ДУРбизнес

Лишь каждая 15-я туристическая фирма в Москве — настоящая

  Редкий москвич не пользовался услугами туристических фирм. А и не захочешь — воспользуешься. Пойдешь налево, пойдешь направо — повсюду пестрят заманчивые вывески типа: “Эксклюзивный отдых на Лазурном Берегу”, “Увидеть Париж и умереть” или — почему нет? — “Фантастические дни в Гондурасе”.
     И вот мы, глотая слюнки, начинаем верить в сказку. Пусть она даже гондурасская. И очень нам хочется в эту сказку попасть. Но... волшебная история одним легким движением превращается в триллер.
     По данным столичных милиционеров, из 4500 официально зарегистрированных в Москве турфирм честно делают свое дело лишь чуть больше 300. Остальные в лучшем случае отмывают криминальные деньги, в худшем — нагло дурят клиентов. И последних, увы, гораздо больше, чем всех остальных. А мы, наивные и доверчивые руссо туристо, воспитанные Сенкевичем, продолжаем им верить...

Таймшерочка с машерочкой

     Встречает медведь туриста и спрашивает его:
     — Ты кто?
     — Турист.
     Медведь (задумчиво):
     — Нет, турист — это я. Ты — завтрак туриста.

    
     В прошлом году оперативники МУРа закрыли несколько фирм, на счету которых были сотни облапошенных клиентов. Ловили горе-путешественников на удочку клубного отдыха, или, “по-фирменному”, — таймшера. (Извините, в который раз несколько слов на тему, что такое таймшер. Заплатив от 5 до 20 тысяч долларов, клиент получает сертификат, который дает ему право раз в год бесплатно отдохнуть за границей. Срок действия договора, в зависимости от внесенной суммы, — от 1 до 99 лет.) Так вот...
     ...Москвич Евгений Петров два года назад купил таймшер-сертификат в одном из павильонов на ВВЦ. “Вы сможете отдыхать с семьей на лучших мировых курортах! Будете жить в шикарных апартаментах, наслаждаться экзотикой, кататься на яхтах!” — эти доводы сразили впечатлительного Евгения наповал. И летом семейство Петровых отправилось в свою первую таймшер-поездку. В Испанию. И сразу же столкнулось с суровой правдой жизни.
     Оказалось, что в понятие “бесплатно” входит лишь проживание. За все остальное — авиаперелет, питание, развлечения и т.д. — пришлось выкладывать деньги. А апартаменты при ближайшем рассмотрении сильно смахивали на сарай.
     Первая же ночь оказалась для Петровых бессонной. Не говоря о невыносимой жаре в комнате (кондиционеров нет), от сна отвлекало странное шуршание со всех сторон. Включили свет — оказалось, что по стенам и потолку ползают полчища огромных муравьев.
     Вернувшись в Москву, Евгений отправился на ВВЦ, чтобы расторгнуть сделку. Но сделать это оказалось невозможно. “Вам не понравилось? — переспросил менеджер. — Но это же настоящая экзотика, дикая природа!.. Хорошо, в следующий раз отправим вас в другое место. А вернуть деньги мы не сможем: они уже перечислены в заграничный банк”.
     Прошел год. Как-то вечером Евгению позвонила девушка из некой фирмы “Трейс Роуз” и поинтересовалась, не желает ли он продать свой таймшер-сертификат. От неожиданности Евгений почти потерял дар речи. Еще вчера он мечтал об этом, а сегодня... Причем сертификат у него хотят купить не за полцены, а за полную стоимость! Для осуществления мечты нужно лишь подъехать в офис в Столешниковом переулке, дом 11.
     Евгений даже не поехал туда — практически полетел...

На дурака не нужен нож

     Из беседы корреспондента “МК” с Евгением Петровым.
     Корр.: — Вас не смутило, что в фирме “Трейс Роуз” знали ваш домашний адрес и телефон?
     Е.П.: — Нет. Я слышал, что многие турфирмы занимаются обзвоном потенциальных клиентов.
     Корр.: — Но ведь в “Трейс Роуз” знали даже то, что у вас на руках есть таймшер-сертификат.
     Е.П.: — Тогда я не задумывался над этим.

     ...— Вы получите свои 10 тысяч долларов уже через пару месяцев, — заверил Евгения в офисе улыбчивый молодой человек. — Правда, всякое случается. Иногда покупатели тянут с выплатой денег, норовят заплатить меньше... Поэтому, чтобы не рисковать, давайте-ка сделочку застрахуем. Это всего 10 процентов от стоимости вашего сертификата (Евгений тут же заплатил 1000 у.е. — Авт.). Кстати, вы член нашего клуба? Как нет? По закону мы не можем продать ваш сертификат, если вы не состоите в клубе!
     Членский взнос “потянул” еще на 500 долларов. За это Евгению пообещали, что сообщат сразу, как только продадут таймшер-сертификат.
     Из беседы корреспондента “МК” с Евгением Петровым.
     Корр.: — Вы подписывали при этом какие-нибудь документы?
    
