Кабриолет, май пипл гоу!

Хороша “Наташа”. И почти что наша

  В детстве все мы любили смотреть парад по телевизору. Помните знаменитое: “Здравствуйте, товарищи!”. “Ва-ва-ва-ва-ва-ва!!!” И так далее. Но гораздо сильнее парада нас привлекали красивые “ЗИЛы” с откидным верхом, на одном из которых гордо стоял главком. Те машины используются и до сих пор, благо, что находятся в идеальном состоянии, ведь выезжают из гаража они только раз в год. Об этих ставших уже культовыми кабриолетах написано и рассказано столько, что даже повторять неинтересно. Ведь они были первыми в СССР автомобилями без крыши, оцениваемыми сегодня на аукционах в США в сумму от 400000 до 600000 долларов.
    
    
Никто не удивится, узнав, что 20—30 лет назад ни один наш автозавод не выпускал кабриолеты. Якобы не было спроса. А его и не было именно потому, что организовать производство кабриолетов у нас так никто и не удосужился.
     Там, “наверху” рассудили так: “Страна у нас северная, какие там на хрен кабриолеты! Главное, чтобы печки надежно работали”. Вот так мы чуть ли не единственные в мире и остались без открытых машин.
     Правда, был выдвинут и другой тезис: “При производстве массового автомобиля для массового потребителя не до изысков. Главное — побольше и попроще”. Первым восстал против подобной аргументации именно массовый потребитель. Увы, не у нас.
     В тогдашней Германии наши “Самары” пользовались немалым успехом благодаря той самой простоте и тому, сколько эта простота стоила. Но со временем бюргерам стали надоедать машины одинаковые не только по простоте устройства, но и по такой же незамысловатости внешнего оформления. Они захотели получить автомобиль уже по своему вкусу. А вкус у немцев весьма взыскательный, и кабриолеты им очень нравятся, несмотря на капризы погоды. Обладатели “Самар” все настойчивее жаждали общения с природой без отрыва от “баранки”.
     Собственно, первые открытые версии “ВАЗ-2108” были ближе не к кабриолетам, а к ландо. Во всяком случае, над передними сиденьями сохранялась крыша, хотя и сведенная к минимуму за счет люка. Вместо задка, срезанного вместе с задней дверью, на кузове крепили пластиковое “корыто”, служившее одновременно и багажником, и нишей для укладки синтетического тента с мягкими боковыми и задним стеклами. Сложенный тент занимал и часть пространства за спинкой заднего сиденья, так что комфорта в новой “восьмерке” поубавилось. Но, несмотря ни на что, это был все же кабриолет, да еще и с налетом экзотики. Получивший обозначение “Lada Samara Fun”, он пришелся по душе тем, кто не имел значительных счетов в банке, но страстно хотел ездить в открытой машине.
     Пример немцев оказался заразителен, и годом позже при активном содействии компании “Scaldia Volga”, продававшей советские автомобили в Бельгии, на свет появилась еще одна версия кабриолета на базе “ВАЗ-2108”. Собственно, это тоже был вариант ландо, но с более элегантным кузовом и измененной системой ручной укладки крыши. Все то же “корыто” становится более элегантным, появляется отдельный багажник, более рационально используется место за спинкой заднего сиденья. В сложенном виде тент крыши закрывался специальным чехлом. В результате уровень комфорта не изменялся, а себестоимость доработки кузова была значительно ниже, чем у немцев.
     Новая модель получила название “Natasha” и стала родоначальницей всех последующих кабриолетов на базе “Самары”. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открылись небольшие производства, где новые автомобили выпускали мелкими партиями. Основная часть их уходила на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались огромным успехом в течение 5 лет. На Барселонском салоне 1996 г. глава испанского отделения “Lada International” Хулио Гарсия Мартинес высказывал сожаления по поводу прекращения поставок в Испанию версии “Natasha”. А между тем никто не сворачивал сборку так полюбившихся испанцам кабриолетов. Просто все они стали уходить в Россию, где у них также появилось немало поклонников. Одно время даже шли разговоры о развертывании своего рода многонационального производства “Кабрио-Самар” с участием немцев, французов, бельгийцев и чехов. Но вскоре проект развалился...
     А между тем в самой Чехии из-под “пера” выдающегося дизайнера Вацлава Крала выходит еще один вариант открытой “восьмерки”. Как рассказал маэстро, ему стало интересно, что же можно сделать из тольяттинской малолитражки. После года поисков и проработок он создает кабриолет “Bohemia” и в 1993 г. показывает его на персональной выставке в Праге. Некая группа влиятельных представителей чешского автобизнеса выкупает у него прототип, документацию и право производства машины. На целых 5 лет кабриолет исчезает из поля зрения создателя. И вдруг в 1998 г. чешская компания “CS Auto-Lada” объявляет о начале выпуска “Bohemia”. Более того, планируется даже организовать демонстрацию новинки в салоне на Коневой улице в Праге. (Отличительная особенность “Bohemia” — крыша “Targa” и значительно измененные боковины кузова.)
     Но, пожалуй, самый оригинальный и эффектный проект кабриолета появляется по другую сторону Атлантики. В канадской компании “Lada of Canada” начинается мелкосерийный выпуск “настоящего” полного кабриолета на базе “ВАЗ-2108” с механическим складыванием и установкой крыши. Прежде всего канадцы разрубают гордиев узел задка кузова и крышки багажника: они используют задние боковые панели и крышку багажника от модели “ВАЗ-21099”. Полностью меняется конструкция дверей. За спинкой заднего сиденья появляются усиливающие элементы жесткости. В итоге рождается не очень сложный в доработке автомобиль с законченным оригинальным рисунком и отличными линиями кузова. Удается не только сохранить все размеры салона, но и значительно улучшить комфорт за счет установки новых сидений. Новинка без труда проходит все сертификационные испытания по североамериканским нормам. Канадскую версию можно, бесспорно, считать лучшей из всех попыток сделать кабриолет на базе “ВАЗ-2108(09)”.
     В самой же России вдруг выясняется, что кабриолеты можно делать “из всего”. На нескольких московских мотор-шоу и автомобильных тусовках демонстрируется открытый вариант “ГАЗ-24” “Волга”. Причастность наших военных к появлению на свет этого кабриолета угадывается сразу же — выдает традиционный “парадный” цвет кузова. Надо отметить, что кузов этой машины и богато отделанный салон выглядят куда лучше и современнее, чем у ее стандартных собратьев.
     Дальше — больше. Отличные кабрио получаются и из “Нивы”. В некоторых теплых странах их свободно дают в прокат, и множество иностранцев, например в Турции, берут их нарасхват. Ходят слухи, что и “Авто-Москвич” что-то готовит.
     А совсем недавно пришли вести из Набережных Челнов — там сумели сделать кабриолет из “Оки”. Согласитесь, не так-то просто из такой малышки сделать элегантную “парадную лошадку”. Но это уже что-то из области чудесных творений тульского Левши.
     За последние 10 лет на свет появилось более десятка различных версий кабриолетов на базе серийных автомобилей российского производства. И все они нашли своих приверженцев и покупателей. Так что, если бы с ВАЗа в свое время не ушли талантливые конструкторы и дизайнеры, глядишь, и сейчас на свет могли бы появиться неплохие “идеи без крыши”. И это был бы наш ответ Чемберлену...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру