“Апрель” начался в Феврале
“Фашист” снял кино про киллера, который не убил
Но пусть вас не пугает, что кино как бы про бандитскую жизнь — чернухи, в ее бытовом совковом смысле, не будет: обойдется и без утюгов, и без а-ля “Крепкий орешек” плюс “братский” набор, а от перестрелки не хочется зевать или уйти в буфет. Кино оказалось ни на что не похоже, хотя и без намеков на классику жанра не обошлось. Приятно, что не вышло и междусобойчика — такой тусовочной киношки, которая могла бы получиться, исходя из списка заявленных персонажей “с хвостом” и “шлейфом”: Гоша Куценко (бандит из “Мама, не горюй!” и бывший ведущий “Партийной зоны” на ТВ-6 в роли главного заказанного бандита), Рената Литвинова (главная красота и надежда нового русского кино в роли девушки главного бандита), Сергей Мазаев (лидер “Морального кодекса” в роли друга главного бандита, его же вроде и сдавший), Михаил Круг (главный певец русских бандитов, то есть, пардон, русского шансона, в роли “авторитета”, заказавшего главного бандита пацану по дешевке), Александр Лазарев-младший (сын Лазарева-старшего, с репутацией капризного красавчика, в роли коррумпированного пьющего священника).
Видимо, удержало то, что совсем главные роли сыграли “люди без прошлого”: Евгений Стычкин (Апрель) — актер Театра Луны, прошедший школу мэтров — у Карена Шахназарова в “Дне полнолуния” и Петра Тодоровского в “Танго втроем”, Саша Куликова (девушка Апреля) — актриса БДТ и Денис Бургазлиев (заказанный Апрелю бизнесмен) — бывший мхатовец, ныне живущий и играющий в Германии — как в театре, так и в кино. На Берлинале Денис, кстати, уже второй год подряд: в прошлом он приезжал с немецким фильмом “Англия!”.
Тему сюжета можно открыть и закрыть одним предложением: бывшему детдомовцу и мелкому преступнику по фамилии Апрель дают заказ на двух как бы подставивших его и его братков друзей, чтобы спасти свою честь перед преступным же миром, но Апрель — человек добрый, душевный, завалить пацанов не может. Как чего развивается, не скажу, но все будет очень тонко, смешно, иногда по-хорошему бредово и почти неожиданно.
На VIP-премьеру собрались только все свои: актеры (кроме Стычкина — у него спектакль, и Куликовой — она в Питере) и их друзья — Федор Бондарчук, Катя и Александр Стриженовы, Филипп Янковский и группа товарищей, для которых то, что было на экране, — не игрушки, а трудовые будни. Представляли фильм тоже по-домашнему — на сцену под смех из зала залез почему-то Гоша: “Роль у меня небольшая, совсем отрицательная, без романтического развития. Сыграл я ее очень примитивно, как и все остальные актеры”. Потом все-таки появился режиссер и представил съемочную группу, которая пряталась по углам и категорически на сцену подниматься не хотела.
Сразу после финальных титров нам удалось поймать мятущегося Мурзенко и завести его в темный угол для короткого интервью.
— Почему вы проигнорировали свою мировую премьеру?
— Это так наивно и смешно, раздули такую сплетню... А я на самом деле тяжело заболел. Никакого концепта, просто обострение хронической болезни.
— А концепт фильма менялся, если при монтаже выпали Кристина Орбакайте, Михаил Ефремов и Ксения Качалина?
— Как и всякий дебютант, я наснимал немножко больше материала, чем нужно... Михаил и Ксения не обиделись, а с Кристиной я, к сожалению, с тех пор не общался. Мне очень жаль, что их пришлось вырезать, но я боролся за цельность картины. Они отыграли очень хорошо, это я плохо отработал, и мне очень неудобно перед ними... Я старался сделать фильм одновременно простой и странный. Чтобы людям было легко его смотреть и чтобы они немножко другими выходили после него.
— Вы думаете, что киллер пойдет в кино, посмотрит ваш фильм и выбросит пистолет?
— Ну, если какой-нибудь киллер забредет на “Пес-призрак”?.. Ну я не знаю, я не верю, что кино напрямую действует на людей. Да и киллер, наверное, ходит в кино на нежные мелодрамы, а про киллеров смотрят обычные люди... Но мне кажется, я ничего дурного людям не говорю.
И три вопроса русско-немецкому артисту Денису Бургазлиеву.
— Режиссер обещал, что после фильма все девушки будут плакать по вас...
— Я не знаю, почему он так сказал. Мой герой не совсем положительный, но он и не окончательно отрицательный. Я вообще люблю свой персонаж. Он очень странный, достаточно честный, старается быть мужественным...
— А с кем у вас все-таки роман: с Артуром, с партнершей по бизнесу Катериной?
— С Артуром? Да, вот это интересная мысль... Он вообще непонятный персонаж — в какой стране он живет, сколькими языками владеет — я думаю, минимум четырьмя или пятью. Он то здесь, то там, просто в данный момент он попал именно в Москве.
— Полфильма вы проводите с оружием в руках, а сами стрелять умеете?
— Нет, стрелял только из Калашникова на НВП в школе. У меня в кадре было помповое ружье, но я сам не стрелял, за меня стреляли другие, я отказывался. Игры с оружием — это не мое.
Гоша Куценко к своему персонажу относится проще (или, наоборот, “пускает пафос”?):
— Костя (режиссер. — Авт.) не хотел меня видеть в главной роли. Сказал, что второй “Мама, не горюй!” не будет. И я не считаю, что Артур такая уж замечательная роль, из которой энергия так и выплескивается, но... я ее сыграл — как сыграл. Артур — грязный человечек. Он очень плохой. Хуже не бывает.