Вячеслав Фетисов: В одиночку мир не спасти

И Олимпиаду не выиграть...

  Есть такой анекдот. Женщина говорит подружке: “Знаешь, я с этими Петровыми больше не общаюсь”. Та, конечно, спрашивает: “Почему?” — “Да они тут у нас в гостях были, так я потом свою бриллиантовую брошку обыскалась...” — “Сперли, что ли, подлецы?” — “Да нет, через три дня муж под кроватью нашел... Но осадок-то все равно остался!”
 
    К чему, спрашиваете, все это вспомнилось? Да к тому, что даже если буквально сегодня или завтра доблестные российские олимпийцы начнут выигрывать одну медаль за другой, осадок от неудачных четырех стартовых дней по-любому никуда не спрячется: одно “золото”, два “серебра” и две “бронзы” — прямо скажем, негусто, особенно на фоне лихого зачина немцев, норвежцев и хозяев-американцев.
     Впрочем, предпосылок для ура-оптимистических прогнозов, по чести сказать, и не наблюдается. Видно, действительно пора, как призвал на днях в беседе со спецкором “МК” президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев (интервью с ним — в завтрашнем номере), научиться радоваться любой медали. Не готовы мы сегодня к борьбе за общекомандное первенство или даже “вторенство”...
     Я лично эту проблему для себя уже решил: сосредоточусь на хоккее. Тем более что, во-первых, олимпийский турнир (мужской — в наше время уже надо уточнять) грозит превратиться в один из лучших в истории. А во-вторых, тут как раз у нашей сборной — тьфу-тьфу-тьфу! — очень нехилые шансы на победу. По крайней мере даже американские газеты, например авторитетная “New York Times” и традиционно патриотически ориентированная “USA Today”, “пожертвовали” в своих предстартовых раскладах первое место команде Вячеслава Фетисова.
     — Это, конечно, приятно, — признался по прилете в олимпийскую столицу-2002 сам главный тренер и генеральный менеджер сборной России, — но не более того. Может, все и рассчитано на то, чтобы усыпить нашу с вами бдительность... Ну а если серьезно, на нашу команду груз под названием “Только победа!” будет давить далеко не так сильно, как на тех же американцев или канадцев. От них ведь дома ждут исключительно первого места — и точка.
     — Ну да, не случайно же именно героям Олимпиады-80 — американским хоккеистам — выпало зажигать чашу в день торжественного открытия Игр-2002! Это лишний раз показывает, насколько хозяева жаждут повторения знаменитого “чуда на льду”...
     — А я, кстати, был на сто процентов уверен, что так и произойдет. И когда смотрел церемонию в большой американской компании, то даже предложил пари: давайте, дескать, угадывать, кто зажжет огонь. Эх, жалко, никто из несогласных не решился рискнуть деньгами — мог бы круто разбогатеть... Вообще, на мой взгляд, есть некая символика в том, что на сей раз эту честь доверили не одному человеку, как обычно, а целой группе товарищей. Показалось, организаторы как бы намекали: в одиночку мир не спасти, это можно сделать только командой.
     — К победе в олимпийском хоккейном турнире это тоже относится?
   
  — Конечно — и потому меня безусловно радует, что в сборной достаточно людей, готовых повести в решающую минуту за собой. Главное — чтобы каждый из них не начинал тянуть одеяло на себя. Впрочем, надеюсь — да нет, уверен даже, — что такого не будет. И вообще, я считаю: кто из шестерки фаворитов быстрее добьется единства в команде, тот в итоге и выиграет.
     — Или тот, кому отдадут свои симпатии господа судьи...
     — Ну уж едва ли на таком серьезном турнире кого-то будут откровенно “убивать”! Мне в этом плане часто вспоминается финал Кубка Канады-87: когда Марио Лемье забрасывал победную шайбу, был ведь как минимум пятидесятипроцентный офсайд. А Михаил Галиновский показал: все по правилам. Не дрогнул. Надеюсь, и здесь, в Солт-Лейк-Сити, несмотря на то, что на решающие матчи планируется назначать исключительно рефери из НХЛ, арбитраж будет беспристрастным. Не должны такой турнир испортить судейскими ляпами и ошибками...
     — Вячеслав Александрович, интересно, что вы почувствовали, ступив, пафосно выражаясь, на олимпийскую землю?
     — Сначала, если честно, ничего: все-таки прилетел я поздно вечером, почти ночью, когда все, как в песне, замерло до утра. Но уже на следующий день всем нутром ощутил: вот он, праздник!
     Даже начал вспоминать последнюю Олимпиаду Фетисова-игрока — в 88-м, в Калгари.
     — А олимпийскую деревню в Лейк-Плэсиде, где вы жили то ли в бывшей, то ли в будущей тюрьме, часом, не вспоминали?
     — Да уж, по сравнению с ней нынешнее жилье спортсменов — настоящий пятизвездочный отель. Кстати, все хоккеисты будут жить именно в олимпийской деревне: зачем отрываться от коллектива?
     — Давайте вернемся к Буре-старшему. Не боитесь, что травма помешает ему играть в полную силу?
     — А что значит — в полную силу? Человек, между прочим, уже давно играет, вон даже свою 400-ю шайбу в НХЛ забросил... Конечно, он прекрасно понимает, что соперники постараются уделить его недолеченной руке особое внимание — но что с того? Хоккей вообще игра рисковая. А Паша — явно не из тех, кто заранее сдается. Кстати, именно Буре будет одним из вице-капитанов российской сборной. Вторым планировался Дмитрий Юшкевич — теперь же, когда он выбыл из-за травмы, будем думать над другими кандидатурами.
     — Ну а с тем, кто займет образовавшуюся вакансию в защите, вы уже определились. Скажите, почему именно Игорь Кравчук?
     — Все решил его колоссальный опыт. На Олимпиаде, поверьте, это имеет о-го-го какое значение!
     — Но другого нежданно травмировавшегося, Виктора Козлова, заменил как раз хоккеист молодой-перспективный — Павел Дацюк...
   
  — У него другие козыри — прогрессирует парень с потрясающей скоростью. В первый свой сезон в Америке проводить на льду по 17 минут за игру в такой сильной команде, как “Детройт”, — ей-ей, дорогого стоит. Недаром сам Бретт Халл уже называет Дацюка среди своих любимых партнеров... Именно поэтому мы предпочли именно этого форварда таким безусловно мастеровитым хоккеистам, как Сергей Брылин и Алексей Морозов.
     — Но вы понимаете, что неудачу вам вряд ли простят? Все-таки не только в Америке—Канаде, но и в России ждут от своей олимпийской сборной исключительно “золота”!
   
  — Согласитесь, было бы странно, если бы этого не происходило. Слишком уж отечественный болельщик, избалованный по большей части триумфами советской сборной, устал от поражений... Наша тренерская задача в том, собственно, и состоит: снять с игроков это вот напряжение, сконцентрировав его на себе — так, чтобы ребята выходили на лед, думая сугубо об игре, а не о том, какую реакцию вызовет на родине их возможное поражение.
     “...Грань между победой и поражением в спорте порой необычайно тонка, — рассуждал днями знаменитый наш режиссер и актер Никита Михалков, с которым мы пересеклись на трибунах во время хоккейного матча между латышами и немцами. — Чего стоят хотя бы две секунды, отделившие Ольгу Данилову от норвежки Скари! Казалось бы — ерунда какая, повернуться за это время не успеешь... А вот именно эти мгновения все и решают!”
     Так что давайте и вправду не будем ругать-казнить наших спортсменов за осечки — случившиеся и предполагаемые. Хотя осадок от них и остается...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру