В ожидании весеннего обострения

Как свидетельствует медицина, весенние обострения, если к ним не готовиться заранее, опасны для здоровья и чреваты непредсказуемыми последствиями.
Это утверждение актуально не только в жизни, но и в политике. Поэтому в последний месяц зимы «ДЛ» решил получить у наших экспертов ответы на следующие два сакраментальных вопроса: «Чьей отставки ждать?» и «Кого назначат?».

Сергей КАЗЕННОВ, заведующий сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН:
«Пока экономика держится, но через два месяца властям могут потребоваться жертвоприношения. Хорошо известно, что теряющий высоту воздушный шар может исправить положение только одним способом – скинуть баласт. Так и нынешняя власть будет скидывать баласт. Однако для этого потребуются серьезные знаковые фигуры, которые удовлетворят общество. Не исключаю, что дело может дойти и до премьера правительства Михаила Касьянова. Тем более во времена, когда Государственная дума перестала быть громоотводом, на лобном месте должно оказаться правительство».

Валерий ФЕДОРОВ, директор Центра политической конъюнктуры:
«В 2002 году продолжится общее ухудшение мировой экономической конъюнктуры. Как следствие – низкая устойчивость российского экономического роста, высокая опасность сокращения доходов бюджета. Когда денег становится меньше, первыми страдают «доходные ведомства» – Таможенный комитет и Министерство по налогам и сборам. Их руководители пришли во власть еще до Владимира Путина, а значит, лишены гарантии безусловной поддержки главы государства. Именно против них будут направлены в ближайшие месяцы наиболее яростные атаки претендентов на «хлебные места».
В новом году в стадию реализации входят сразу несколько реформ – энергетическая, жилищно-коммунальная, пенсионная, железнодорожная. Руководители каждой из этих отраслей либо курирующих органов находятся под угрозой снятия, и предсказать, чья голова падет первой, сложно. Наименьшие шансы сохранить свой пост – у председателя Госстроя Анвара Шамузафарова: столь сложная реформа, как ЖКХ, по плечу только крупному политику, а его к таким не отнесешь. Соответственно, ближе к концу года Шамузафаровым могут пожертвовать, когда придет время искать виновных за отсутствие успехов в этом направлении.
Чрезвычайно «горячим» остается место руководителя РАО «ЕЭС», но бойцовские качества Анатолия Чубайса пока не внушают серьезных опасений. Возможно, претензии к менеджменту РАО будут сниматься путем замены менеджеров второго плана.
Из других госкомпаний под вопросом остается судьба руководства «Аэрофлота». Контракт нынешнего гендиректора Валерия Окулова истекает этим летом.
Маловероятно, что к концу года в составе правительства останется Министерство путей сообщения. «Новому старому» министру Геннадию Фадееву исполняется в апреле 65 лет, а значит, пост ему придется покидать всего через несколько месяцев после назначения. Ведомство же могут влить в состав объединенного Министерства транспорта.
Еще один потенциальный пенсионер в правительстве – председатель Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой (ему 65 будет в декабре). Борьба за руководство Единым тарифным органом (новое название ФЭК) развернется уже летом.
Наиболее высоки ставки в конкуренции за пост председателя Центробанка – полномочия Виктора Геращенко истекают осенью. Это означает, что всю весну мы будем объектами ожесточенной пропаганды и контрпропаганды претендентов на его кресло».

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
«Кадровые изменения, безусловно, будут. Однако зачастую предсказать новых назначенцев просто невозможно. Кто мог предсказать Сергея Миронова? Никто и не предсказал.
Новые назначенцы – все люди исключительно мало известные. Как теперь принято говорить – знакомые знакомых. То кадровое обновление, которое сейчас идет, к сожалению, демонстрирует порочность такой кадровой практики, а своею непредсказуемостью оно эту порочность подчеркивает. Назначаются люди, которых никто не знает именно потому, что они себя очень мало проявили в предшествующий период.
Популярные сегодня анекдоты про питерских, увы, отражают нынешнюю реальность. В стране нет системы подготовки кадров. Но ее не смогли построить предыдущие правители, которых сейчас и будут снимать.
Однако предсказать, «кого снимут», так же трудно, поскольку и весь оставшийся от первого режима слой чиновников, представители первого путинского режима, каковые на посты назначались на скорую руку, исторически обречены на то, чтобы быть замененными. Но заменять их будут по мере нахождения кандидатур, способных вести конкретную работу. Таким образом, когда будут найдены и отсеяны люди даже не из второго, а из третьего эшелона, тогда и произойдут новые назначения. Пока же эти люди из третьего эшелона неизвестны. Новая генерация будет реализовываться постепенно.
Тех же, кого снимут, скорее всего, в обиде не оставят, но много власти не дадут. Им будут подобраны посты, на которых они смогут использовать свой потенциал.
Кстати, намечающийся кадровый переполох – это хороший урок москвичам, которым надо быть поменьше коррумпированными и побольше думать о государственной политике».

Леонтий БЫЗОВ, Российский независимый институт социальных и национальных проблем:
«Известно, что сейчас за место во власти борется несколько команд. С моей точки зрения, Владимир Путин боится радикально форсировать смену персон. Все дело в том, что та команда силовиков, влияние которой он хотел бы расширить, пока проявляет себя достаточно слабо.
В ближайшее время возможны отставки целого ряда полномочных представителей, которыми недоволен Путин. В первую очередь это касается Петра Латышева и Константина Пуликовского. В последнюю очередь – Виктора Черкесова, который наиболее близок к Путину. По-видимому, в течение года двое или трое полпредов будут заменены.
Проблемы также возникнут у целого ряда членов кабинета министров. Складывается впечатление, что будет заменен Алексей Кудрин. Хотя пока неясно, на кого. Очень может быть, что в конце года заменят и Анатолия Чубайса на наиболее удобную кандидатуру. Это укладывается в рамки президентской стратегии назначения на главные посты в естественных монополиях кого-то из близких людей. При этом структура в целом не меняется.
С Александром Волошиным и другими влиятельными фигурами администрации президента ситуация пока не ясна. О готовящейся отставке Волошина говорят давно. Однако Владимир Путин явно с ней медлит, так как у него все еще нет подходящих кандидатур. Дмитрий Козак, как кажется многим, явно не тянет. Игорь Сечин, глава определенного клана при президентской администрации, также пока рассматривается в основном как некая теневая фигура. Несмотря на отсутствие замены в течение года, а может быть, и до лета, Волошин будет убран. Тем более он и сам к этому стремится и даже претендовал на пост министра МПС, но в назначении ему отказали. Естественно, в случае ухода Волошина будет заменен весь политический блок в администрации».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру