КАК ОДИН СТУДЕНТ ЗЛО В СОРТИРЕ ЗАМОЧИЛ
РОДИЧИ
МИСТИКИ И СОВРЕМЕННИКИ
Автор: Дмитрий Липскеров, любимец публики, считающей себя элитарной.
Главные герои: Чукча Ягердышка, патологоанатом Ахметзянов, полковник милиции Бойко, гений медицины Никифор Боткин, балерина Вера, дурно пахнущий злодей Арококо Арококович, белый арктический медведь без имени и студент Михайлов А.А., воплощение добра.
Цитата: “Он из последних сил, вгрызаясь обмороженными пальцами в лед, пополз на смех и уткнулся носом в порог своего дома. Пролежал, пока не наступила ночь, вдыхая родное тепло из-под щели в чуме. Словно из палладия сделанная, светила с северного неба Полярная звезда.
— Господи, — прошептал Ягердышка, подняв к небу плоское лицо. — Сделай так, Господи, чтобы на ней хватило места всем хорошим людям.
Дальше он стал перечислять всех хороших людей, которых знал, и так у него получилось, что все, кого он знал, оказались хорошими...
— И про сына моего не забудь, Господи!!!
Не упомянул он только себя”.
Суть: Арококо Арококович, проживший без малого полторы тысячи лет, является воплощением зла на Земле. И вот почуял он каким-то своим демоническим чутьем, что на планете родился его враг, воплощающий в себе силы добра. Врагом этим является студент Михайлов, который до тридцати с лишним лет был полным идиотом. Завязывается страшная борьба добра со злом, по ходу затягивающая простых смертных — чукчу, патологоанатома, полковника... Самое интересное, что Добро и Зло, Михайлов и Арококо — родственники. Родичи.
Плохо: Посреди романа дает о себе знать старое чувство: “Какой талантливый этот Липскеров! Какой талантливый! Но какую ерунду пишет!..” К счастью, на этот раз нехорошее ощущение, едва мелькнув, тут же исчезает.
Хорошо: Эта книга, честное слово, иногда выбивает скупую мужскую слезу. И уже одно это может перебить все аргументы “против”.
СТОЛПЫ ЗЕМЛИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
Автор: Кен Фоллет, до 1989 года был известен как создатель качественных триллеров. Когда же двенадцать лет назад вышли “Столпы”, публика была весьма озадачена. Историческое полотно, которое создал писатель, в рамки бульварного чтива никак не укладывалось. Походы беллетристов в большую литературу часто заканчиваются плачевно.
Главные герои: Настоятель католического монастыря, мечтающий во имя Господа о благополучии своей обители. Каменщик, цель жизни которого — возвести самый красивый собор в Англии. Несдержанная на язык, но добрая в душе женщина, которую многие считают ведьмой. Рыцарь на белом коне, склонный к садизму и испытывающий наслаждение от унижения слабых. Знатная дама, лишенная титула и состояния. Аббат, искренне считающий, что если что-то хорошо церкви и ему, то хорошо Богу. Юноша, перенявший у погибшего отчима мечту о прекрасном соборе. Но главная героиня, несомненно, судьба.
Цитата: “Глаза его были полны ужаса, из раскрытого рта текли слюни, он что-то мычал себе под нос, а спереди на его тунике было мокрое пятно: от страха он обмочился. Алина следила, как ее заклятый враг, пошатываясь, идет к виселице. Она вдруг вспомнила того молодого заносчивого и безжалостного парня, который взял ее силой тридцать пять лет тому назад. Трудно было поверить, что он превратился в стонущее, потерявшее человеческий облик существо, которое стояло сейчас перед ней”.
Суть: Прочтя эту книгу, ни одна барышня больше не сможет охнуть, поднять взор к небу и с придыханием произнести: “Как бы я хотела жить в Средневековье! Так и вижу: я — графиня, ждущая в замке благородного рыцаря на белом коне...” К сожалению, рыцари не всегда были благородными. А графинь иногда лишали титула за то, что их отец предал короля... “Столпы” годами держались в верхних строчках хит-парадов Великобритании, Канады, Италии и США. В Германии они шесть лет возглавляли список бестселлеров.
Плохо: Общий объем этой книги составляет без малого 1300 страниц. И хотя чтение увлекательное, где-то в середине второго тома наступает пресыщение. Это как если бы вы заказали в ресторане слишком большую порцию вкуснейшего блюда и, объевшись, отставили тарелку.
Хорошо: Количество сюжетных ходов поражает. Не успевает персонаж отбиться от одной напасти, жизнь тут же подкидывает ему новую. И потом — в этой книге правдиво все: и герои, и ситуации. И даже смерть в ней правдива.
ТОЛЧОК К РАЗМЫШЛЕНИЮ,
ИЛИ ВСЕ О СОРТИРАХ
БЫТОПИСАНИЕ
Автор: Александр Липков, идея Андрея Кончаловского. Друг и соавтор известного кинорежиссера, доктор искусствоведения шел к этой книге не один десяток лет. Дошел.
Главный герой: Отхожее место, сортир, туалет, ночная ваза, горшок и, естественно, человек, эти места использующий.
Цитата: “...в XVIII веке во Франции имел хождение горшок для дам — маленький, особой наклонной формы, чтобы незаметно носить его под платьем и в случае нужды использовать даже в людных местах. Название он получил “бордало” — по имени проповедника, допекавшего свою паству трехчасовыми проповедями. По-особому изогнутая внутренняя поверхность и скрытая в стенках прокладка изоляции приглушала известные звуки, сопровождающие процесс”.
Суть: История сортирологии, где весело, с шутками и анекдотами, представлена вся жизнь человека через раструб унитаза. Кроме личного опыта автор использовал настенную роспись в кабинках, необъятные просторы Интернета, Талмуд и Коран, документы московского правительства, работы культурологов и искусствоведов, прочих знатоков самого посещаемого в мире места.
Плохо: Александру Липкову удалось сделать только наметки глобального исследования, краткие штрихи к туалетной истории человечества. Иногда провалы столь очевидны, что невольно возвращаешься к прочитанному, чтобы отыскать недостающее звено.
Хорошо: Несомненно, эта книга сподвигнет специалистов на новые работы по истории туалета. Уже сейчас можно предвидеть выход толстых томов в темно-коричневых переплетах с броскими заголовками: “Туалеты Китая”, “Ночные горшки средневековой Европы”, “Как мочить в сортире”... Действительно, иногда полезно посмотреть не только в будущее, но и на то, что после тебя осталось...