Я уважаю себя и свой народ на 100%

Но реформу ЖКХ нужно проводить по-другому

22 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 164
  Недавнее заседание правительства, посвященное вопросам жилищно-коммунальной реформы, не оставило никаких сомнений: власть ударными темпами движется по пути к стопроцентной оплате гражданами коммунальных услуг. Почему попытка государства переложить свои обязательства на граждан называется “реформой”, не очень понятно. Гораздо больше это напоминает узаконенное ограбление.
     Пропаганда “реформ” начинает принимать совсем уж неприличные формы. Мы, граждане России, как-то совершенно неожиданно оказались иждивенцами на шее у государства, доплачивающего нам за коммунальные услуги. Создается впечатление, что чиновники достают эти деньги из своего кармана. На самом же деле очевидно, что карман наш. В ответ на призыв любить свой город на 100% каждый москвич может ответить, что он это делает с того момента, как начал платить налоги. Платежи коммунальным службам поступают сегодня от москвичей на 60% непосредственно, а на 40% — через посредничество городского бюджета. Именно туда идут налоги от граждан и предприятий, на которых они работают. Способ, конечно, не очень рациональный, но он не дает оснований утверждать, что “население недоплачивает за коммунальные услуги”.
     Эту ложь вдалбливают нам в головы по той причине, что есть проблема ответственности за бедственное состояние коммунальной отрасли, грозящее обернуться катастрофами по всей стране. Чиновники спешат заявить, что виноват в этом существующий порядок оплаты коммунальных услуг, а не государство, которое не только никогда не держало систему ЖКХ в числе своих бюджетных приоритетов, но и систематически отнимало доходы у местных бюджетов, являющихся главными посредниками между налогоплательщиками и коммунальными службами. Другая цель чиновничьего мифа — снять с государства все финансовые обязательства в сфере ЖКХ. Раз население “недоплачивает” за коммунальные услуги, то необходимые деньги надо взять у него. А государство здесь ни при чем: объем бюджетных средств, не направленных им за минувшие 10 лет на капремонт жилого фонда, подсчитывать никто не собирается.
     Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько же будет платить российский гражданин за услуги ЖКХ после окончания реформы. Дело в том, что правительство предлагает закладывать в тарифы затраты на текущий и капитальный ремонт, а также долги неплательщиков перед бюджетом. Одновременно будет отменена льгота по НДС при оплате жилья. К этому надо добавить рост тарифов энергетических монополий. Это означает, что к моменту перехода на полную оплату услуг ЖКХ тарифы на них возрастут по сравнению с нынешними в 2—2,5 раза (без учета инфляции).
     Сможет ли вообще средний россиянин платить эту сумму? Одна жительница Сахалинской области сообщила мне о том, что получила счет за квартиру на 2200 рублей — ровно столько составляет ее зарплата. После проведения фискальной реформы таких людей будут миллионы. За субсидиями придут только те, кто будет в состоянии выдержать садистскую процедуру получения-предоставления бесчисленных справок. В результате вместо ожидаемого правительством резкого притока средств в ЖКХ может произойти резкий отток, так как бюджетные деньги туда поступать перестанут, а количество неплательщиков резко возрастет. Итоги “реформ” могут стать прямо противоположными планам правительства: деградация ЖКХ будет не остановлена, а ускорена.
     Уместно задаться вопросом: что же получат граждане за те немалые деньги, которые им придется платить? На этот вопрос правительство в программе модернизации жилищно-коммунального комплекса торжественно отвечает: “повышение качества коммунальных услуг!” Однако... Для того чтобы качество повысилось, нужны масштабные структурные преобразования: переход на индивидуальную систему учета тепла, воды, газа, создание жилищных товариществ, способных выступать реальными коллективными покупателями услуг, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды, обеспечение прозрачности тарифов и многое другое. Все эти меры в программе есть; отсутствует только одна мелочь — сроки и механизмы их осуществления. О сроках речь заходит только там, где говорится об увеличении тарифов, график которого никак не увязывается с заданиями по структурным реформам. Да и сами задания сформулированы в общей форме, без контрольных цифр и конкретных планов реализации. Для рядового гражданина из этого вытекает не очень веселый вывод: платить он станет намного больше за услуги нынешнего качества. Да еще и худшего — ведь инфраструктура ЖКХ стареет с каждым днем.
     Все сказанное, конечно, не означает, что от планов жилищно-коммунальной реформы надо отказаться. Однако это должна быть именно реформа, а не очередной “сравнительно честный способ отъема денег у населения”. Начать нужно с пересмотра основных концептуальных подходов правительства к реформам, не менявшихся с 1992 года. Социальные результаты реформы ЖКХ должны стать приоритетом по отношению к числу фискальных задач. На практике это означает, что тарифы надо повышать только по мере осуществления структурных преобразований. Следовательно, срок перехода к полной оплате услуг нужно продлить хотя бы до 2008 года, как это предусмотрено статьей 15 закона “Об основах жилищной политики”. Дотации, которые будут доплачиваться бюджетами в этот период, должны рассматриваться не как вынужденная подачка иждивенцам, а как часть долга, возникшего у государства за годы полного пренебрежения к жилищно-коммунальной сфере. Из этого подхода вытекает необходимость немедленных мер по расширению и укреплению доходной базы муниципальных бюджетов. Не надо вводить новые налоги — достаточно перераспределить в пользу местного самоуправления несколько региональных и федеральных доходных источников.
     Другое обязательное условие — законодательные гарантии соблюдения при проведении реформы социальных прав граждан, а также неухудшения по ее результатам социального положения населения. Законом должны быть закреплены следующие нормы:
     1. На период реформы установить норму рентабельности услуг предприятий ЖКХ на уровне 10%. Если этого не сделать, тарифы будут расти еще и в силу этого фактора. Принципиально важно, чтобы бремя переходного периода ложилось не только на население и государство, но и на коммунальные службы.
     2. Обязать муниципальные власти ежегодно проводить независимый аудит предприятий ЖКХ, а его результаты публиковать: сколько денег было потрачено, на что именно, и как эти цифры сопоставляются с предварительными планами. Только таким образом можно избежать разбухания тарифов за счет гигантских зарплат, “Мерседесов” и командировок по изучению зарубежного опыта.
     3. Обязать коммунальщиков согласовывать с потребителями норму рентабельности своей работы и нормативы потребления услуг. Их партнерами на таких переговорах должны становиться общества потребителей и жилищные товарищества.
     4. Гарантировать денежную компенсацию гражданам при отмене любых льгот.
     5. Обязать региональные и местные власти содействовать жильцам многоквартирных домов при создании некоммерческих организаций жилищной сферы — предоставлять им помещение и оборудование под управляющие офисы.
     6. На период реформы запретить включение в тарифы долгов неплательщиков, средства на текущий и капитальный ремонт. Эти обязательства должны взять на себя муниципальные власти при поддержке государства.
     7. Установить, что стопроцентная оплата коммунальных услуг, ремонта и содержания жилья допускается только в том случае, если между коммунальщиками и потребителями установлены договорные отношения.
     8. Наделить граждан правом оспаривать решения о повышении размера оплаты коммунальных услуг в суде в случае несоответствия этих услуг установленным нормативам, отсутствия договорных отношений с поставщиками услуг, отказа коммунальных служб от установки счетчиков потребления ресурсов, отсутствия мер по демонополизации коммунальных служб в случае, когда она возможна, и в ряде других.
     9. Установить мораторий на приватизацию жилищно-коммунальных монополистов, которую предусматривает правительственная программа. В этой своей части она явно нацелена на присвоение наиболее лакомых предприятий их нынешними руководителями в сговоре с контролирующими их чиновниками. Если не ввести мораторий, в городах возникнет новая прослойка коммунальных олигархов, которые никогда не допустят появления конкурентов.
     10. Законодательно установить минимальное количество справок, предоставляемых с целью получения субсидий. Обязать жилищные службы, паспортные столы, другие регистрирующие инстанции перевести оборот документов из бумажного в электронный режим, что стало возможным после принятия закона об электронной подписи. Провести резкую дебюрократизацию жизни рядового гражданина нужно именно сегодня, когда начался изматывающий нервы обмен паспортов.
     Поправки, содержащие эти предложения, уже внесены в Государственную Думу. Правительство будет вынуждено выразить свое к ним отношение. Это и станет “моментом истины”, который позволит понять, какую цель преследует власть, проводя реформу ЖКХ.
    
Депутат Государственной Думы (фракция “Яблоко”)



Партнеры