В последнее время стало модным говорить о шаткости российского экономического роста, связанной с его якобы глубинной зависимостью от нефтяных цен.
Было бы глупо настаивать на обратном, но и преувеличивать эту зависимость не стоит.
Динамика российской экономики в 2000–2001 годах действительно довольно сильно зависела от цен на нефть. Высокие мировые цены, а также значительный прирост физического объема экспорта в 2000 и 2001 годах привели к увеличению валютной выручки от продажи нефти на $60 млрд. 30% этой суммы было использовано для увеличения импорта. Остальные средства пошли в накопление: около $24 млрд. осело в резервах ЦБ, $10 млрд. осталось в корпоративном секторе и еще $8 млрд. попало в государственные резервы. Именно эти 70%, или свыше $40 млрд., различным образом впитавшиеся в экономику страны с уже почти рыночной инфраструктурой, сделали ее другой.
Поэтому даже значительное снижение мировых цен на нефть, ожидающееся в наступившем году, приведет лишь к замедлению экономического роста. Но катастрофы не предвидится. Экономический рост в России в 2002 году может составить 3,5%, что в сравнении с США и Европой (прежде всего Германией), где роста не ожидается, выглядит вполне прилично. Связано это прежде всего с тем, что благоприятная ситуация на внешних рынках в предыдущие два года позволила российским компаниям и денежным властям накопить значительные финансовые резервы, которые помогут смягчить ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидающееся в году нынешнем.
При анализе составляющих ВВП России за 2001 год становится ясно, что уже в прошлом году преобладающими факторами российского роста стали внутреннее потребление и инвестиции в основные средства, динамика которых перевесила негативные последствия сокращения чистого экспорта, связанного с падением экспортной выручки и ростом импорта из дальнего зарубежья. Таким образом, смена декораций произошла уже в прошлом году, когда экономический рост перестал базироваться на росте чистого экспорта.
Отрицательное воздействие мирового экономического спада может быть частично компенсировано за счет использования накопленных средств, а снижение экспортной выручки и его последствия для инвестиционных проектов могут оказаться несколько смягчены использованием офшорных накоплений экспортеров. В то же время рост внутреннего спроса компенсирует снижение внешнего спроса.
Принимая во внимание нашу прогнозную цену на нефть Urals ($16–18/барр.), выручка экспортеров должна сократиться приблизительно на $12 млрд. Впрочем, эта сумма может оказаться на $1–2 млрд. меньше благодаря наращиванию физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Более того, на фоне ожидаемого отрицательного экономического роста в Японии и его нулевого значения в Европе и США экспортные поставки других традиционных товаров российского экспорта, по всей видимости, также сократятся на 4–5%. Таким образом, в 2002 году общая экспортная выручка может сократиться до $95 млрд. Вместе с тем положение может быть несколько поправлено.
За счет чего? Первое – за счет дальнейшего снижения оттока капитала. Второе – уменьшения суммы, причитающейся внешним кредиторам в счет обслуживания суверенного долга. И третье – приостановления роста международных резервов страны.
Бюджет: положение (возможно) осложняется
Закон о Государственном бюджете России на текущий год рассчитывался, опираясь на среднегодовую цену нефти Urals на уровне $23,5/барр. Однако в него встроен целый ряд механизмов, позволяющих бюджету приспосабливаться к изменению нефтяных цен в довольно широком диапазоне. Все, как это часто бывает в последнее время в России, будет зависеть от наличия политической воли пожертвовать некоторыми важными статьями бюджета.
При среднегодовой цене нефти на уровне $18/барр. бюджет будет сведен без профицита и запланированные резервы в размере $3,5 млрд., переходящие на будущий финансовый год, сформированы не будут. Более того, $2,5 млрд. резервов, доставшихся в наследство от 2001 года, придется потратить на финансирование расходных статей. И, наконец, правительству потребуется разместить еврооблигации на запланированную сумму в $2 млрд. Этот сценарий совсем не выглядит катастрофичным для бюджета.
При средней цене нефти выше $14/барр. потребуется уже реальное сокращение расходов. В дополнение к уже перечисленным источникам финансирования придется воспользоваться возможностью сокращения незащищенных расходных статей бюджета на сумму $2 млрд. и выставить на продажу государственную собственность на сумму $1,5 млрд. Сокращение расходов может отразиться на политической поддержке нынешнего руководства страны.
Только при цене Urals ниже $14/барр. придется задействовать не только все источники финансирования и пойти на все возможные сокращения расходов, но вновь вернуться к теме списания или реструктуризации долга Парижскому клубу. Иначе стабильность экономики окажется под угрозой. Чтобы успешно договориться с кредиторами, России необходимо сохранить хорошие отношения с крупнейшими странами-членами клуба, особенно с Германией.
Если России удастся успешно исполнить бюджет при всех описанных уровнях цены на нефть, то макроэкономические показатели страны останутся вполне приемлемыми. При средней цене нефти выше $23,5/барр. мы увидим возобновление роста резервов ЦБ и дальнейшее укрепление реального обменного курса рубля (превышение внутренней рублевой инфляции над темпами девальвации национальной валюты). Если же нефть подешевеет до уровня ниже $14/барр. (и если Россия добьется облегчения долгового бремени), то золотовалютные резервы несколько сократятся, а рубль будет девальвироваться вместе с инфляцией.
2003 год – год новых возможностей,
а не начало финансового коллапса
Выплаты по внешнему долгу, приходившиеся на 2003 год, должны были составить $18,15 млрд. Еще год назад это вселяло просто панический страх, и многие аналитики предвещали огромные неприятности. Сейчас складывается впечатление, что российское правительство действительно прислушалось к этим предупреждениям и предприняло целый ряд превентивных мер. В декабре 2001 года было официально объявлено о досрочном погашении долга МВФ в размере $1,4 млрд.
В дополнение к этому, по различным оценкам, правительство через афиллированные банки и финансовые структуры выкупило собственные валютные облигации с погашением в 2003 году на сумму более $1,2 млрд. (из общего объема данных бумаг в $3,5 млрд. по номиналу). Если эти оценки верны, то объем погашения внешнего долга в 2003 году составит около $15,5 млрд., что вполне по силам России.
Если в 2002 году цены на нефть действительно обвалятся, России, возможно, удастся выторговать уже обсуждавшееся частичное списание и/или реструктуризацию долга Парижскому клубу в объеме $44,8 млрд. В 2001 году такая попытка провалилась из-за высоких цен на нефть. И хотя российские политики пока молчат по этому поводу (по вполне понятным причинам, принимая во внимание фиаско 2001 года), списание части долга может дать бюджету страны дополнительное поле для маневра в 2003 году.
Если предположить, что России удастся договориться с Парижским клубом на тех же условиях, что в свое время с Лондонским, то в 2003 году ей придется заплатить еще на $2,8 млрд. меньше. Конечно, это пока не более чем предположение, однако цифры указывают на то, что бюджет вполне сможет выдержать изменение цены нефти в большем диапазоне, чем в него заложено ныне.
Уровень внешнего долга скоро станет неприлично малым
Уровень внешнего долга продолжает быстро снижаться. В абсолютном выражении в 2002 году его объем должен был сократиться на 5,7% со $144,8 млрд. до $137 млрд., а к 2003 году его сумма должна составить уже $132,1 млрд., то есть еще на 3,6% меньше. Это сокращение, скорее всего, затронет все категории российского долга, включая обязательства перед Парижским клубом, государствами-кредиторами, внешнеторговыми кредиторами и международными финансовыми организациями. Расти будет, пожалуй, лишь рыночный, более дорогостоящий долг, представленный суверенными еврооблигациями.
В относительном выражении цифры снижения задолженности выглядят еще более убедительно. Так, отношение долга к ВВП в 2001 году – 47% – должно снизиться к 2003 году до мизерного значения в 35%. В дополнение к платежам относительное долговое бремя России должен облегчить экономический рост и динамика обменного курса. При сохранении профицита бюджета правительство сможет избавиться от значительной доли своих обязательств, высвободив тем самым ресурсы для поддержания роста экономики страны.
Таким образом, нефть, хотя и остается важным фактором экономического развития России, но постепенно теряет свое определяющее значение. Экономика страны наконец начала освобождаться от нефтяной зависимости. До полного выздоровления еще далеко, но начало положено хорошее.