МК-ИНТЕРNET

24 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 495
  БИБЛИОТЕКИ В СЕТИ
    
     На днях разбирал свои архивы. Масса фотографий, блокнотов с записями, телефонами старых приятелей и воспоминаний, на которые навели эти вещи. Нужное решил оставить. Переписать и сохранить в файлах на компьютере. Так удобнее и места меньше занимает. А от фетиша решил избавиться. Ведь, по большому счету, нужна информация, а не те листки, на которых она записана. Сказанное, конечно же, не касается рисунков, милых сердцу записок и открыток. Но и здесь нашелся “цифровой” выход – сканирование. Так в компьютер перетекли фото и прочие карточки. Оригиналы оставил и обязательно, как только соберусь, создам серию памятных альбомов. Пока до этого не доходят руки. Это же надо вырезать, клеить, вставлять, а тут просто водишь мышкой да изредка по клавиатуре щелкаешь – красота. От остального, по сути дела, хлама избавлялся раз и навсегда. В мусор полетели уже отсканированные: извещение о первом гонораре, справка о первом и единственном штрафе за попытку пройти в метро без билета и прочая бумажная мишура. Отправляя в корзину очередную записную книжку, еще раз пролистал ее страницы, чтобы посмотреть, не пропустил ли чего. Действительно, в самом конце за последней страничкой спряталась коричневая истертая книжечка-картонка из библиотеки.
     Ее я получил в теперь уже далеком 1995-м. Помню, с каким трудом она далась. Ведь прописан тогда был в другом городе, и чиновницы-буквоедки никак не хотели разрешать пользоваться их фондами, ссылаясь на то, что, мол, должен обращаться в местную. Понадобилось давление, справки с работы... Неприятные воспоминания, потому книжечку просто порвал и выкинул.
     В библиотеки в реальном мире не хожу, пожалуй, с тех самых пор – середины 90-х, и не потому, что бросил читать. Напротив. Просто именно тогда у меня появился первый компьютер, доступ в Интернет по диал-апу и началась виртуальная жизнь. Постепенно были открыты и проложены дороги в он-лайновые литературные кладовые.
     В сегодняшнем выпуске представляем “Библиотеки сети”. В отличие от своих прообразов, называвшихся в честь политических деятелей, знаменитостей или просто проиндексированных вместо звучного названия номерами, литературные интернет-коллекции стали сами собой получать имена своих создателей.
     Первым, самым известным и до сих пор самым крупным собранием литературных текстов остается в рунете проект “Библиотека Мошкова” (www.lib.ru). Тексты здесь подобраны по рубрикам. При щелчке по названию перед читателем, как правило, открывается вся книга целиком. Даже в том случае, если она представлена несколькими томами. Загрузка такого текста проходит крайне медленно. Но при этом он сохраняется в памяти браузера, так что потом его можно прочитать и не подключаясь к интернету. Кроме того, сам не раз сохранял в книжку в формате текстового редактора “Word”. Большой файлик получается, однако такие трудности, как неудобство с прокруткой страниц и геморрой с созданием закладок, улетучивались. Отныне любую книгу можно было найти – ну, пусть и не у Мошкова – на схожих сайтах и прочесть, не выходя из дома, без поисков по запасникам и без очередей на хитовые вещи.
     Гораздо позже, на волне успеха первооткрывателей начали развиваться и другие проекты библиотек. Появились специализированные собрания. С развитием официальных порталов университетов и академий редкие книги из их собраний также стали оцифровываться и выкладываться на сайты. Вскоре даже многие домашние странички обзавелись разделами типа “Мои любимые книжки” или ссылками на них. Но Мошкова было уже не догнать. Проект и сейчас успешно развивается, буквально еженедельно пополняясь новыми произведениями. В частности, одним из первых он представил блокбастеры от Джоан Ролинг о приключениях маленького волшебника Гарри Поттера. Правда позже, выслушав массу замечаний о нарушении авторских прав, администратор сайта закрыл доступ к оригинальным англоязычным версиям книжек, оставив читателям только русскоязычные переводы.
     Другие библиотеки строятся по иному принципу. Так, другая представительная коллекция – “Библиотека Мухомора (lit.km.ru) – привлекает не столько количеством текстов, сколько удобством. Все литературные произведения сортированы по 14 рубрикам. Среди них детективы, история, мистика, фантастика и поэзия. Книжки прочитать в он-лайне нельзя, но их можно скачать. Сейчас все собрание представлено в двух форматах – файлах программки “Microsoft Reader”, разработанной специально для чтения книг на экране компьютера (.lit), и новейшем веб-языке (.xml). Последние занимают намного меньше места, соответственно, быстрее перекачиваются и, в конечном счете, обходятся дешевле пользователям, которые платят за доступ в сеть. Отключившись от мировой паутины, при помощи специальной бесплатной программки xmllit (www.ebookstools.net) такой текст за 5 секунд конвертируется в .lit-файлы или другие форматы электронных книг. В “Ридере” они читаются как обычная книга и даже лучше. Одним щелчком мыши можно переходить не только от страницы к странице, но и пользоваться оглавлением, проводить поиск по заданным словам, делать закладки, вставлять в качестве записей собственные мысли и даже рисовать. При чтении книг на английском, сталкиваясь с неизвестными словами, не покидая программы, можно воспользоваться толковым словарем. Кроме “Ридера”, существуют и другие схожие по функциональности и интерфейсу решения. Но о них как-нибудь в другой раз.
     Среди других известных собраний – публичная электронная библиотека Евгения Пескина (public-library.narod.ru), так называемая “Библиотека Мужика”, представляющая кроме текстов еще и фотографии и иллюстрации к книгам (biblioteka.agava.ru).
     Книгочей скажет: “Ну это же только дома можно читать. А в электричке, а в метро?” И будет абсолютно прав. Брать стандартный РС или даже ноутбук в подземку может только сумасшедший. Решение – в наладонных компьютерах, таких, как Palm, Cassiopea, Jordana.
    
