Музыка Церетели, слова народные...

Изваяв Петра Первого, скульптор решил пощадить другого Петра — Чайковского

  Всем известно, что Зураб Церетели — скульптор, а не композитор. Но так уж повелось в последние годы, что едва ли не каждый новый проект ваятеля предваряется своеобразной “увертюрой” или попросту “ораторией”. Правда, не в значении произведения для солистов, хора и оркестра, а в качестве производного от слова “орать”. Сейчас многоголосый “пролог” исполняется на тему сооружения музыкального квартала, в который, согласно распространившейся информации, президент Российской академии художеств намерен превратить район Московской консерватории.
     Разные источники утверждают, что уже готов конкретный план реконструкции Брюсова переулка, где “лишние” здания снесут, а вместо них установят скульптурные композиции, фонтан, оборудуют хоровую площадь и т.д. и т.п. Называется даже сумма, в которую обойдется переустройство, — около 330 миллионов долларов. Понятно, что пролить свет на истинную суть вещей способен только автор. Чтобы разыскать его, нам пришлось звонить в Нью-Йорк. И уже с первых слов разговора стало ясно, что “оратория” достигла ушей Зураба Константиновича.
     — Смотрю ночью телевизор, а там какая-то старушка бегает по экрану и кричит: “Церетели ваши дома сносить будет!” И откуда это только люди берут? В этих домах жили и живут великие музыканты, как можно уничтожить такие здания?
     — С души камень свалился. Значит, крушить ничего не станете, а что же делать будете?
     — Я понимаю, что существует стереотип мышления: память о великом человеке непременно надо увековечить мемориальной доской. Но ведь композиторы, создававшие шедевры, не умирают. Вот я и придумал: пусть в их честь будет в Москве живая музыкальная улица. К примеру, в Грузии я воссоздал старый город — посмотрите, как там живут. Шарманка, скрипка играют, поэты стихи читают. При той тяжелой ситуации, что сегодня создалась в Грузии, это островок счастья.
     — А почему бы вашу мечту не воплотить где-нибудь в Бутове или Владыкине, а не в центре?
     — В том-то и дело! Закончился концерт в консерватории, человеку хочется пройтись, обдумать услышанное, а вокруг все машинами заставлено, не протолкнешься. А если появится пешеходная зона, где каждый камешек будет “музыкальным”, люди смогут гулять и получать удовольствие.
     — А жители ближайших домов будут вставлять в уши беруши, спасаясь от несмолкающей уличной симфонии?
     — Да не музыка на всех углах кричать будет, а квартал приобретет музыкальный образ. Ведь для этого много не требуется — всего 6—8 дизайнерских элементов. Фасады отреставрировать, парадные обустроить, номера домов оригинально написать, калитки и ворота поставить. Даже дворников в другую одежду нарядить. И не обычный асфальт положить, а вымостить улицу особым многоцветным камнем, чтобы радуга под ногами заиграла.
     — Но ведь и без скульптур, похоже, дело не обойдется. Вы, говорят, проект каких-то особых солнечных часов вынашиваете?
     — Есть такой замысел. Все как в обычных солнечных часах, только по циферблату думаю двенадцать фигур выстроить, изображающих наших знаменитых музыкантов — Ростроповича, Башмета, Спивакова... А в другом скверике можно песочные часы поставить со статуями уже ушедших титанов — таких, как Шостакович, Рихтер...
     — Список вы сами составили?
     — Вообще-то история его уже определила. Но в данном случае последнее слово за Союзом композиторов, искусствоведами. У меня ведь только идея родилась, ее еще обсудить надо.
     — Только не говорите, что ваши скульптуры будут ростом с Петра I! Кстати, а Петр Ильич Чайковский на прежнем месте останется?
     — Что вы за народ такой, журналисты, так и норовите что-нибудь от себя придумать, какой-нибудь скандал раздуть. Обидно, когда москвичей неправильно информируют, обманывают. Существует этика: хотите знать, что у меня в голове, — спросите, я дам интервью. Вы даже не представляете, сколько людей мне звонят, говорят, что на колени встанут, если я сумею воплотить свою идею, так она им нравится.
     — Вы не ответили, Чайковского трогать не будете?
     — Да ничего с ним не случится, как и со всей улицей. Только лучше станет.
     — Ну а почему вы все-таки с музыкального квартала решили начать?
     — Я музыку люблю. Всякую — и классическую, и народную. Но прежде всего я перед истинными творцами преклоняюсь. Можно ведь и квартал поэтов создать, и художников. Разве плохо, если Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина будут читать стихи не в “закрытом” Доме литераторов, а, как в старину, прямо на улице?
     — А если бы появилась идея создать квартал для журналистов, вы бы наверняка его где-нибудь за 101-м километром запланировали...
     — Вот опять вы мне пытаетесь что-то приписать. Нет, пока такой замысел у меня не родился. Сейчас в моем воображении другая улица — музыкальная, красивая и романтичная.
    
     P.S. Как стало известно “МК”, до сих пор никаких официальных решений о создании так называемого “Музыкального квартала” не принято. В мэрии Москвы считают, что все это пока только слухи, распространяемые неизвестно кем и зачем.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру