Хорошая мысля крадётся опосля

Над койкой препода висит воспоминание обо мне

28 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 232
  В подмосковном сельскохозяйственном институте препод спрашивает у отъявленного двоечника: “Как работает двигатель трактора?” Туповатый студент лопочет: “Тр-р-р-р”. Препод ставит “5” и отпускает горемыку с миром. А потом всем студентам с младших курсов выдает эту историю, как случившуюся с ним самим в молодости. Прикольно, да?
     А если речь идет о приписывании себе интересных идей, реальных открытий, сделанных студентами? “СтуДень” заинтересовала проблема интеллектуального воровства в вузах.
    
     Григорий, 25 лет,
закончил столичный технический вуз, название которого держит в строжайшем секрете:
     — Перед защитой диплома преподаватель предложил мне написать компьютерную программу для нужд института и пообещал, что она автоматически станет дипломным проектом. Меня освободили от сдачи нескольких экзаменов. После завершения работы мне торжественно выдали диплом. Лучше бы я его сделал сам: позже я узнал, что написание такой программы стоит аж 500 баксов. Мало того, все мои достижения профессор приписал себе.
     Ирина, 24 года, выпускница одного из московских художественных училищ, отделение ковроткачества:
     — Курсовые работы у нас были творческие: ткали мини-гобелены всей группой. Нам давали неприглядные остатки пряжи с подмосковного коврового завода. Что-нибудь путное сделать из них было невозможно. И мы использовали помимо “казенных” ниток свои. Ткали с вдохновением, понимая, что создаем произведения искусства. В конце семестра преподаватель внимательно оценивал наши работы. “Средненькие”, без особых художественных наворотов, заставлял покупать самих студентов. “Понимаете, девушки, нет денег на покупку новых материалов”, — объяснял он. И покупали мы гобелены у себя самих же... А лучшие работы оставались в стенах родного училища. Как говорил педагог, “для демонстрации новым поколениям студентов”. Через несколько лет на встрече выпускников мы всей группой завалились домой к любимому преподавателю. И как же я удивилась, когда увидела свою самую лучшую ученическую работу у него на стене! Педагог оформил ее в красивую рамочку, дал новое название и... подписал собственным именем. А я там каждый стежок помню!
     — Это самый что ни на есть плагиат, — комментирует истории адвокат Александр Давыдов . — Любая работа студента считается его интеллектуальной собственностью. Преподаватели не имели морального права присваивать работы своих подопечных.
     Студентам, заподозрившим покушение на их идеи, творчество и т.д., нужно внимательно ознакомиться с законом, защищающим интеллектуальную собственность, — “Об авторском праве и смежных правах” (от 09.07.93 года). Можно обратиться в Российское агентство по патентам и знакам. Сразу скажем: порядок оформления прав — процедура сложная и требующая определенных финансовых затрат, но если вы считаете, что овчинка стоит выделки, — дерзайте! Автор должен сделать выбор: либо получить охраняемые законом права, либо смириться с мыслью, что под результатом своего труда он увидит чужую подпись.
     ...Со мной произошла похожая история. Преподаватель даже и не скрывал, что пользуется идеями студентов. На просмотре наших работ достал альбомчик, что-то зарисовал и даже попросил оставить готовые макеты в аудитории. Через год на его персональной выставке я увидела свою “мыслю”... Да не жалко! А так, противно.
    


Партнеры