Е.П.: — Нет, мне сказали, что документы оформят без меня. Но этот мужчина, менеджер, был так убедителен...
     Прошло два месяца. Не дождавшись вестей, Евгений позвонил сам. Но на том конце провода никто не брал трубку. Ни в этот день, ни на следующий. Заподозрив неладное, Евгений поехал в Столешников переулок. Поднялся в офис...
     Дверь была закрыта. “Они уж давно съехали, месяца полтора назад”, — сообщила девушка из соседней фирмы.
     А вскоре в квартире Петровых раздался очередной звонок с заманчивым предложением. На этот раз им сообщили, что они выиграли неделю бесплатного отдыха в Канаде. Путевки выдает туристическая фирма “Энвейдер”, которая находится на Земляном Валу, дом 50.
     Видно, Евгений был великим оптимистом, потому что снова отправился за халявой. А войдя в офис “Энвейдера”, увидел... того же улыбчивого молодого человека, который обещал продать его таймшер-сертификат.
     На следующий день в “Энвейдер” нагрянули милиционеры. Граждане, приехавшие за бесплатными путевками в Канаду, еще долго недоумевали, наблюдая, как оперативники заталкивали фирмачей в милицейский автобус.
     После “Энвейдера” муровцы вышли еще на несколько мошеннических фирм, которые, как выяснилось, были тесно связаны между собой: “Тойнби”, “Блекторн”, “Горвест-Групп”. Все они якобы выкупали таймшер-сертификаты. Офисы мошенников выглядели вполне прилично: центр города, компьютеры, обходительные сотрудники. А фирмы даже были зарегистрированы в налоговой инспекции.
     Комментарий юриста. Увы, но договор по продаже таймшер-сертификата заключается, как правило, на полгода или год. Пока договор не истек, действуют гражданско-правовые отношения. В течение этого времени клиент не может никуда пожаловаться — закон не на его стороне.
     Аферисты не давали рекламы ни в газетах, ни на телевидении. Действовали исключительно по телефону. За два-три месяца “работы” мошенники “снимали” от 80 до 300 тысяч “баксов”. Некоторые потерпевшие “путешествовали” из одной фирмы в другую, надеясь, что их сертификат выкупит хоть кто-нибудь. “Накололись” в одной — обращались во вторую. Когда их кидали во второй, они шли в третью...

ЛОХиный рынок

     В России всегда были две беды — дураки и дороги.
     В результате их объединения получились русские туристы.

    
     Наивности этих даже не сотен, а тысяч москвичей можно только дивиться. Можно и посмеяться. Но вообще-то на их месте может оказаться любой.
     По оперативным данным, в Москве сейчас орудует с десяток преступных “туристических” групп, каждая из которых держит еще по 5—10 “липовых” фирм. И у некоторых из них собственные ноу-хау. Например, в последнее время среди мошенников стал модным такой способ облапошивания.
     Жулики звонят владельцу таймшер-сертификата и заявляют: “Купив сертификат, вы совершили незаконный перевод денег за границу. В любой момент вас могут арестовать. Если не хотите рисковать свободой, вам нужно получить лицензию на право проведения валютных операций”.
     — Ясно же, что это — бред полный! — говорит оперативник из МУРа. — Но люди ведутся, платят мошенникам за кусок бумажки 2—3 тысячи долларов.
     А теперь — внимание. Звучит фантастически, но факт. Каждый лох в стране имеет свою градацию и обязательно заносится в какую-нибудь базу данных. Эти базы достаточно дорогие и бывают двух видов: “убитые” и “неубитые”.
     В первых содержится информация (имя, адрес, телефон и паспортные данные) о гражданах-лохах, которых уже основательно “пощипали” другие фирмы: слали им письма, звонили, дурили... Такие клиенты для профессионального мошенника не слишком интересны, поэтому идут по дешевке: одна “убитая” фамилия в списке стоит 2—3 доллара. Свежие (“неубитые”) лохи оцениваются в два раза дороже.
     Такие базы — основное орудие труда профессионала. Купив ее (в электронном виде), мошенник становится властелином умов и сердец наивных москвичей. Которых почему-то (вот только почему?) становится все больше.
     Одни лохи с точки зрения преступника очень ценные, другие — не очень. Самые “перспективные” — постоянные покупатели телевизионных “магазинов на диване” и почтовых фирм типа “Еврошопа”. Этих — проверено — можно развести на что угодно. Хоть на пояс из собачьей шерсти, хоть на поездку стоимостью 10000 у.е. Следом идут владельцы таймшер-сертификатов. Чем они интересны мошеннику? Когда-то этих людей убедили купить сертификат на клубный отдых, стало быть, сейчас их можно убедить его продать.
     К лохам “условным” (третья категория, куда может попасть вообще любой) аферисты относят частых клиентов турфирм. Если люди любят путешествовать, то почему бы им при случае не подсунуть таймшер-сертификат?

Пеший эротический тур

     Объявление в газете: “Турфирма представляет новый экзотический вид туризма — “Олимпийское путешествие в Сибирь”. Полный пансион, транспорт, охрана. За дополнительную плату предоставляется особый режим с трудотерапией и конфискацией имущества. В соответствии с олимпийским регламентом срок тура исчисляется кратно четырем годам”.
    
     Впрочем, и традиционных, а не анекдотических способов “обувания” граждан тоже никто не отменял. Под традиционными я подразумеваю обман при покупке обычной туристической путевки.
     За 9 месяцев 2001 года Московская лицензионная палата проверила 357 “нетаймшерных” туристических фирм. У 139 из них были отозваны лицензии, 9 компаний закрыли. Больше всего нарушений по статистике совершают т.н. турагентские фирмы.
     СПРАВКА “МК”. Турагент — фирма-посредник; его дело — найти клиента и перепродать ему путевку, которую “создал” туроператор. Туроператор — фирма, которая не только продает путевки, но еще и осуществляет основную туристскую деятельность: договаривается с зарубежными отелями, авиакомпаниями, консульствами, обеспечивает визы, загранпаспорта.
     “Кидают” москвичей очень по-разному. Самый грубый, но и самый прибыльный способ — заключить с клиентами договоры, взять с них деньги и просто смыться. Тут все зависит от жадности. Некоторые фирмачи соберут 30 тысяч долларов — и бегом. Другие ждут, пока накапает “мечта американца” — миллион баксов. И ведь что интересно — почти все дожидаются.
     По идее, компания должна заключить с клиентом договор и выдать ему путевку и сопроводительные документы. Но мошенник начинает тянуть время. Клиент приходит в фирму, скажем, за три-четыре недели до даты, когда он хочет уехать. И фирмачи начинают его “кормить завтраками”: “приходите на следующий день”, “перезвоните завтра”... Каждый раз заверяют, что все уже сделано, оформлено, осталась самая малость. Дотянув до последнего дня, фирмач сообщает клиенту, что курьер привезет путевки в аэропорт. Путешественник, который все еще не заподозрил подвоха, приезжает в “Шереметьево” с багажом, где его, разумеется, никто не ждет.
     Больше всего, по словам милиционеров, так кидают на путевках в Таиланд. Это сказочно выгодно. Скажем, новогодний тур в эту страну стоит больше тысячи долларов. А меньше всего риска при покупке путевки ($250—300) в какую-нибудь Турцию. На такие “копейки” кидать просто невыгодно.
     Очень много случаев, когда люди приезжают за границу, а выехать оттуда не могут. Так, недавно компания “А-Тур” дала своим клиентам билеты в одну сторону (кстати, все в тот же Таиланд) и обещала, что по приезде люди получат обратные билеты. Но обещание свое так и не выполнила. Пришлось выбираться на родину правдами и неправдами. Бывает, между прочим, еще хуже. Туристы, не успев пересечь границу, попадают... в тюрьму.

Не ходите, тети, в Африку гулять

     Лежат два крокодила на берегу Нила, греются на солнце. Глядят — подъезжает автобус. Из него выходят туристы и идут к берегу. Один крокодил другому:
     — Говорил же тебе, что сегодня в меню русская кухня, а ты — китайская, китайская...

    
     В УБЭП ГУВД Москвы мне рассказали про целую серию преступлений, связанных с отправкой людей в ЮАР. Мошенники оформляли клиентам фальшивые туристические визы. И ладно бы подделывали их, что называется, на совесть. Так нет же. “Фирмачи” не удосужились даже узнать, как оформляется настоящая виза. Заполняли ее ручкой (хотя все положено делать на компьютере), писали дату в неправильном порядке, по привычке: число, месяц, год (нужно наоборот). Наши таможенники, плохо знакомые с правилами оформления виз в ЮАР, пропустили туристов без тени сомнения на лице. А вот на лице юарских пограничников тень появилась. В МВД ЮАР вынесли вердикт: бланки украдены. Русских туристов немедля кинули в кутузку. А освободили лишь через несколько месяцев.
     Мошенники играют даже на самом святом. Года два назад одна турфирма, прикрываясь именем Патриарха Всея Руси, якобы организовывала паломничества в Иерусалим. И не мелочилась — путевки стоили до 2 тысяч долларов. “Кидал”, кстати, так и не нашли.
     Были случаи, когда человек приезжал по турпутевке и выяснял, что, оказывается, такого отеля просто не существует. Или отель есть, но не 5 звездочек, как ему пообещали, а три. Но это по сравнению с вышеописанным — из разряда “мелкие недоразумения”.
     Казалось бы, чтобы гарантировать людям безопасный отдых, нужно повысить требования к турфирмам. И вот вам пожалуйста — с 11 февраля вступил в действие обновленный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Все туристические фирмы должны до 11 апреля получить новую лицензию. И сделать это будет посложнее, чем раньше. По новым требованиям туроператорскую компанию должен возглавлять человек с высшим или средним специальным образованием, со стажем работы минимум пять лет. А офис должен быть площадью не меньше 25 квадратных метров.
     Хорошо это? Может, и хорошо. Но.
     — В старом законе были четко прописаны положения о защите прав потребителей, — сказали корреспонденту “МК” в Московской лицензионной палате. — А в новом этих пунктов просто нет. Видимо, составители закона уверены, что большой офис — залог честности тех, кто его снимает, а сотрудники с пятилетним стажем работы не могут быть обманщиками.
     Милиционеры считают, что именно сейчас, пока идет перерегистрация фирм, для мошенников — полное раздолье. Ведь до 11 апреля всем компаниям официально разрешено работать без новой лицензии. Поди разбери, где приличная контора, а где “Рога и копыта”... В столичном ГУВД уже готовятся к приему заявлений от несостоявшихся туристов.
     Чтобы не оказаться в числе заявителей, прочитайте советы столичных милиционеров.

Советы бывалых

     Рекламное объявление:
     “Турагентство “Моисей”. Туры по пустыням Египта”.
    
     ПЕРВОЕ.
Собираясь в турпоездку за границу, запаситесь не только долларами, но и бдительностью. Лучше всего выбрать фирму, специализирующуюся именно на той стране, в которую вы собираетесь отправиться. Поинтересуйтесь у менеджера, часто ли они отправляют своих клиентов в интересующую вас страну, посмотрите рекламные проспекты.
     ВТОРОЕ. Если фирма вам неизвестна, посмотрите у нее лицензию на международный туризм, сертификат соответствия и свидетельство о регистрации фирмы (копии этих документов должны висеть на самом видном месте). Название фирмы, указанной в этих документах и на договоре, должно быть одинаковым. Не верьте фирмачам, если они показывают вам копию лицензии. Требуйте только оригинал.
     ТРЕТЬЕ. Не кидайтесь на самое дешевое предложение. Перечень оказываемых услуг должен разумно соответствовать оплате. Сэкономив на путевке, можно потерять больше (например, в гостинице вам придется доплачивать за кондиционер).
     ЧЕТВЕРТОЕ. Внимательно прочитайте договор. Проверьте, содержится ли в договоре информация о турфирме. Есть ли регистрационные, лицензионные и банковские реквизиты. Наконец, точно ли совпадает название фирмы в “шапке” договора и на печати. Проследите, чтобы были указаны все существенные условия тура. Обязательно требуйте координаты принимающей стороны, а также телефоны и адреса консульства.
     И наконец... Хитростей у аферистов много. Слишком много. Так много, что обо всех и не написать. Они могут подсунуть договор, в котором написано не “предоставление услуг”, а “размещение в Интернете вашей заявки на путевку”. Есть договоры, которые специально пишутся мелким шрифтом. “Сломав” глаза на первых двух абзацах, человек плюет и подписывает документ не глядя. Доказать мошенничество в таких случаях практически невозможно. Поэтому не спешите ставить свою подпись на договоре. Вы подписались — значит, согласились со всеми его условиями. И если впоследствии вас не устроит хотя бы один пункт, оспорить его вы не сможете даже через суд.
     Если следовать всем этим советам, то путешествие, возможно, будет приятным. “Возможно” — потому что 100-процентной гарантии не даст вам сам Господь Бог...

ЧЕРНЫЙ СПИСОК МОСКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПАЛАТЫ
     В прошлом году за грубейшие нарушения были закрыты компании “Меридат”, “Здесь и сейчас”, “Клуб “Мистер English”, “ЛЕВ”, “Виллон-Тур”, “Анкор-Омега”, “Группа КМ”.
     Внимание! Лицензии у них из-за бреши в законодательстве не отобраны, и люди из этих фирм и сейчас запросто могут вас обмануть.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру