ДОИГРАЛИ ДО КОНЦА...

Виртуальные игры доводят до реальной крови

1 марта 2002 в 00:00, просмотров: 597
  Не серийные убийцы и не маньяки стали героями криминальной хроники прошедшего месяца. 16-летний Игорь Ошарин, ученик 506-й школы, тяжело ранил свою одноклассницу и убил ее мать. Парень пришел в гости, вежливо поздоровался, а уже через 20 минут вся квартира была в крови. До сих пор следователи прокуратуры ломают голову, что произошло со спокойным парнем, который, по откликам учителей и знакомых, “не способен даже муху обидеть”.
     Другое недавнее ЧП. 14-летний Володя Вороханов, придя домой, переоделся, умылся и по просьбе мамы начал резать хлеб. Семья собиралась обедать. Выпивший отец решил заняться воспитанием подростка и потребовал дневник. Парень, не обращая внимания, продолжал кромсать буханку. Отец начал кричать... Тогда Володя спокойно развернулся и всадил кухонный нож ему в сердце. Приехавшая “скорая” констатировала смерть.
     У этих трагедий есть нечто общее. Корреспондентам “МК” удалось выяснить, что и Володя, и Игорь не представляли своей жизни без компьютеров. Они учились в соседних школах. Часто вместо занятий в школе “зависали” в интернет-клубе “Матрица” на улице Трофимова. За несколько часов до преступления оба парня играли в этом клубе в одну и ту же игру — “Counter Strike”.
     ... 9.30 утра. В школах давно начались уроки, а в клубе полно народу. В основном, это подростки 13-16 лет, есть даже и 8-летние геймеры. Почти все “режутся” в “Counter Strike”. Занавешенные окна, черные стены со специфическими рисунками — мозги, кровь, черепа, смерть с косой... “Если будете фотографировать, на тот свет отправитесь”, — мрачно предупредил корреспондента “МК” администратор клуба.
     Сама игра не может толкнуть подростка на убийство, но послужить спусковым механизмом по принципу “последней капли” — может, уверены детские психологи. Если у подростка в жизни проблемы, конфликты с родителями или с одноклассниками, то длительное увлечение “стрелялкой” может спровоцировать выброс агрессии.
     — Доказано, что компьютерные игры наносят больше вреда, чем полные жестокости фильмы или телепередачи, ведь они требуют от играющего перевоплощения в агрессивного героя. Грань запрета на убийство может растворится, — рассказывает доцент кафедры подростковой психологии МГУ, доктор психологических наук Ольга КАРАБАНОВА. — Кто идет играть в клуб? В основном те, кто хочет отвлечься от реального мира. Психологи называют это явление “эскапизмом”, уходом от реальности в вымышленный мир. По сравнению с алкоголем и наркотиками компьютерные игры — казалось бы, самый безопасный вид эскапизма. Но эксперименты, проведенные американскими исследователями, показали: люди, часто играющие в “убивалки”, гораздо быстрее овладевают всеми видами оружия и стреляют почти без промаха.
     Игоря Ошарина бросила девушка, родителям было не до него. Настоящих друзей у него не было. По мнению учителей, он всегда хотел казаться “крутым”. В другом мире — виртуальном — подросток ощущал себя более сильной личностью. В тот роковой день, как это частенько случалось, он прогуливал школу в “Матрице”. Потом решил поговорить со своей возлюбленной, но та в очередной раз дала от ворот поворот. После нескольких часов “стрелялки” и черепов на стенах парня “переклинило”, он потерял грань реальности...
     Володя Вороханов считал, что родителям он не нужен. Отец выпивал, ругался с матерью. От бесконечных скандалов парень сбегал в “Матрицу”... Судмедэксперты считают, что убить человека ножом с первого удара почти невозможно, рука рефлекторно отдергивается, к тому же попасть в сердце кухонным ножом сможет не всякий хирург. 14-летний школьник вогнал в отца нож до самой ручки точно между 5-м и 6-м ребром...
     Где был сегодня ваш сын? Не прогуливал ли он школу в компьютерном клубе?
    
     СОБРАТЬ ВСЕ ДИСКИ БЫ ДА... СЖЕЧЬ?
    
     Министерство образования РФ разрабатывает нормативы, по которым все компьютерные игры подвергнут строгому психолого-педагогическому контролю.
     В России до сих пор нет нормативов, связанных с компьютерными играми. Каждый взрослый сам определяет, во что и как играть его чаду. Малолетний геймер может заниматься вполне невинной “бродилкой” или резаться в кровожадную “стрелялку”. Особенно опасны, как выяснили специалисты Министерства образования, аркадные игры. Психоэмоциональное возбуждение ребенка во время очередного гейма приводит к повышению давления, провоцирует агрессивность по отношению к окружающим. Многочасовое сидение за “экшном” ведет к расстройству мозговой деятельности и даже к возникновению навязчивых фобий.
     По словам заместителя управления дошкольного образования Минобраза Татьяны Аверчук, вскоре каждый диск будет проходить тщательную психолого-педагогическую комиссию. Планируется ввести определенные ограничения для несовершеннолетних потребителей, как это происходит сейчас со всей легальной видеопродукцией. Это коснется и торговли дисками, и игр в компьютерных клубах.
     Подобная практика существует во всем мире. В США все диски тщательно сортируют по принципу: “детские”, “для подростков”, “только для взрослых” (эротические игры) и “без возрастных ограничений”. Делают это непосредственно в интернет-клубах и магазинах, торгующих компьютерной продукцией.
    


    Партнеры