Герр Рутгер, летучий голландец

Кто идет за “Гиннессом”? Конечно, Хауэр из “Гринписа”

17 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 394
  Рутгер Оэльсен Хауэр появился на свет 23 января 1944 года в маленьком городишке, недалеко от Амстердама. Родители малыша были актерами и преподавали в актерской школе. Несмотря на тяжелое время (все-таки война отразилась на всех странах), они были очень открытыми и простыми людьми, с очень современными взглядами. Именно поэтому мальчик воспитывался не в строгой атмосфере бесконечных назиданий и упреков, а вполне свободно — он сам решал, что и когда ему надо было делать. Так что маленький Рутгер уже с детства привык быть самостоятельным человеком.
     Вполне естественно, что в актерской семье, где не было запретов и ограничений, подрастал еще один маленький актер.
    
     Дебют Рутгера на сцене состоялся в пять лет, конечно, это была не серьезная роль, а для маленького мальчика это и подавно было баловством, тем не менее со своей задачей он справился и честно отыграл положенный кусок на сцене.
     В 1955 году с роли в трагедии Софокла “Аякс”.
     А первый дебют Рутгера Хауэра перед камерой состоялся 12 декабря 1956 года — это был первый контакт молодого актера с видеокамерой и профессиональными режиссерами, операторами и гримерами. С этого момента началась история его взлетов и падений и восхождение на звездный Олимп.
    
Маленький самостоятельный парнишка, с волосами цвета спелой пшеницы и глазами, которые напоминали частичку обожаемого им океана, всегда думал, что сидеть в школе на нескольких уроках подряд, соблюдать дисциплину, не бегать по коридорам и не стрелять в одноклассников кусочками желе в столовой — скучное и ненужное времяпрепровождение.
     Вместо этого у малыша Рутгера всегда находились более нужные и важные, по его мнению, дела. Например, он любил посещать зоопарк, который находился не очень далеко от ненавистного учебного заведения. Или парк, где трудно было натолкнуться на знакомых, которые бы сообщили маме о прогулах сыночка. На худой конец парень просто ошивался где-нибудь недалеко от школы.
     За такое “отличное” поведение и прилежание мать часто вызывали к директору. Поэтому родители знали об “успехах” сына на поприще учебы и не сильно удивились, когда ученик Рутгер Хауэр провалил свои школьные экзамены. В то время ему как раз исполнилось 15 лет. Почувствовав себя совсем самостоятельным, Рутгер убежал из дома и каким-то чудесным образом устроился на флот — его взяли на голландский торговый корабль. На своем новом плавучем доме морячок Хауэр обошел немало стран и повидал много интересных вещей. За год он успел побывать в Пакистане, Сингапуре, Канаде, Сайгоне и Персидском заливе.
     Культуры, обычаи, особенности и языки этих стран очень привлекали Рутгера, они давали ему возможность глубже раскрывать свой талант и лучше входить в роль. К тому же молодой человек понял, что ему неплохо даются языки — в итоге он выучил английский, немецкий, французский, итальянский, голландский и фризский (фризы — народ, живущий в Нидерландах и на Фризских островах в Северном море, их язык относится к германской группе индоевропейских) языки.
     Наплававшись вволю, он все же вернулся домой и решил вновь взяться за обучение — по вечерам он ходил в школу, а днем подрабатывал где только мог — он работал декоратором, мыл машины, потихоньку плотничал и занимался прочей ерундой, для которой не нужно особых умений и специального образования. Правда, он увлекся машинами и мотоциклами, причем всерьез. Начал осваивать этих железных коней, и навыки, полученные в юности, очень пригодились ему на съемках фильма “Попутчик” в 1986 году. Хауэру даже не понадобился дублер для исполнения трюков.
     Но Рутгер продолжал бредить морем. Соленая вода проникла под кожу и стала его кровью. Можно точно сказать, что некоторые сценарии Рутгер выбрал только потому, что он любит лодки. “Враждебные воды” (1997) стал последним фильмом, в котором Хауэр в роли русского офицера Британова намочил ноги в соленой воде. В 1993 году на экранах появился фильм “Вояж”, где герой Хауэра плывет на яхте на Мальту, но ему приходится терпеть компанию психопатичного героя Эрика Робертса. Конечно же, у любителя моря и лодок есть и свое собственное судно под названием “Мариус”, имя лодке было дано в честь погибшего друга Рутгера.
     Он вернулся в школу и начал посещать актерские курсы, но начался военный призыв, и молодое дарование призвали служить стране и выполнять гражданский долг. Но в первое время ему даже нравилась армейская жизнь: “Все, что от тебя требуется, — это только потеть”, — говорил он. Но чуть позже осознал, что не все так просто в армии, и... сбежал оттуда, перепрыгнув через забор через пять месяцев службы. Знакомый доктор обещал ему сделать справку и поставить псевдопсихический диагноз. Но зато пришлось пожертвовать актерскими курсами — кому нужен психопат в классе.
     В это время он уехал в Швейцарию и работал в антропософском центре садовником, инженером отопительных систем и декоратором. Там он познакомился со своей первой женой, которая бросила его через несколько месяцев, оставив на прощание маленькую дочь Айшу. Потом Рутгер Хауэр прожил более 30 лет с известной художницей Инеке Зайн, ее имя даже вытатуировано у него на плече. Хотя “прожил” — слишком громкое слово для характеристики их отношений. Инека приезжала к нему на съемки время от времени, или они проводили несколько недель в году в съемной вилле где-нибудь в горах. Свободная любовь — вот более верное определение для их отношений. Они давали друг другу полную свободу, нисколько не ограничивая действия.
     С дочерью Айшей его тоже не связывали прочные родительские отношения — девочка росла как бы сама по себе. До 17 лет он ее не видел, а потом она появилась на его пороге и заявила, что хочет стать актрисой. Свободная жизнь Хауэра закончилась. Карьеру дочери он пресек, сказав в прессе, что у нее маловато таланта и актрисой она не станет. Но в итоге он все-таки занялся ее проблемами. Когда Айшу бросил муж и оставил ей на руках сына, Рутгер забрал их к себе и стал всячески опекать и помогать.
     За свою жизнь Рутгер Хауэр успел сняться более чем в 90 (!) фильмах. Но были в его жизни и несчастливые годы, когда он сидел без работы и “перебивался с хлеба на воду” в ожидании хорошего сценария. А в это время на рынок пришла пивная компания “Гиннесс”, которой необходима была реклама со знаменитым актером. Одетый во все черное, с гладко зачесанными назад светлыми волосами — именно такой образ Хауэра стал в то время воплощением “Гиннесса”. Эта реклама не только помогла Хауэру расплатиться с долгами, но и увеличила объемы продаж пива в Британии на миллионы пинт, причем этот уровень держался несколько лет.
     Женщины обожали его, признавали самым красивым и сексуальным. Но самое главное, что и мужчины любили его не меньше. Он воплотил в себе образ крутого парня, при этом простого в общении и совершенно реального человека. Да даже если он и не пьет пиво “Гиннесс”, все равно чувствуется, что это настоящий мужик, с которым можно серьезно поговорить о футболе.
     Реклама была успешной, но карьера не ладилась. Студии вели свою политику, и разные роли, даже те, которые писали специально для него, отдавали другим. Так, писательница Энн Райс хотела, чтобы он сыграл главную роль в фильме “Интервью с вампиром”, но роль отдали Тому Крузу. Он должен был играть в “Иствикских ведьмах”, но там оказался Джек Николсон. В культовом фильме Филиппа Кауфмана “Невероятная легкость бытия” его роль отбил Дэниэль Дэй-Льюис.
     Но вместо того чтобы расстраиваться, он сконцентрировался на актерской игре и полностью отдавал себя ролям. Из маленького и незаметного персонажа Хауэр делал чуть ли не главного героя в картине.
     Его самым известным фильмом стал “Бегущий по лезвию бритвы”. Эта лента стала классикой научной фантастики, а Британская библиотека конгрессов включила его в Национальный архив фильмов. В 1985 году он снялся вместе с Мишель Пфайфер в волшебной средневековой картине “Леди-ястреб”, которая тоже была суперуспешной. В 1987 году на экранах появился очередной его герой в боевике “Взять живым или мертвым”. Параллельно выходили и другие фильмы, но их успех был меньшим.
     В 1991 году вышли сразу 3 фильма с его участием: “Смертельные узы”, “После полуночи” и “Считанные секунды” — и вновь всеобщее признание и гигантские кассовые сборы. В конце девяностых наступила пора переменного успеха. Рутгер стал сниматься в фильмах с не очень большим бюджетом. Две части фильма “Десятое королевство” были сняты для телевидения, а это не слишком хорошо для актеров. Такие работы не считаются большой заслугой и не приносят большой прибыли. Позже зрители снова увидели его в фильмах “Напарники”, “Кома”, “Турбулентность-3”, но и они не вызвали восторга ни у критиков, ни у киноманов.
     Рутгер Хауэр — страстный защитник и любитель природы. Он является одним из участников движения “Гринпис”. Конечно же, он активно занимается проблемами, касающимися моря. В 1994 году он был назначен ответственным за борьбу с незаконным ловом рыбы норвежскими судами.
     Трудно перечислить все таланты Хауэра в нескольких строках. Сам он говорит: “Я Водолей, а значит, ношу воду от одного человека к другому. Это духовная вещь. У меня есть дар показывать людям, что я чувствую, без слов. У меня внутри есть очень странная сила. Все остальное, я думаю, удача и талант, а все это в руках, как там ее, я называю эту вещь судьбой”.
    


Партнеры