Иностранные инвестиции: реалии и перспективы

1 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 231

Сейчас Казахстан трудно представить без активного международного сотрудничества. Потенциал государства, возможности его рынка становятся предметом детального изучения в зарубежных инвестиционных кругах.

Пионером в освоении казахстанского рынка стала американская компания Chevron. В 1992 году правительство Казахстана подписало с ней 20-миллиардный контракт на разработку одного из богатейших в мире нефтяных месторождений Тенгиз. Созданное в рамках контракта с. п. «Тенгизшевройл» уже производит около трети всего объема казахстанской нефти (в 2001 году в Казахстане произведено 37 млн. т нефти), что благоприятно сказывается и на поступлениях в бюджет нашей страны. В 2000 году компания направила в бюджет в виде дивидендов и роялти $700 млн., в 2001 году – $900 млн.
Работая с Chevron (как, впрочем, и с другими компаниями), правительство твердо придерживается принципа обеспечения стабильности заключенных контрактов. В противном случае невозможно говорить о наличии благоприятного инвестиционного климата в стране. Такая политика привлекает все большее число крупных и средних иностранных компаний на казахстанский рынок. Сегодня практически все известные в мире компании успешно работают в Казахстане.
За 10 лет в казахстанскую экономику было привлечено прямых инвестиций на сумму более $12 млрд. В пересчете объема инвестиций на душу населения Казахстан уверенно лидирует среди постсоветских стран и находится в головной части постсоциалистических государств, включая Восточную Европу. В первую тройку инвесторов входят США (36%), Великобритания (17%) и Италия (13%).
По мнению представителей зарубежных финансовых кругов, инвестиционный климат в Казахстане выгодно отличается в сравнении с ситуацией на рынках других постсоветских государств. Это подтвердил и находившийся в Астане в декабре 2001 года президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. Так считают и руководители крупнейших иностранных компаний, работающих в нашей стране.
Конечно, инвестиционная ситуация в Казахстане, как и в других странах-реципиентах, не является идеальной. По-прежнему срабатывают рудименты прошлого: излишнее обюрокрачивание ряда процедур, коррупционные действия чиновников, стереотипизация иностранных предпринимателей как противников национальных интересов. Раньше таких проявлений было слишком много, сейчас они встречаются гораздо меньше, но все же присутствуют, несколько охлаждая инвестиционный климат. Поэтому по предложению президента Нурсултана Назарбаева был создан Совет иностранных инвесторов. Работая под его председательством на протяжении пяти лет, этот форум, несомненно, сыграл важную роль в укреплении взаимодействия между инвестиционными кругами и правительством. Все дискуссионные и спорные проблемы в достаточно откровенной форме обсуждаются на заседаниях совета, которые проводятся два раза в год. Совет выпускает газету, где публикуются материалы, в том числе казахстанские законы, указы и распоряжения президента, постановления правительства, представляющие практический интерес для иностранных инвесторов. Кроме того, под эгидой правительства работает специальная комиссия по решению спорных инвестиционных вопросов, возникающих из-за разной трактовки сторонами положений контрактов.
Важную роль для обеспечения благоприятного инвестиционного климата сыграли законы об иностранных инвестициях и о государственной поддержке прямых инвестиций. В соответствии с этими документами иностранные инвесторы получили значительные преференции и защиту собственных законных прав. Казахстанское законодательство, например, предусматривает гарантии от изменения правовых условий, ухудшающих положение инвестора, в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций, а также от экспроприации и незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Законы Казахстана об иностранных инвестициях предусматривают также льготное налоговое и таможенное обложение в течение 5 лет при условии инвестирования в приоритетные секторы экономики. Эти меры нацелены на то, чтобы привлечь больше средств в неэнергетические отрасли, поскольку около половины всех привлеченных инвестиций было направлено в нефтегазовый сектор.
Действительно, в 2000 году рост ВВП составил 9,6%, в 2001 году – 13%. Существенно поднялись все отрасли экономики, в том числе сельское хозяйство и капитальное строительство. В стране сохраняется низкий уровень инфляции – не более 7% в год. После введения правительством гарантий вкладов физических лиц в коммерческих банках эти финансовые институты смогли сконцентрировать на своих счетах около $1,5 млрд. По мнению зарубежных экспертов, финансовый сектор Казахстана сбалансирован и развит, что положительно сказывается на общем состоянии экономики. Международные финансовые институты присвоили нашей стране высокие кредитные рейтинги, что позволяет правительству успешно справляться с долговыми обязательствами. Казахстан не имеет задолженности перед МВФ, досрочно выплатив $400 млн. Впервые в истории Казахстана создан Национальный фонд, средства которого формируются в основном за счет сверхдоходов от энергетического сектора. На счетах фонда накоплено $1,3 млрд. Другими словами, в стране и у страны появились значительные финансовые средства.
Современный Казахстан в представлении иностранных инвесторов ассоциируется с огромными возможностями в разведке и добыче углеводородов. И это, скорее, положительный фактор, имеющий мало общего с расхожим стереотипом о сырьевом характере экономики. Сырьевые ресурсы играют важную, но не определяющую роль в казахстанской экономике. Было бы более правильно рассматривать энергетический потенциал Казахстана в качестве подспорья в таком важном деле, как диверсификация экономики страны. Кроме того, правительство считает принципиально важным направить доходы нефтегазового сектора на дальнейшее укрепление и развитие социальной сферы: здравоохранения, образования, спорта.
С обнаружением огромных запасов углеводородов (более 25 млрд. т нефти) на шельфе Каспийского моря в ближайшие годы в Казахстане ожидается инвестиционный бум. Для того, чтобы в нормативно-правовом плане упорядочить этот процесс, правительство разработало концепцию освоения шельфа Каспийского моря. Ведущие геофизические компании приступают к изыскательским работам на соответствующих блоках. Правительство открыто для сотрудничества со всеми иностранными компаниями, которые готовы работать строго в соответствии с казахстанским законодательством, с учетом интересов отечественных инвесторов.
В этих условиях становится все более актуальным решение проблемы юридического статуса Каспийского моря. Казахстан неизменно выступает за активные переговоры между всеми пятью прикаспийскими государствами. Но первостепенное значение приобретает вопрос разграничения дна моря в целях обретения прав на недропользование. Тем более практически все прикаспийские страны (за исключением Ирана) уже высказались в пользу такого подхода к решению проблемы правового статуса Каспия. Сейчас между правительствами Казахстана и России ведутся переговоры о проведении модифицированной срединной линии по дну Каспийского моря. Казахстанская сторона исходит во время переговоров из имеющихся норм и положений международного права, а также принципов практической целесообразности, опираясь при этом на Декларацию о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие между двумя государствами, а также Соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря с целью соблюдения суверенных прав на недропользование». Эти чрезвычайно важные документы были подписаны президентами Казахстана и России еще в 1998 году. Казахстан в интересах взаимовыгодного сотрудничества с Россией на Каспии готов пойти на широкие компромиссы, но, разумеется, не в ущерб собственным долгосрочным интересам.
В Казахстане рассчитывают на более активное присутствие российских компаний в экономике страны. Первый обнадеживающий сигнал – решение о создании на базе Экибастузской ГРЭС-2 совместного предприятия с РАО «ЕЭС». На очереди немало других перспективных проектов, призванных в должной мере задействовать потенциал двустороннего сотрудничества.
Инвестиционный климат – своеобразный критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к экономике и правовой системе конкретной страны. Казахстан здесь не исключение. Без иностранного капитала и технологий было бы сложно обеспечить устойчивое экономическое развитие нашей страны. Поэтому дальнейшее улучшение инвестиционного климата, создание стабильных условий для деятельности иностранных инвесторов будут и впредь находиться в фокусе пристального внимания правительства. С этой целью планируется задействовать все возможные формы работы, включая интерактивный диалог. В апреле нынешнего года в Алма-Ате состоится очередной саммит государств Евразии под эгидой давосского Всемирного экономического форума. Помимо глав государств и правительств, ожидается участие представителей финансово-инвестиционных и юридических компаний из многих развитых государств мира. В Казахстане возлагают большие надежды и на участие в работе Евразийского экономического форума российской бизнес-элиты.



Партнеры