Подмигнул он ему на прощание...

Очередной крестовый поход на служебный транспорт, использующий спецсигналы и спецномера, начался с начала года в России.

Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, в котором впервые четко регламентирован порядок распределения мигалок и номеров с российским триколором, а также список должностных лиц, имеющих право на их использование. За последнее десятилетие кампания против спецсигналов и спецномеров проводилась дважды: в 1996 и 2000 годах. Однако к сокращению числа привилегированных машин (особенно на московских дорогах) ни одна попытка так и не привела. В основном потому, что порядок получения разрешений на установку спецаппаратуры ни разу не менялся. Да и вообще можно с уверенностью сказать, что никакого порядка никогда не было.
До недавнего времени решение о выдаче мигалок произвольно принимала специальная комиссия, которая разбирала каждое заявление отдельно. Причем конкретных критериев «отсева» просителей, конечно, не существовало. Именно по этим причинам многим коммерческим структурам удалось совершенно легально получить разрешение на спецномер или спецсигнал. А уж о количестве незаконно установленных спецсредств и вовсе не знает никто. Ведь мигалку можно свободно, как минимум за $20, приобрести практически в любом автомобильном магазине, не оформляя соответствующего разрешения. Статистика по «левым» машинам, принадлежащим предпринимателям, депутатам и их помощникам, криминальным структурам и т.д., отсутствует.
Инициатором новой чистки стал нынешний министр внутренних дел Борис Грызлов. Летом прошлого года он не раз заявлял, что количество лиц, имеющих право использовать проблесковые маячки на автомобилях, будет сокращено. Министр называл даже конкретное число: как минимум в пять раз. Правда, протолкнуть документ, который позволит этого добиться, Грызлову удалось только зимой. Но при этом он смог сделать большее: теперь контролировать исполнение постановления станет лично Михаил Касьянов.
Интересно, что правительство, приняв такое решение, рискует поссориться практически со всеми органами власти, как на федеральном уровне, так и в регионах. Определив четкий перечень должностных лиц, которые могут рассчитывать на сохранение своих мигалок, кабинет министров заявил о сокращении таких машин на 432 единицы в гражданских ведомствах и еще на 400 единиц в силовых ведомствах. Причем спецслужбам разрешили оборудовать мигалками только служебные автомобили со специальной окраской и спецголограммами. Исключение сделано лишь для руководства силовых ведомств. Их заместители могут украсить свое авто только спецномером с российским флажком. Мигалки им уже не положены. Естественно, что при таком положении дел недовольных останется очень много.
Пользуясь военной терминологией и нанеся основной удар по столице, правительство приняло решение о сокращении мигалок и в регионах, где их и без того было немного. Так, руководителям территориальных отделений федеральных органов власти теперь спецтранспорт не положен. То же касается и депутатов местных законодательных собраний, которые хотя и не ровня федеральным парламентариям, амбициями все же не обделены. Но это еще не самое болезненное. Региональных депутатов может успокоить хотя бы тот факт, что их коллегам в Госдуме мигалки тоже не положены.
Чего не скажешь о местных властях. Оборудовать специальными маячками и номерами свои машины разрешено отныне только губернаторам и председателям законодательных собраний. Именно этот момент скорее всего станет причиной острых дискуссий федерального центра с руководителями на местах. Конечно, противиться решению правительства смелости хватит не у всех, но тем не менее руководители крупных городов имеют полное право возмутиться. И не только потому, что спецтранспорт – отличительная черта высокого чиновника, а скорее оттого, что вице-губернаторам и их заместителям приходится очень часто выезжать на места аварий, чрезвычайных ситуаций, да и просто на плановые проверки. Первые ласточки грядущего конфликта уже начинают появляться. Официальных заявлений, естественно, ждать придется еще долго, но в беседах «без протокола» чиновники начали достаточно жестко высказываться о том, что свои мигалки и спецномера никому не отдадут. Как минимум, конфликт назревает в Москве и Санкт-Петербурге, где движение на дорогах самое интенсивное. Но на очереди и главы других регионов.
Обозначилась и еще одна острая тема. Несмотря на то, что федеральные власти пропагандируют единый подход для всех, некоторым отдельным структурам они все же делают поблажки. Так произошло с коммерческими организациями и негосударственными учреждениями. Согласно принятому документу, эта категория, часть которой сейчас легально или не совсем законно пользуется спецсигналами, потеряла право на установку маячков и отличительных знаков. Однако правительство, оформив запрет, сделало исключение для руководителей ОАО «Газпром» Алексея Миллера, РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса и концерна «Росэнергоатом» Эрика Поздышева. Им разрешили оборудовать свои служебные авто не только спецномерами, но и мигалками. Конечно, все три организации нельзя назвать коммерческими (главным их акционером является государство). Но, с другой стороны, они не являются и органами власти, которым можно пользоваться спецтехникой, как это следует из утвержденного документа. Вопрос действительно спорный, а значит, правительству придется разобрать не одно гневное письмо от полукоммерческих структур и крупных финансовых и промышленных групп. Кстати, председателя Торгово-промышленной палаты России, которым совсем недавно стал бывший премьер-министр Евгений Примаков, в списке получателей мигалок тоже нет.
Не совсем понятная ситуация складывается и со спецномерами. Несмотря на то, что выдавать их будут не так скупо, как мигалки, тем не менее жаркие споры могут возникнуть и по этому поводу. Элитные номера положены в первую очередь тем, кто есть в списке на мигалки, да еще их первым и просто заместителям. Плюс номера с флажком получат все члены Совета Федерации и все без исключения депутаты Госдумы. Вот только по аппаратам (правительства, Совета Федерации и Государственной думы) будет проведено сокращение. По каким критериям будут отбираться достойные? Неизвестно.
Так или иначе, ревизию служебных автомобилей, принадлежащих органам власти, планируется завершить до 1 апреля. Только после того, как все решится с чиновниками, ГИБДД дадут установку проверять машины с мигалками и конфисковывать незаконную аппаратуру. Массовые чистки на дорогах предположительно начнутся летом. К тому времени вступит в действие новая редакция Кодекса административных правонарушений, в котором по статье о незаконной установке спецсигналов прописана их возможная конфискация. Правда, там же оговаривается, что можно обойтись и обыкновенным штрафом. Так что скорее всего и такие по российским меркам радикальные правительственные шаги не приведут к заметному уменьшению на дорогах мигающих и кричащих машин.

Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Алексей ВОЛИН:
«Думаю, меры, предпринятые правительством, дадут должные результаты. Ведь раньше никогда не было такого четкого перечня: кому и что положено. В разное время принимались попытки исправить ситуацию, но они завершались лишь уточнением критериев выдачи разрешений на спецсигналы, которых, собственно, по сути и не существовало. Так что и уточнять было нечего. Решение комиссии зависело оттого, насколько удастся убедить ее членов в том, что данному человеку сигнал жизненно необходим. Теперь не нужно никакой комиссии. Есть конкретный список должностей.
Порядок ежегодного обновления разрешений на спецтехнику никто не отменял. Поэтому до 1 апреля тем, кому положено, будут выданы новые документы, а специальный батальон ГИБДД, у которого есть полномочия останавливать любую машину, начнет проводить плановые рейды. Районы, где чаще всего встречаются любители незаконно пользоваться мигалками, достаточно хорошо известны. Что же касается местных властей, то, если у их представителей нет ума и они собираются ссориться с федеральными властями из-за каждой мелочи, зачем такой работник нужен. Выезжать на стихийные бедствия и аварии можно и на милицейской машине со спецокраской, на которой будет стоять мигалка. И вообще я считаю, что этот разговор в пользу бедных. Для чиновника высокого ранга не проблема заказать на вызов машину сопровождения, оборудованную должным образом».

Начальник ГИБДД МВД России генерал-лейтенант милиции Владимир ФЕДОРОВ:
«Сотрудники ГИБДД будут жестко исполнять решение правительства о сокращении числа проблесковых маячков на автомобилях. Подчеркиваю, все в рамках закона. Ловить владельцев автомашин, нелегально установивших мигалки, мы начнем с 1 июля нынешнего года. К этому времени государственные учреждения разберутся с тем, кому положены, а кому не положены мигалки и спецномера. Только после этого мы сможем вылавливать нарушителей.
А сейчас у нас нет полномочий останавливать такие машины, изымать маячки и наказывать водителя. Погладим его по головке и отпускаем».

Право на установку мигалок на служебные авто имеют:
Руководство Администрации Президента РФ
Управляющий делами Администрации Президента РФ
Члены Правительства России
Руководство аппарата Правительства РФ
Руководители спецслужб (ФСНП, ГТК, ФАПСИ, МВД, ФСО, ФСБ и др.)
Начальник Генштаба
Председатель Центрального банка России
Председатель Совета Федерации и его заместители, руководитель аппарата
Спикер Государственной думы и его заместители, руководитель аппарата
Руководители фракций ГД и депутатских групп
Судьи Конституционного суда
Главы Верховного и Высшего арбитражного судов и их заместители
Генеральный прокурор и его заместители
Глава Счетной палаты РФ
Председатель Пенсионного фонда России
Председатель Российской академии наук
Председатель Центризбиркома РФ
Губернаторы и председатели законодательных собраний
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и их заместители
Главы ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и концерна «Росэнергоатом»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру