Пять вариантов себя, любимого

15 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 350
  Музейно-выставочный комплекс Московской школы акварели С.Андрияки.
     Выставка рисунков и офортов И.И.Шишкина из собрания Государственной Третьяковской галереи.
 
    Шишкин на конфетах, Шишкин на пеналах, Шишкин на ковриках…
     А кто видел И.И.Шишкина на шелке?.. в перьевой технике?.. в технике выпуклого офорта?.. в гравюре? Я знаю кто — те, которые посетили краснокирпичный особняк в Гороховском переулке (м. “Курская”). Отобранные галереей произведения уникальны, выставляются впервые и, может, единожды и связаны общей идеей — показать работу художника в разных манерах и техниках.
     Экспозиция открывается ранними перьевыми рисунками 1860-х годов — очаровательные коровки с “Пейзажа со стадом”. Но дальше живности почти не увидеть. В черно-белых произведениях Иван Иванович не изменил себе и лесным пейзажам, любимым заповедным уголкам.
     Офорт “Первый снег” на шелке — перламутровый, как сама зима, а шелковый “Папоротник” купается в солнечном свете, переливчатом и теплом, как лето. Офорты Шишкина появлялись в качестве премий Общества поощрения художников и в периодических изданиях: “Ниве”, “Пчеле”. Почувствовав интерес к своим гравюрам, Шишкин собрал и издал в Петербурге в 1873—1894 гг. четыре альбома офортов. Обложка каждого представляет интересное зрелище: висящие на ветках деревьев экстравагантные буквы заголовка — “Гравюра на меди крепкою водкою”.
     Кстати, про водку. Офорт — гравюра на меди, произведенная с помощью травления этой самой, горькой. Отполированная медная (цинковая) доска покрывается не поддающимся действию кислоты слоем лака, и по нему иглой чертится рисунок таким образом, чтобы обнажить медь. Кислота, налитая на такую доску, выедает углубления, где медь обнажена, и таким образом получается вогнутый рисунок, который набивают краской и затем печатают со станка. А Шишкин изобрел выпуклый офорт, который дает такую растяжку тона, что мерещится на офорте цвет: розоватые облака, желтые снопы, зелень листвы…
     В одном из залов выставки есть стена, на которой расположилось пять вариантов офортного автопортрета Шишкина 1886 года — разные состояния художника на бумаге и шелке. Как сказал бы Немирович-Данченко: “движение чудится — вы его видите не глазами, а чувствуете”. Может, вам что другое почудится?..
    


Партнеры