Привет с “Веселенького кладбища”
В Тринидад и Тобаго выбирают “королей”
Про венецианский и бразильский карнавалы известно многое — толпа, маски, шоу и сопутствующий карнавальному разгулу бизнес. Однако и Венеция, и Бразилия отдыхают, можно сказать, курят рядом с тем, что происходит в феврале в Порт-оф-Спейне. Здесь карнавал продолжается в общей сложности 2 месяца. Именно в этот период может наступить звездный час у каждого, кто включается в бесконечные отборочные соревнования музыкантов, певцов, художников... Но апофеоз наступает в главные четыре карнавальных дня.
Увертюра началась в субботу и носила чисто детский характер: город заполонили дети, разодетые в пух и перья. Тинейджеры шастали на трех-четырехметровых ходулях. И не просто шастали, а танцевали. Их сменили музыканты, съехавшиеся со всей страны и устроившие дикий забой на диковинных инструментах — странных таких гибридах вогнутых металлических барабанов и ксилофонов.
Но это все были цветочки по сравнению с тем, что наступило в воскреснье.
— А это мужчина или женщина?
— Видишь лифчик — значит, тетка идет...
Так могут гадать только ошарашенные увиденным туристы. Есть от чего ошалеть: по главной улице движутся не люди, а костюмы. И не костюмы, а целые дома. Вот на нас надвинулся корабль — вылитый “Титаник”, только из ярких перьев и чего-то еще непонятного. Вслед за ним, сексуально раскачивая бедрами, идет ветвистое дерево высотой метра два. И только по золотому лифчику где-то посредине его становится ясно, что волокет его на себе крепкая темнокожая красотка. Некрепких здесь не держат.
Костюмерное шоу начинается в семь часов вечера и продолжается до утра. Называют его “Dimanch gras”, что в переводе с французского (а именно французы в XVIII веке привезли на Тринидад карнавал) означает “жирное воскресенье”. Откуда взялось это название, сказать трудно. Но задумываться некогда, потому что на вас уже наступает эдакое веселенькое кладбище — мужской костюм в виде нескольких оскалившихся скелетов в одном. Высота его не меньше двухэтажного особняка, а размах “крыльев” — 10—15 метров. Все это “чудо” упаковано перьями и чем-то блестяще-переливающимся. Как же такое можно тащить?! Карнавальные умельцы из Порт-оф-Спейна приспособили к костюмам некое подобие тележки на колесиках, на которой и крепится часть конструкции.
При этом костюмы дымят и стреляют, потому что увешаны пиротехникой, стробоскопами, огнем, дымами, как рождественские елки. Владельцы этих невиданных красот чрезвычайно амбициозны и не успокоятся, пока не заслужат титул “королей” и “королев”. На нынешнем карнавале “королем” объявили костюм, который мы условно назвали “Веселенькое кладбище” (“Привет из мертвецкой”). “Королевой” же стала золотая лодка, в роскошном “трюме” которой поместилось бы немало желающих.
Кстати, о них: жители тоже выряжаются на “жирное воскресенье” кто во что горазд, но значительно скромнее. Причем никто не изнуряет себя искусством кройки и шитья. Местная фирма предлагает костюмы по цене от 150 до 250 долларов. Но по размерам они вряд ли дотянут до собачьей будки. Хотя в остроумии им не откажешь. Предлагаются костюм-глаз, костюм-штандарт, костюм-пальма. Далее следует более скромный набор из рыцарских и дворцовых времен. Как объяснили нам в карнавальной ассоциации, за два дня в парадном шествии прошло 45 групп, в каждой — от 2 до 5 тысяч человек. Ничего подобного этим костюмам нельзя увидеть ни на одном мировом карнавале. Международный театральный фестиваль им. Чехова собирается привезти в Москву в 2003 году часть этого костюмного шоу.
— Это зрелище удивительной красоты! Его невозможно описать — его надо видеть. Вот мы и хотим попытаться сделать так, чтобы москвичи в рамках Чеховского форума могли насладиться этим ярким, самобытным зрелищем, — сказал президент фестиваля Валерий Шадрин.