Другое кино

15 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 399
ВИКТОРИИ АБРИЛЬ НАСТУПАЮТ НА ПЯТКИ
     В Мадриде объявили лауреатов Премии “Гойя” (эквивалент нашей “Ники” и американского “Оскара”). Приз за лучшую женскую роль — у дебютантки Пилар Лопес де Айала, исполнившей роль знаменитой испанской королевы Хуаны в самом удачном испанском фильме года “Безумие любви” Висенте Аранда.
  
   23-летняя Пилар сейчас звезда №1 в Испании, интервью с ней публикуются еженедельно, она самый желанный гость на светских тусовках. Когда-то Аранда, кстати, открыл нынешнюю звезду европейского кино Викторию Абриль. Непонятно только, почему Пилар до сих пор не выбрала себе звучный псевдоним (настоящее имя Абриль — Виктория Мерида Рохас). Ясно ведь, что девушке предстоит яркая международная карьера. Арт-хаус-линия “МК-Другое кино” намерена привезти испанскую диву в Москву на премьеру фильма Аранда, которая состоится 7 марта в кинотеатре “Победа”.
“ОСКАР-2002”: КТО ЭТИ ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ?
     Американская киноакадемия объявила номинантов на “Оскар”, и сразу стало ясно: киноакадемики хотят отдыхать на голливудской продукции, “загружаясь” на зарубежном кино.
  
   Как известно, за звание лучшего фильма будут бороться “Игры разума”, “Госфорд-парк”, “В спальне”, “Властелин колец: Братство кольца” и “Мулен Руж”. Собственно, ничего неожиданного и необычного. Гораздо интереснее взглянуть на пятерку номинантов в категории “Лучший зарубежный фильм”. Кроме безупречной “Амели” Жан-Пьера Жене все остальные претенденты для России — темные лошадки.
     Самой титулованной можно назвать военную драму (или черную комедию) из Боснии и Герцеговины “Ничейная земля” дебютанта Даниса Тановича. Фильм уже получил “Золотой глобус” как лучший иностранный фильм, награду за лучший сценарий в Канне, приз Европейской киноакадемии в той же категории и еще море наград. Мастерская работа о боснийской войне исследует причины абсурдного противостояния через призму дружбы обаятельных героев, разведенных обстоятельствами по разные стороны конфликта. Смелый и местами уморительно смешной фильм изображает в довольно непрезентабельных тонах бездумность и аморальность мировых СМИ. Фильм довольно широко идет по миру: его смотрят даже на Филиппинах и в Исландии.
     Индийская картина “Лагаан. Однажды в Индии” Ашутоша Говарике повествует о тяжелой освободительной борьбе индийского народа против британских колонизаторов. Лагаан — непосильный налог, который в 1893 году ввела Англия. Не удивительно, что летом прошлого года фильм стартовал одновременно в Индии и Великобритании, а также вышел в ограниченный прокат в Штатах. Лента получила приз зрительских симпатий в Локарно и выдвигалась на приз пяти континентов Европейской киноакадемии, побывала на фестивалях в Чехии, Швеции, Норвегии.
     Хит скандинавского проката, еще не докатившийся до Европы, — норвежская лента “Эллинг” молодого режиссера Петера Нааса. Прошлой осенью была показана на фестивалях в Исландии, Норвегии. В Сан-Себастьяне Петер Наас удостоился специального упоминания как лучший режиссер-дебютант. Поставленная по популярному в Норвегии роману “Братья по крови”, эта грустная комедия чем-то напоминает “Ангелов Вселенной” Фридрикссона. Проведя два года в психиатрической клинике, Эллинг со своим бывшим соседом по палате пытаются вернуться к нормальной жизни. После череды забавных приключений друзья возвращаются в клинику...
     И наконец, аргентинская комедия “Сын невесты” Хуана Хосе Кампанеллы, удостоенная приза зрительских симпатий на фестивале в Гаване, специального Гран-при жюри и статуса лучшего латиноамериканского фильма в Монреале. 42-летний владелец ресторана по имени Рафаэль переносит инфаркт и решает круто изменить свою жизнь. В прошлом у него остаются экс-жена с ребенком, молодая любовница и мать-старушка, перенесшая болезнь Альцгеймера и твердо решившая вторично выйти замуж за своего же бывшего супруга. Помимо успеха у себя на родине эта светлая комедия в духе Альмодовара с необычайным успехом прошла в Испании ($1,6 млн. за 7 недель проката на 57 экранах), отважно потягавшись даже с “Гарри Поттером”.
     Даже беглого взгляда на список номинантов достаточно, чтобы распознать у американских академиков вполне естественное желание адекватно реагировать на новую политическую реальность. Небесная “Амели” выглядит здесь абсолютно инородным телом: перечень фильмов склоняет к тому, что в качестве зарубежного кино американским киноэкспертам хотелось бы видеть высокохудожественные “телепередачи” про другие страны, их хлопоты и проблемы. Развлечения же оставят Голливуду (см. список номинантов основной категории во вчерашнем номере “МК”).
В РОТТЕРДАМЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ “ТОЛСТУШЕК”
     Завершился фестиваль в Роттердаме, традиционно открывающий наиболее радикальных звезд арт-хауса. В этом году “Тигров” вручили чешскому фильму “Дикие пчелы” Богдана Сламы, голландской полудокументалке “Сонная чужбина” Эуджение Янсена и румынской притче “Каждый день бог целует нас в рот” Синисы Драгина.
 
    Выходит, вектор арт-хаусной моды смещается в Восточную Европу. О том же говорят и предпочтения публики. Приз зрительских симпатий — у словенской картины “Ничейная земля” Даниса Тановича. Немецкой комедии “Мой брат — вампир” вручен приз ФИПРЕССИ. Это фильм о сумасбродной семейке, в которой подружка старшего брата уходит к младшему (с ментальными проблемами и страстью к переодеваниям в вампира). По дому еще бродит их 14-летняя сестра, все подряд снимающая на цифровую камеру и мечтающая побыстрее расстаться с девственностью. Новый фильм Катрин Брейя “Толстушка” отмечен наградой “MovieZone”.
     И все же главное внимание было приковано к японскому режиссеру Такаси Миике. Несколько лет назад его открыл для Европы именно Роттердамский фестиваль. Скоро в России обещают премьеру “Города потерянных душ”, мировой прокат которого начался в прошлом году как раз с Роттердама.
ЕВРОПАНОРАМА: НЕМЦЫ ВСЕ БЕГУТ ЗА “ЛОЛОЙ”
     Как стало известно “МК-Другое кино”, традиционная весенняя Панорама кино стран Европейского союза пройдет с 5 по 12 апреля в кинотеатре “Америка-Синема”. В прошлом году на показах в Киноцентре был полный аншлаг, несмотря на то, что подбор фильмов во многом вызывал ощущение случайности.
 
    Фильмы на фестиваль, проходящий под эгидой представительства Европейской комиссии, как обычно, предоставляют посольства стран — членов ЕС (которых 15). И здесь все зависит от расторопности и энтузиазма сотрудников посольских отделов культур. Традиционно качественное и свежее кино привозят Франция, Дания, Великобритания, хорошо держатся Бельгия, Швеция, Испания. Другие, бывало, потчевали киноманов и залежалым товаром, и некондицией. На этот раз решено, что каждую страну должны представлять два фильма: один — хит сезона, второй — национальная классика. Пока известна лишь одна картина, которая будет символизировать на Европанораме новое кино Германии, — действительно сенсация немецкого проката “Тариф на лунный свет” Ральфа Хюттнера, снятый по одноименному бестселлеру (в Германии книга конкурирует с самим “Гарри Поттером”). По сюжету фильм напоминает “Дневник Бриджет Джонс”, который пересказан стилем “Амели” в ритме “Беги, Лола, беги”.
МОСКВА ДРОЖИТ ПЕРЕД “КРАМПАКОМ”
     В Москве продолжается нешумный прокат тонкой испанской ленты с загадочным названием “Крампак”, привезенной в Россию арт-хаус-линией “МК-Другое кино”. Картина о подростковой сексуальности, которая не разбирает — гетеро она или гомо, напугала директоров многих кинотеатров.
  
   Нечто подобное случилось с первыми фильмами Франсуа Озона, которые два года назад удалось поставить в Москве лишь на специально созданные для него ночные сеансы в одном-единственном кинотеатре. Сегодня Озон — триумфатор Берлинале, желанное лицо в разделах мировой светской хроники, а на премьеру его нового фильма российские журналисты специально летают в Париж. “Испанского Озона” с говорящей фамилией Гей пока не признали звездой, хотя “Крампак” (это второй фильм режиссера) и получил Молодежный приз в Канне. Справедливость решения жюри можно оценить самостоятельно: с понедельника “Крампак” показывают в Музее кино. (В самом же слове “крампак” нет ничего страшного: это термин, придуманный героем фильма, в переводе с подросткового испанского — “замысловатая мастурбация”.)
“ПОТЕРЯННЫЕ” ИЗ НОВЫХ ПРИОБРЕТЕНИЙ
     На проходящем сейчас Берлинском кинофестивале отборщики арт-хаус-линии “МК-Другое кино” отыскали парочку фильмов, которые способны украсить коллекцию “ДК” и не разочаровать поклонников “другого кино”.
 
    Один из фильмов — канадская драма режиссера Леа Поул “Потерянные”, уже отметившаяся на многих фестивалях и получившая высшую кинонаграду Канады — приз “Жени” и приз зрительских симпатий в Стокгольме.
     Канадское кино — по-настоящему “другое”: соседство с США и кровная связь с Европой породили впечатляющие своей необычностью картины Гая Мэддина, Патриции Роземы, Атома Эгояна и др. Канадское кино одинаково удалено от стандартов Голливуда (но всегда наполнено энергией) и европейского авторского кино (но всегда безупречно с точки зрения вкуса).
     Действие “Потерянных” происходит в 60-х годах в элитной частной школе, затерявшейся в огромном первобытном лесу, где растворяются суета обыденности и скука академической рутины. Именно тут девушки-подростки охотно пускаются в любовные интриги и позволяют себе милые девичьи глупости эротического свойства. Но в высшем обществе публичная гомосексуальность ставит человека вне законов элиты: семья, карьера, привычный круг общения — все это может рассыпаться в тот миг, когда странная любовная привязанность двух героинь станет достоянием гласности.
    


    Партнеры