     ВСЕГДА НА СВЯЗИ
    
     Приходилось ли вам получать попсовые визитки от пафосных персон, на которых кроме должности в три строчки указаны факс, три рабочих телефона, один домашний и еще от руки приписан мобильный? Не часто. Но такие оригиналы встречаются. По опыту скажу: дозвониться им сложнее всего. У таких “перцев” телефоны либо вечно заняты, либо не отвечают, либо оказываются оформленными на других абонентов. Может, они визитки раздают с такими данными для ощущения собственной важности или еще по каким-то неведомым причинам? Не знаю. Но реальные проблемы со связью даже при наличии четырех–пяти телефонов существуют и у нормальных людей. Часто по чисто субъективным причинам до них невозможно дозвониться. К примеру, сейчас многие регулярно меняют сотовые телефоны, переходят от одного оператора к другому, следуя конъюнктуре рынка и более выгодным и экономичным предложениям. Обновновлять обширные контакт-листы просто не успеваешь.
     Эту проблему с успехом уже начала решать фирма”Центр перспективного проектирования “Вымпел-Система”, которая разработала новый комплекс услуг под кодовым названием “Всегда на связи”. Оно, кстати, наиболее точно отражает суть предложения. Поскольку пользователи данного сервиса получают уникальный телефонный номер, по которому можно связаться с ним в любое время дня и ночи независимо от местонахождения или получить оставленную ему голосовую почту и даже факсимильные сообщения. Таким образом, ни одно важное событие не будет пропущено.
     Кроме того, в рамках пакета этих услуг можно заказать автоматическую переадресацию факсов и звуковых файлов с автоответчика на электронную почту.
     Принцип работы этой системы схож с работой пейджинговой связи. Но в отличие от последней обладает более мощным набором возможностей и средств.
     К примеру, заказчик услуги получает свой новый телефонный номер в рамках системы, скажем, 777-77-**. При этом он не лишается ни домашнего, ни сотового, ни каких других номеров. Зато отныне любой позвонивший на “семерочный” номер будет автоматически переадресовываться на один из телефонов, по которому в тот момент будет находиться его владелец. Если все-таки последний не подходит к трубке (разные ситуации бывают – метро, забытая дома трубка), звонящие смогут оставить свое сообщение на универсальном автоответчике, который передаст его хозяину номера, как только тот выйдет на связь.
     Очень полезной может оказаться и интегрированная в комплекс услуг “Всегда на связи” примочка фильтрации входящих звонков. Через оператора или автоматом она сортирует все входящие звонки на номер по заранее выставленным приоритетам. Абонентов, если они позвонили во время другого разговора, попросят подождать и выставят в том порядке, который закажет клиент. Кстати, оператора можно использовать и как личного секретаря. Он, по желанию клиента, может “футболить” нежелательные звонки, предлагать оставить только звуковое сообщение или вовсе блокировать тех, кто докучает владельцу такого номера. Ведь корреспонденты знают только телефон доступа “Всегда на связи” и персональный номер абонента.
     Оператора можно использовать как профессионального секретаря. Он ответит на звонок, осуществит настройку параметров системы или оперативно прочитает поступивший факс. В случае необходимости, по воле хозяина, будет получать или передавать любые сообщения. Абонент также может получать от него необходимую справочную информацию (курсы валют, котировки акций, расписание движения поездов и авиарейсов и пр.). Причем она может быть направлена в голосовой или факсимильный почтовый ящик, на пейджер или мобильник.
     Наконец, новая услуга кардинально решает вопросы конфиденциальности. Достаточно сообщить своим корреспондентам или, например, разместить в рекламных объявлениях телефон и персональный номер абонента. При этом – независимо от того, как часто абонент меняет, скажем, сотовые телефоны – номер доступа к нему будет одним и тем же, что также удобно для проведения рекламных кампаний или для тех, кому часто приходится переезжать из одного офиса в другой. Доступ к информации в голосовом и факсимильном почтовых ящиках “закрыт” личным паролем. Это позволяет, например, банку, по желанию клиентов-пользователей, адресовать им факс или оставить голосовое сообщение (о состоянии счета или о движении денежных средств и др.); торговой компании – оповещать своих клиентов, дилеров или коммивояжеров о поставках груза, поступлениях новых партий товаров или возможных скидках.
    
     РОЖДЕНИЕ КИБЕР ЗВЕЗД
    
     Благодаря цифровой технологии кино перестало быть тем, чем оно являлось еще лет 10 назад. Быстрая эволюция видео- и звукового программного обеспечения перевернула индустрию развлечений с ног на голову. Исчезла уверенность в том, что камера снимает то, что относится к чему-то в реальной жизни. Видеть теперь не значит верить.
     Хотя новые технологии еще не в силах воссоздать убедительную иллюзию реального человека, они уже достаточно сложны и могут порождать довольно выразительных мультяшных героев. Таких, как в фильмах “Shrek” и “Monsters Inc.” Они в силах поражать зрителей натуралистичными деталями – отображать, скажем, даже поры на коже, или части человеческих тел, как в известном научно-фантастическом фильме этого лета “Final Fantasy”, или трехголовую собаку, разговаривающую змею и других сказочных персонажей из фильма “Гарри Поттер и философский камень”.
     Технологии совершенствовались настолько, что спровоцировали массу этических споров и дебатов на тему прекрасного в киберискусстве. Когда же создание образов при помощи компьютеров станет еще лучше, а синтез голоса – правдоподобнее, создатели фильмов столкнутся с собственной проблемой клонирования. К примеру, будет ли нравственно воссоздавать актеров прошлого и заставлять их работать заново? Или заставлять ныне живущих звезд творить то, что они никогда не решились бы проделать в живую перед камерой? Или создавать новых актеров из кучки пикселей (мельчайшей графической единицы)?
     Такие вопросы возникают на столь раннем этапе пока лишь гипотетически. Но новый фильм Эндрю Никола (создавшего “Шоу Трумэна” и написавшего сценарий, а также срежиссировавшего “Gattaca”) рассматривает их в реале. Эта новая работа называется “Simone” (“Симона”) и должна появиться весной этого года. В картине рассказывается о работе продвинутого кинорежиссера (его роль играет Аль Пачино), который создает цифровой клон одной из актрис, после того как та уходит от него, не закончив работу. Цифровую женщину он называет Simone, совмещая два английских слова: Sim(ulation) – симуляция или копия – и One – один. Внезапно именно цифровая героиня становится звездой и настоящей сенсацией. Герою Аль Пачино приходится прибегать к разного рода уловкам, чтобы избежать разоблачений на презентациях, пресс-конференциях и всевозможных банкетах, где его создание по понятным причинам появиться не может.
     Примечательно, что на роль Симоны в своем фильме, как утверждают некоторые, мистер Николь взял неизвестную актрису. Другие считают, что образ девушки является собирательным и абсолютно виртуален. Правду не сообщила даже пресс-секретарь компании “New Line Cinema”, которая финансировала работы над “Симоной”. Скорее всего, верно первое утверждение. Технологии действительно пошли далеко вперед, и с их помощью была создана доктор Аки Росс – милая барышня из “Final Fantasy”, но цифровые люди пока еще не в состоянии передавать ту неосязаемую энергию, которая исходит от актера на экране и передается зрителям в зале. Пока еще, если режиссер хочет, чтобы люди сопереживали герою, представляли себя на его месте, надежнее использовать “кровь и плоть”, нежели облако цифр.
     Тем не менее, полностью сюрреальный мультипликационный фильм “Shrek” добился потрясающего успеха у зрителей в этом году. Более реалистичная “Final Fantasy” стала одним из финансовых разочарований минувшего лета. Возможно, в том вина героини фильма. (Боевики и экшены с главным героем – женщиной традиционно приносят плохие сборы. Доказательством тому – средненькое “выступление” фильма “Лара Крофт – расхитительница гробниц”). Может быть, в этом виноваты холодные характеры героев “Final Fantasy”. Они словно бы стерильны.
     Почему же “Shrek” кажется ближе зрителю? Скорее всего, потому, что у его героев, напротив, мгновенно узнаваемые голоса Майка Майера, Эдди Мерфи, Камерон Диаз и других. А доктор Аки Росс разговаривает голосом не столь известной актрисы Минг На. В “Shrek” актеров просили выразить свои личности и проявить героев. Так что каждый персонаж получился как бы продолжением того, кто за него говорил.
     Тот же прием был использован и в другом предрождественском хите “Monsters Inc.” Его премьера состоится в ноябре. Его создатели – режиссер Питер Доктер и исполнительный продюсер Джон Лассетер – провели настоящее исследование, прежде чем подобрали голос к одноглазому монстру, нарисованному Майком Вазовским. Они заставляли этого циклопа говорить слова и реплики, надерганные из десятков фильмов. Пытались “надеть” его на образы различных актеров. Больше других им понравилось то, как их ужастик кривлялся под Билли Кристала. После окончательного решения они и обратились к Кристалу, который, в свою очередь, согласился озвучить циклопа.
     Но в “Final Fantasy” голоса Алека Болдуина и, к примеру, Дональда Сазерлэнда не кажутся сколько-нибудь персонифицированными. Скорее, они похожи на речь диктора, только что увидевшего и читающего новостную ленту. Голоса существуют как бы отдельно от героев. Возможно, этот недочет будет исправлен при дублировании и переводе фильма, в том числе и на русский. Но в оригинальной версии получился некий механический оттенок, что создает непреодолимую преграду между голосом и двигающимся в кадре телом.
     У прообраза современных киберзвезд не было таких голосовых проблем. Она была рождена в среде, которой была неведома сила звука. Этим пращуром была милая самочка динозавра по прозвищу Герти. Ее изобрел в 1914 году газетный карикатурист Винсор МакКей. Позже благодаря полюбившемуся читателю характерному образу она была трансформирована в киногероиню и снята в первом фильме.
     Наследниками Герти стали такие, известные уже и современной детворе персонажи, как кот Феликс, Микки-Маус, Бэтти Буп, Багс Бани и даже отечественные Волк и Заяц из “Ну, Погоди!”. У всех этих звезд есть, помимо фактуры, неоспоримое качество – ярко выраженный характер. Технология анимирования динозавров была доведена практически до совершенства в фильме “Парк юрского периода” Стивена Спилберга.
     Но одно дело заставить двигаться и кричать доисторического монстра и совсем другое – создание совершенной модели, скажем, Тома Хенкса. Даже если бы таковой и был создан, кто бы мог одухотворить этот образ? Пожалуй, этими людьми могли бы стать режиссер и исполнитель роли. Но ведь и у того и у другого может быть свое видение и, соответственно, реализация образа. При таком раскладе фильмы станут в идеале воплощением именно режиссерского представления. Ведь не будет больше ни самих капризных актеров, ни их агентов.
     Возможно, при таком раскладе фильмы потеряют былое напряжение, неожиданные повороты в воплощении образов, зерно жизненной энергии. Станут похожи на шоу марионеток.
     Потом, сразу же всплывает ряд этических вопросов. Так, возвращаясь в прошлое, вспомним 1980 год, когда вышел на экраны знаменитый фильм Джорджа Лукаса “Империя наносит ответный удар”. Отец “Звездных войн” приложил немыслимые усилия, чтобы любимого многими поклонниками героя – куклу Йоду включили в число номинантов по категории “Роль второго плана”. Но Киноакадемия не пошла навстречу, хотя сейчас и непонятно почему.
     Ведь в конце концов мы наверняка примем синтетических героев, сотканных не из лоскутов, латекса и папье-маше, а из пикселей как еще одну иллюзию из бесчисленной их серии, которая и называется кино. Ведь фильмы “срабатывают” только тогда, когда мы начинаем верить героям, несмотря на всю неправдоподобность происходящего на экране. Актеры – живые люди или синтетические воплощения – оживают только тогда, когда мы начинаем хлопать им и на самом деле начинаем верить в них.
     (по материалам “USA Today”, “New York Times”, CNN)


    Партнеры