотрудников и, конечно, привлекаем лучшие фирмы для проведения подрядных работ.
«ДЛ»: Говорят, снижение цен очень напугало и самих нефтяников, и федеральную власть. Но все же ситуация с ценами на нефть сейчас не катастрофическая. Скорее, идет нагнетание обстановки, и это тоже не лучшим образом сказывается на рынке.
– Пока, конечно, конъюнктура приемлема. Я думаю, что цена на нефть не опустится ниже $18 за баррель. Если же цены опустятся ниже этого уровня, ситуация станет отвратительной – некоторым придется останавливать добычу. Стройки, конечно, можно и заморозить, но только потом будет очень тяжело их расконсервировать.
«ДЛ»: Насколько остро сейчас стоит проблема выживания и поглощения на вашем рынке?
– С 2001 года ситуация для малых предприятий, несомненно, ухудшилась, поскольку были отменены все льготы правительства. Поэтому сегодня малые предприятия находятся в равных условиях с вертикально-интегрированными компаниями. Правда, на самом деле в равных условиях мы все равно не будем никогда. Даже если хотя бы принимать во внимание возможности по лоббированию.
Пока выживаем. Сегодня, как и в среднем по России, наша компания примерно 30% сырья отправляет на экспорт, остальное перерабатываем и продаем на внутреннем рынке. Газ весь продаем: 50% поставок приходится на Свердловскую область. Часть идет в Белоруссию. Правда, платят там намного хуже – «живых» денег за газ вообще не отдают.
«ДЛ»: А в России как платят за газ?
– За последний год дисциплина платежей за газ несколько наладилась. Катастрофы, которая существовала в 2000 году, уже нет. Правда, деньги поступают не всегда равномерно, но все же люди начали понимать, что за газ надо платить. Правда, все равно нынешние цены на газ не стимулируют развитие добычи.
«ДЛ»: А каковы перспективы малого нефтяного бизнеса?
– На сегодня все крупные месторождения уже разрабатываются. Осталась большая группа небольших и трудноразрабатываемых месторождений. Поэтому сейчас как раз время активизации малых нефтяных компаний. Понятно, что такие компании не смогут выйти ни на шельф, ни на полуостров Ямал – у них просто нет финансовых ресурсов. Однако возможностей для увеличения добычи за счет малых предприятий достаточно.
«ДЛ»: А каковы планы вашей компании?
– Планируем занимать 2,5% газового рынка России. Довести до полной мощности нефтяной и газоконденсатный промыслы, а также принимать посильное участие в разработке соседних площадей, для которых Восточно-Таркосалинское месторождение является плацдармом.
По оценкам экспертов, среди малых и средних предприятий ОАО «Таркосаленефтегаз» – одно из наиболее привлекательных для инвестиций. В целом, промышленные запасы Восточно-Таркосалинского месторождения составляют свыше 389 млрд. кубических метров газа, более 16 млн. тонн конденсата, почти 40 млн. тонн нефти. Геологоразведочные работы позволяют «Таркосаленефтегазу» наращивать запасы углеводородов. Богатство недр, мощный производственный потенциал и опыт акционеров, а также целенаправленная работа руководства дают все основания полагать, что добыча углеводородов будет расти столь же динамично и в будущем, а компания также успешно будет осваивать новые территории.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру