Олимп и ад

Наш специальный корреспондент Алексей Лебедев передает из Солт-Лейк-Сити

  — Знаете, — Рене Фазель оглядел собравшихся в конференц-холле журналистов и ухмыльнулся в роскошные усы а-ля Игорь Шабдурасулов, — если наш турнир получится захватывающим, в чем лично я ни секунды не сомневаюсь, никто из вас и не вспомнит о тех накладочках, без которых, к сожалению, не обошлось поначалу...
     Ничего себе накладочки — господина президента Международной федерации хоккея (ИИХФ) разноязыкие представители масс-медиа, чему я был свидетелем, чуть не во всех смертных грехах обвинили.
     И правильно в общем-то. Я, может, и не стал бы сегодня, в день старта финального раунда олимпийского хоккейного турнира, лишний раз напоминать вам об этом, да вот только уж больно обидно за латвийскую сборную. Эффектная и стильная команда шведа Курта Линдстрема чуть не на две трети состоящая из питомцев Владимира Юрзинова, игравших за его рижское “Динамо” еще во второй половине восьмидесятых, показала в Солт-Лейк-Сити старый добрый советский хоккей. Но — увы — в элитную компанию пробиться не сумела. Во многом потому, что господин Фазель не смог (или не захотел) отстоять права европейских сборных, не входящих в большую олимпийскую шестерку. И последний матч на предварительном этапе — с немцами — латышские хоккейные стрелки проводили без лучших своих защитников Карлиса Скрастыньша и Сандиса Озолиньша, вновь отозванных в НХЛ (“именно их и не хватило”, — сказал мне где-то в середине третьего периода Юрзинов).
     Такова суровая проза Национальной хоккейной лиги: раз уж не предусмотрено в календаре паузы для встреч первого раунда Олимпиады, то будьте любезны, коль понадобились, вернуться на рабочее место. И скажите спасибо, что вообще отпустили... С Артуром Ирбе, игравшим, кто не помнит, еще за сборную СССР, вышло еще круче: хозяева “Каролины”, за которую и бьется лучший латвийский вратарь, не возражали против его отъезда в распоряжение национальной команды еще до встречи со словаками, да тут воспротивился... сам Гари Бэтмен. “Правила едины для всех: если твой клуб играет в этот день матч регулярного чемпионата, об Олимпиаде — забудь! — заявил НХЛовский кормчий. — Или приготовься схлопотать дисквалификацию”. В результате Ирбе попал на олимпийский бал с самого что ни на есть воздушного корабля. И в решающей игре с Германией по большому счету не выручил. “Я не чувствовал ни рук, ни ног, ни головы”, — сетовал после игры Ирбе.
     Что ж, не латыши, так хоть белорусы, разобравшиеся в своей подгруппе с французами и украинскими соседями, сумели пробиться в супервосьмерку. Крепкая и сплоченная команда Владимира Крикунова, тренера нижнекамского “Нефтехимика”, — и есть первый наш соперник в хоккейных разборках. “Мы этот матч никак для себя не выделяем, — признался Крикунов после ничего уже не значившей для его ребят встречи со швейцарцами. — А смысл какой: что за Россию, что за Финляндию, что за Штаты — за любой фаворитский скальп два очка дают! Я думаю, в известной степени нам будет полегче. Ведь свою программу-максимум мы уже выполнили!” В канун игры с Россией наши западные соседи лишились защитника “Спартака” Кольцова , получившего травму в матче с французами: он уже улетел домой. Зато другие пострадавшие в битве с “хоккейными мушкетерами” — Копать и Скабелка — готовы, по словам Крикунова, вернуться в строй. А если учесть, что из Анахайма вот-вот прилетит единственный белорусский НХЛовец — оборонец Салей, мигом станет понятно: легкой победы команде Вячеслава Фетисова не видать. Тем более что те же травмы, напомню, не обошли стороной и наш лагерь. Дмитрий Юшкевич, Виктор Козлов — все это серьезные потери... “Особенно жаль, что потеряли Юшкевича, — признается Юрзинов, — это один из лидеров сборной, парень с характером”.
     ...Да, сейчас хоккей мало-помалу становится в Солт-Лейк-Сити темой для обсуждений номер один. И когда на днях мы пересеклись в Русском доме с президентом Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым, первым делом, разумеется, заговорили именно об этом.
     — Я уверен, что на хоккейных площадках мы дадим жару соперникам, — заявил Леонид Васильевич, — потому что у нас в команде собраны лучшие игроки НХЛ, будет один из первых голкиперов мира Николай Хабибулин ... Задача у хоккеистов — как минимум быть в финале. И мне почему-то кажется, что они справятся.
     — На хоккей у нас особые, как ни крути, надежды. Недаром чаще и чаще слышны разговоры: выиграем “шайбу” — нам все простят...
     — Постойте! А за что прощать-то? За то, что спортсмены цепляются за каждую секунду, за каждую медаль?! Да, не все получается — но кто упрекнет их в дефиците старания? Тут целый комплекс причин. Например, в прыжках с трамплина или горных лыжах мы и не могли победить — потому что в России не имеем даже элементарных условий. У нас нет современных центров ни по фристайлу, ни по конькобежному спорту, ни по сноубордингу, нет санно-бобслейной трассы, которая, кстати, скоро должна появиться близ деревни Парамоново... И все равно, заметьте, Альберт Демченко становится пятым на санях!
     — Хорошо, а если взять такие виды, как лыжные гонки или биатлон, то тут-то нам чего не хватает?
     — Тут, как ни банально прозвучит, России просто не везет. Да-да, не улыбайтесь: понимаете, в современном спорте разрыв в уровне подготовки первого и, допустим, шестого по силам участника настолько ничтожен, что зачастую все от этого самого везения и зависит. Взять хоть Ольгу Данилову , уступившую чуть больше двух секунд норвежке Бенте Скари. Или другую Ольгу, Пылеву, которой до “золота”, как я уже рассказывал, не хватило всего-то одного миллиметра! Хотя тут как раз, мне кажется, имеют место и тактические промашки: ну отдышись ты перед последним огневым рубежом, отдохни секунд пятнадцать или даже двадцать...
     — Что больше всего понравилось на Олимпиаде президенту ОКР и что особенно огорчило?
     — Порадовали Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Это очень важная победа — ведь фигурное катание смотрит весь мир. И, что бы кто ни говорил, выиграли они по делу. К тому же канадцы упали в короткой программе... А разочаровало то, как отнеслись к нашему ведущему биатлонисту Павлу Ростовцеву. Ему просто не дали победить в гонке на двадцать километров — допинг-проба, которую взяли за полтора часа до старта, стала для него слишком серьезным ударом. Но я очень хочу, чтобы Ростовцев все же выиграл на этой Олимпиаде медаль — поверьте, он этого заслуживает, быть может, как никто!
     ...Не во всем, наверное, с нашим спортивным боссом можно согласиться, но в одном не поспоришь. Эта грань между “золотом” и провалом и вправду слишком тонка: шаг вправо — Олимп славы, шаг влево — ад непризнания.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру