Под знаком красной свастики

В Берлине собираются разрешить Гитлера

14 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 314
  Настоящий фестиваль не может обойтись без скандала. Его выискивают, ждут, пытаются спровоцировать. Но фестивальный скандал требует чувства меры: он должен оживить праздник, но не испортить его. Стихийных скандалов пока не было, поэтому устроителям Берлинале пришлось пустить в ход домашнюю заготовку. В центре этого искусственного скандала оказался Оливиеро Тоскани, известный всему миру по шокирующим рекламным акциям для “Бенеттона” (помнится, один плакат вывел из равновесия даже Питера Гринуэя, признанного мастера эпатажа).
   
  В этом году в конкурс фестиваля попал фильм Коста-Гавраса “Амен”. Он успел вызвать перепалку в прессе задолго до показа. Его тема — весьма болезненная: дипломатические отношения нацистского режима с Ватиканом. Известно было, что режиссер не хотел сгущать краски: в фильме выведены реальные пособники нацизма, но им противостоят священники-антифашисты (правда, эти персонажи в основном вымышленные). Одного из таких положительных священников играет Маттье Кассовиц (все помнят его по роли возлюбленного Амели). Впрочем, намерения режиссера мало кого волновали. В центр скандала угодил плакат к фильму, созданный Оливиеро Тоскани. Плакат предельно прост: на черном фоне мы видим красную свастику и две фотографии актеров. Вся суть в том, что перекладина свастики поднята чуть выше обычного, из-за чего она стала напоминать католический крест. Остроту плакату добавляет и то, что в Берлине он висит в непосредственной близости от места, где находился бункер Гитлера. Что же думают обо всем этом официальные лица? Президент фестиваля Дитер Косслик считает, что подобный плакат — очень удачный маркетинговый ход. Кстати, похожий скандал имел место несколько лет назад, когда в конкурсе участвовал фильм Милоша Формана “Народ против Ларри Флинта” — о порномагнате и его борьбе за свободу слова. На рекламном плакате тогда красовался распятый на женских трусиках Вуди Харрельсон.
     “Амен” — не единственный фильм Берлинале на тему нацизма. Помимо чаплиновского “Великого диктатора”, которым фестиваль закроется, в конкурсе участвуют “Принимая по внимание” Иштвана Сабо с Харви Кейтелем — о запутанных отношениях с нацистами прославленного дирижера Вильгельма Фюртванглера — и трехчасовая эпопея Бертрана Тавернье “Safe Conduct” с Жаком Гамбленом . В последнем фильме тема предстает в необычном ракурсе. Главный герой Жан-Девевр работает ассистентом режиссера на фирме “Континенталь” — немецком предприятии, выпускающем в сжатые сроки “роскошную” французскую развлекаловку. Для героев фильма оккупация сводится к ускорению ритма жизни. Нужно делать все то же самое, но быстрее. Быстрее работать, быстрее отдыхать, спать, растить детей и флиртовать. К тому же дополнительную работенку время от времени подбрасывает Сопротивление: то помогай им пускать составы под откос, то секретные документы выкрадывай. Жан-Девевр всегда делает больше, чем его просят: например, для товарищей из Сопротивления он похищает документы такой важности, что ему просто перестают верить. На втором часу фильма начинается полный абсурд: героя ночью перекидывают самолетом в Англию, чтобы он там доказывал, что не подослан немцами. И никого не волнует, что через несколько часов человек обязан быть на работе в другой стране. Временами это даже смахивает на комедии с Пьером Ришаром...
     Широкое освещение темы нацизма в фильмах Берлинале вряд ли стоит считать случайностью. На фоне четко провозглашенной директором фестиваля цели возвращения немецкому кино главенствующего положения как минимум в самой Германии руководство не могло для противовеса не собрать в программу все антифашистское. Ведь в стране до сих пор в приличном обществе не принято не то что обсуждать степень национального величия, но даже национальные интересы.
     Впрочем, перемены, очевидно, будут. Не так давно легендарный автор романа “Жестяной барабан” и нобелевский лауреат Гюнтер Грасс призвал к снятию в Германии запрета на книгу Адольфа Гитлера “Mein Kampf”, которая до сих пор приравнивается у себя на родине к прямой пропаганде фашизма.
    


    Партнеры