Освобождение от нефтезависимости

В последнее время стало модным говорить о шаткости российского экономического роста, связанной с его якобы глубинной зависимостью от нефтяных цен.
Было бы глупо настаивать на обратном, но и преувеличивать эту зависимость не стоит.

Динамика российской экономики в 2000–2001 годах действительно довольно сильно зависела от цен на нефть. Высокие мировые цены, а также значительный прирост физического объема экспорта в 2000 и 2001 годах привели к увеличению валютной выручки от продажи нефти на $60 млрд. 30% этой суммы было использовано для увеличения импорта. Остальные средства пошли в накопление: около $24 млрд. осело в резервах ЦБ, $10 млрд. осталось в корпоративном секторе и еще $8 млрд. попало в государственные резервы. Именно эти 70%, или свыше $40 млрд., различным образом впитавшиеся в экономику страны с уже почти рыночной инфраструктурой, сделали ее другой.
Поэтому даже значительное снижение мировых цен на нефть, ожидающееся в наступившем году, приведет лишь к замедлению экономического роста. Но катастрофы не предвидится. Экономический рост в России в 2002 году может составить 3,5%, что в сравнении с США и Европой (прежде всего Германией), где роста не ожидается, выглядит вполне прилично. Связано это прежде всего с тем, что благоприятная ситуация на внешних рынках в предыдущие два года позволила российским компаниям и денежным властям накопить значительные финансовые резервы, которые помогут смягчить ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидающееся в году нынешнем.
При анализе составляющих ВВП России за 2001 год становится ясно, что уже в прошлом году преобладающими факторами российского роста стали внутреннее потребление и инвестиции в основные средства, динамика которых перевесила негативные последствия сокращения чистого экспорта, связанного с падением экспортной выручки и ростом импорта из дальнего зарубежья. Таким образом, смена декораций произошла уже в прошлом году, когда экономический рост перестал базироваться на росте чистого экспорта.
Отрицательное воздействие мирового экономического спада может быть частично компенсировано за счет использования накопленных средств, а снижение экспортной выручки и его последствия для инвестиционных проектов могут оказаться несколько смягчены использованием офшорных накоплений экспортеров. В то же время рост внутреннего спроса компенсирует снижение внешнего спроса.
Принимая во внимание нашу прогнозную цену на нефть Urals ($16–18/барр.), выручка экспортеров должна сократиться приблизительно на $12 млрд. Впрочем, эта сумма может оказаться на $1–2 млрд. меньше благодаря наращиванию физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Более того, на фоне ожидаемого отрицательного экономического роста в Японии и его нулевого значения в Европе и США экспортные поставки других традиционных товаров российского экспорта, по всей видимости, также сократятся на 4–5%. Таким образом, в 2002 году общая экспортная выручка может сократиться до $95 млрд. Вместе с тем положение может быть несколько поправлено.
За счет чего? Первое – за счет дальнейшего снижения оттока капитала. Второе – уменьшения суммы, причитающейся внешним кредиторам в счет обслуживания суверенного долга. И третье – приостановления роста международных резервов страны.

Бюджет: положение (возможно) осложняется
Закон о Государственном бюджете России на текущий год рассчитывался, опираясь на среднегодовую цену нефти Urals на уровне $23,5/барр. Однако в него встроен целый ряд механизмов, позволяющих бюджету приспосабливаться к изменению нефтяных цен в довольно широком диапазоне. Все, как это часто бывает в последнее время в России, будет зависеть от наличия политической воли пожертвовать некоторыми важными статьями бюджета.
При среднегодовой цене нефти на уровне $18/барр. бюджет будет сведен без профицита и запланированные резервы в размере $3,5 млрд., переходящие на будущий финансовый год, сформированы не будут. Более того, $2,5 млрд. резервов, доставшихся в наследство от 2001 года, придется потратить на финансирование расходных статей. И, наконец, правительству потребуется разместить еврооблигации на запланированную сумму в $2 млрд. Этот сценарий совсем не выглядит катастрофичным для бюджета.
При средней цене нефти выше $14/барр. потребуется уже реальное сокращение расходов. В дополнение к уже перечисленным источникам финансирования придется воспользоваться возможностью сокращения незащищенных расходных статей бюджета на сумму $2 млрд. и выставить на продажу государственную собственность на сумму $1,5 млрд. Сокращение расходов может отразиться на политической поддержке нынешнего руководства страны.
Только при цене Urals ниже $14/барр. придется задействовать не только все источники финансирования и пойти на все возможные сокращения расходов, но вновь вернуться к теме списания или реструктуризации долга Парижскому клубу. Иначе стабильность экономики окажется под угрозой. Чтобы успешно договориться с кредиторами, России необходимо сохранить хорошие отношения с крупнейшими странами-членами клуба, особенно с Германией.
Если России удастся успешно исполнить бюджет при всех описанных уровнях цены на нефть, то макроэкономические показатели страны останутся вполне приемлемыми. При средней цене нефти выше $23,5/барр. мы увидим возобновление роста резервов ЦБ и дальнейшее укрепление реального обменного курса рубля (превышение внутренней рублевой инфляции над темпами девальвации национальной валюты). Если же нефть подешевеет до уровня ниже $14/барр. (и если Россия добьется облегчения долгового бремени), то золотовалютные резервы несколько сократятся, а рубль будет девальвироваться вместе с инфляцией.

2003 год – год новых возможностей,
а не начало финансового коллапса
Выплаты по внешнему долгу, приходившиеся на 2003 год, должны были составить $18,15 млрд. Еще год назад это вселяло просто панический страх, и многие аналитики предвещали огромные неприятности. Сейчас складывается впечатление, что российское правительство действительно прислушалось к этим предупреждениям и предприняло целый ряд превентивных мер. В декабре 2001 года было официально объявлено о досрочном погашении долга МВФ в размере $1,4 млрд.
В дополнение к этому, по различным оценкам, правительство через афиллированные банки и финансовые структуры выкупило собственные валютные облигации с погашением в 2003 году на сумму более $1,2 млрд. (из общего объема данных бумаг в $3,5 млрд. по номиналу). Если эти оценки верны, то объем погашения внешнего долга в 2003 году составит около $15,5 млрд., что вполне по силам России.
Если в 2002 году цены на нефть действительно обвалятся, России, возможно, удастся выторговать уже обсуждавшееся частичное списание и/или реструктуризацию долга Парижскому клубу в объеме $44,8 млрд. В 2001 году такая попытка провалилась из-за высоких цен на нефть. И хотя российские политики пока молчат по этому поводу (по вполне понятным причинам, принимая во внимание фиаско 2001 года), списание части долга может дать бюджету страны дополнительное поле для маневра в 2003 году.
Если предположить, что России удастся договориться с Парижским клубом на тех же условиях, что в свое время с Лондонским, то в 2003 году ей придется заплатить еще на $2,8 млрд. меньше. Конечно, это пока не более чем предположение, однако цифры указывают на то, что бюджет вполне сможет выдержать изменение цены нефти в большем диапазоне, чем в него заложено ныне.

Уровень внешнего долга скоро станет неприлично малым
Уровень внешнего долга продолжает быстро снижаться. В абсолютном выражении в 2002 году его объем должен был сократиться на 5,7% со $144,8 млрд. до $137 млрд., а к 2003 году его сумма должна составить уже $132,1 млрд., то есть еще на 3,6% меньше. Это сокращение, скорее всего, затронет все категории российского долга, включая обязательства перед Парижским клубом, государствами-кредиторами, внешнеторговыми кредиторами и международными финансовыми организациями. Расти будет, пожалуй, лишь рыночный, более дорогостоящий долг, представленный суверенными еврооблигациями.
В относительном выражении цифры снижения задолженности выглядят еще более убедительно. Так, отношение долга к ВВП в 2001 году – 47% – должно снизиться к 2003 году до мизерного значения в 35%. В дополнение к платежам относительное долговое бремя России должен облегчить экономический рост и динамика обменного курса. При сохранении профицита бюджета правительство сможет избавиться от значительной доли своих обязательств, высвободив тем самым ресурсы для поддержания роста экономики страны.
Таким образом, нефть, хотя и остается важным фактором экономического развития России, но постепенно теряет свое определяющее значение. Экономика страны наконец начала освобождаться от нефтяной зависимости. До полного выздоровления еще далеко, но начало положено хорошее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру