НА СПЕКТАКЛЯХ СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ...

  В спектаклях у актрис не должно быть открытого тела, оголенных рук, непокрытых голов. Никаких соприкосновений мужчин с женщинами. И никакого алкоголя. Что хотите, то и делайте, но в иранских спектаклях, согласно сухому закону, нельзя показывать, что и как выпивают. Вот и спрашивается: какой же спектакль можно повезти в Иран и привезти из Ирана? 20-й Международный театральный фестиваль в Тегеране ответил на эти вопросы...
     Иран вслед за киношным бумом испытывает бум театральный — толпы у входа на каждый спектакль, переполненные залы. Молодые авторы пишут и сами ставят свои пьесы. Любовь, политика, война и ее жертвы, талибы, права человека, укрощение шекспировской “строптивой” по-ирански… — практически обо всем сегодня можно рассказать со сцены театра в Иране. Иранцы идут в театр, надеясь услышать хоть что-нибудь про то, что больше нигде не услышишь и не прочитаешь.
     Но… существует цензура, согласно которой на сцене позволено представлять только бесконтактные страсти. В иранском варианте, очевидно, ревнивый мавр умертвляет Дездемону только силой внушения. В таких условиях европейскому театру было непросто, но, судя по всему, он приспособился. Так, в спектакле “Дом Бернарды Альбы”, специально поставленном для фестиваля итальянцем Роберто Чулли, иранские актрисы как бы играют самих себя в своей стране — закрытый маленький мир, где пресекаются любые движения человеческой души и тела. Где хозяйка дома, Бернарда, одета в подчеркнуто мужской костюм и стоит под портретом аятоллы Хомейни (как у нас когда-то над сценой висели портреты вождей). Играя начало прошлого века, женщины пьют вместо вина воду из пластиковых бутылок “Алборс”, что в переводе на русский означает “Эльбрус”!
     Большие проблемы возникли у театра “АХЕ” из Санкт-Петербурга. В спектакле “Белая кабина” пришлось отменить водку, которой актеры поливают друг друга для запаха, и два дня вносить в действие требуемые изменения.
     И на прощание — руководство для женщин, посещающих Иран. Взять с собой платки для покрытия головы, длинную юбку и блузки только с длинными рукавами. При знакомстве не протягивать руку для пожатия (в ответ сначала от вас шарахнутся, но потом пожмут руку в районе плеча). В автобусе знать свое место — в хвосте, на женской половине, и вообще, женщинам лучше не высовываться. Но освобождение женщин Востока, судя по всему, не за горами: они уже работают пограничницами в аэропорту, в фестивальной команде, дикторами и ведущими ТВ, и даже есть женщина министр по делам промышленности. Куда они без нас, женщин, денутся?
     P.S. Впрочем, через год москвичи смогут воочию убедиться что такое иранское театральное искусство — побывавший в Тегеране президент Чеховского фестиваля Валерий Шадрин отобрал для московского форума две постановки — “Укрощение строптивой” и “Танцы на стекле”.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру