Неуместное самоуправление

Лужков даст независимость районным управам. И сразу же отберет

21 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 708
  Час “икс” близок: начиная со следующего года в Москве должно заработать местное самоуправление. Оттягивать сей неприятный для мэрии момент больше нельзя. И власти Москвы спешно пишут законы, по которым будут жить “независимые” районы столицы. Такие, что уже сейчас ясно: скорее всего... все будет по-старому.
  
   Чиновники из мэрии схватились за головы, оценивая прелести местного самоуправления, придуманного на их шею федеральными властями. Что будет, если каждый район действительно заживет на свои деньги? Нет, не торжество демократии. Будет бардак. В Москве появятся районы-миллиардеры и районы-бедняки. Прецедент уже есть: управа “Красная Пресня”, например, потянула руку к доходам, которые в будущем ожидаются от делового центра “Москва-Сити”. А что будет, если каждый глава управы начнет распоряжаться средствами по своему усмотрению? К примеру, глава Пупкин решит, что надо урезать ассигнования на школы, а глава Тяпкин, напротив, их увеличит. Тогда уровень образования будет разным, что противоречит закону об образовании. То же самое со здравоохранением...
     Но на то Москва и столица, чтобы позволить себе преимущества перед другими субъектами Федерации. “О передаче в собственность районов школ и детских садов даже речи нет, как и о больницах”, — говорит министр правительства Москвы Юрий Росляк.
     Что же касается местных бюджетов, то тут еще думать и думать, как избежать “классового неравенства”. По закону собственной казной районы должны обзавестись уже к началу 2003 года. На первое время в мэрии предлагают такой вариант: собирать налоги по старинке, в общую казну, а уж потом выделять ассигнования районам равными порциями. Через некоторое время можно решиться и на следующий шаг — “раскулачивание и уравниловку”. То есть позволить районам зарабатывать самим, а потом у богатых отбирать излишки и выделять дотации бедным. Словом, все будет, как в России, — районы-доноры и районы-“кровососы”. Страшно представить одно: сколько при таком дележе у нас будет чиновников — по казначейству и налоговой инспекции на каждый район.
     А теперь самый интересный вопрос: на чем районы будут зарабатывать? Не создавать же им при управах мануфактуры... Судя по настроениям в мэрии, самых “жирных” источников доходов (к примеру, налога на прибыль) на местный уровень не перепадет. Ведь Москва — на особом счету и может распоряжаться налогами по своему усмотрению.
     — Для начала власти должны определить полномочия управ, а потом решить, какие нужны средства, чтобы их реализовать, — говорит вице-спикер Мосгордумы г-н Вышегородцев.
     Ясно пока одно — управы будут содержать свои административные здания за свой счет. А в остальном...
     Вряд ли они могут рассчитывать на нечто большее, чем кровли или подъезды. Денег на их содержание нужно не так много — хватит собранных по району штрафов. В проекте закона придуман еще один способ заработков — любой житель может завещать в собственность района свою квартиру или сделать разовый денежный взнос на его содержание...
     Но если от местных бюджетов у мэрии трещит голова, то от проблем с местной собственностью — череп просто раскалывается. Хорошенькое дело: в Москве еще не разграничили федеральную и муниципальную собственность, а тут придется делить “добро” районов. К примеру, граница между районами проходит по одной улице — если протянуть через нее рекламную растяжку, как делить доходы?
     Впрочем, городское правительство, вчера обсуждавшее проект закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями, в такие дебри предпочитает пока не лезть. “Для начала нужно разобраться с общими принципами и порядком. А потом уже переходить к рассмотрению конкретных полномочий, которые могут быть отданы на откуп управам”, — считает вице-мэр Валерий Шанцев. Но и к этому базовому закону претензий у юристов хватает. По всему видно, что городские власти ни с кем своими правами делиться не хотят и всеми мыслимыми способами пытаются ограничить аппетиты управ.
     Мэр, например, настаивает на том, чтобы ставить свои заключения на каждом поступающем в Думу законопроекте о полномочиях органов местного самоуправления, что в принципе противоречит федеральному законодательству. Возник в ходе дискуссии и другой вопрос: а нужны ли самим управам эти дополнительные полномочия? Если нет, то зачем мучить людей? Пусть живут себе, как жили, а мэрия сама обо всем позаботится.
     У страха глаза велики. Чиновники настолько напуганы переменами, что, похоже, не прочь даже пойти на городской референдум, дабы выяснить мнение москвичей. Хотя чего его выяснять? И так ясно. Обывателю все равно, кто осуществляет в городе “государственные полномочия” — мэрия, префектуры или районные управы. Главное, чтобы батареи были теплыми, дворы чистыми, а за пакетом молока не надо было ехать на другой конец города.
    


Партнеры