Рыцари круглого столба

Попытавшись трудоустроиться по объявлениям, корреспонденты “МК” почувствовали себя идиотами

Как это знакомо многим москвичам! Родное ЗАО, ООО или ИЧП накрылось, денег нет, впереди мрачный туман неизвестности. И тут на глаза попадается объявление. Неважно, где вы его нашли — в газете, на столбе или вам его показал знакомый. Смысл один: где-то кто-то набирает кого-то на работу. И вы стремглав летите по заветному адресу, пообщавшись предварительно по телефону с потенциальными работодателями.
На вас они произвели неизгладимое впечатление. Вежливые, интеллигентные, произносят умные слова: мерчендайзер, супервайзер, сетевой маркетинг, дистрибьютор... Да еще платить будут чуть ли не полторы тысячи долларов в месяц!
“Все, начинаю новую жизнь!” — решает наивный безработный. И идет на...
На 99,9% все это — хорошо замаскированная туфта, придуманная с одной целью: выманить у как можно большего количества простаков возможно большее количество денег. Или в лучшем случае в течение месяца-двух поэксплуатировать их трудовой энтузиазм. Корреспонденты “МК” пошли на эксперимент и лично убедились — на столичном рынке труда функционирует четко отлаженная система обмана...
Бери больше, кидай дальше
Объявление первое. “Преуспев. предприним. армянин, специалист по ремонту жизни (!), приглашает предприимчивых людей...”
Мы связались с “ремонтером”. Звонили всем отделом. В одном случае изложили образцовую легенду. И услышали в ответ: “Во главе нашей компании армянский предприниматель. Нам нужны люди для работы с людьми. Наша цель — помочь людям...”
Когда стали расспрашивать о подробностях, нас оборвали, заявив, что мы, мол, не умеем общаться. Тогда мы перешли в атаку...
— Я из Йошкар-Олы приехала. Ищу работу. Регистрации нет. У брата остановилась... Вы — моя последняя надежда... (В объявлениях подчеркивалось: приезжим оказывается предпочтение.)
На сей раз нам не отказали, назначили коллеге день собеседования. И коллега поехала “ремонтировать” судьбу...
Такого количества безвкусно одетых дам видеть еще не приходилось. Они сурово смотрели на вновь прибывших, дотошно выверяли списки. Не обнаружив моей фамилии в “реестре”, указали на дверь. Но я слезно умоляла, и меня допустили до “самого”. “Армянский предприниматель” оказался лишь менеджером по персоналу, сладкоречивым и навязчивым. Объяснил, что заработать я смогу “огромные тыщи”. “Все наши женщины много получают, к тому же компания обеспечивает сотрудников парфюмом, кремами и сантехникой. У вас тоже все это будет”. Содрогнувшись от светлой перспективы благоухать, как присутствующие здесь дамы, я поинтересовалась: чего делать-то нужно? Оказалась, что данное заведение представляет интересы некой французской косметической компании. Чем конкретно придется торговать — выяснить так и не удалось. Товар обещали показать, если я заплачу 250 рублей за курс лекций и дам согласие на сотрудничество. А еще лучше — приведу с собой пару-тройку друзей. Друзей я решила пожалеть — это святое...
Другое лаконичное объявление, на этот раз обнаруженное на столбе, гласило: “Работа за квартиру”. Туда отправился корреспондент “МК” мужеска полу.
В подвале жилого дома возле входа женщина-вахтер записывала фамилии клиентов. Агентесса, к которой я записался по телефону, в этот момент обрабатывала сразу трех клиентов.
Клиенты — двое молодцов и молодцовская мама — умильно кивали, прерывая время от времени говорившую уточняющими вопросами. Та предлагала им широчайшее поле деятельности. От строительных работ до открытия интернет-кафе. Но ни то, ни другое посетителей не заинтересовало. Тогда им вместе было предложено заняться привлечением клиентов — листовками и через газету...
Корреспонденту “МК” удалось выяснить, что:
а) для вступления в потребительский кооператив надо внести 250 долларов;
б) ждать два года, работая на кооператив, после чего мне якобы купят квартиру за 20000 баксов в доме, который еще не построен, но для которого уже выделен земельный участок на севере Москвы: “Сейчас как раз решается вопрос об окончательной передаче земли в собственность кооператива”;
в) из 250 долларов 200 мне в случае выхода из кооператива вернут, за вычетом денег, выплаченных в качестве зарплаты. 50 отчуждаются насовсем.
Но откуда возьмутся остальные 19950 долларов на квартиру? А у кооператива есть кафе, есть люди, занимающиеся строительными работами, и есть швейный цех. Кроме того, запускается оздоровительный комплекс (надо полагать, в “Кащенко”).
Пайщиков на начало этого года якобы уже почти 750 человек. В общем, Герман Греф отдыхает. Никто не может придумать реально работающую модель российской экономики, а тут нашлись чудо-богатыри. Будущие доходы распределятся так: 20% на руки мне, 50% на счет кооператива на потенциальную квартиру, а еще 30% — застрельщикам движения. Так я и заполучу почти 20 тысяч долларов на терем-теремок.
Массовики-затейники не пожалели получаса, растолковывая мне всю прелесть комбинации. Самое интересное то, что в документах потребительский кооператив значится как организация некоммерческая. Стоп: а откуда ж тогда прибыль?!
Офис №6
Диспетчерами на телефонах, указанных в объявлениях, обычно сидят подсадные бабушки и дедушки — “божьи одуванчики”. Дребезжащие стариковские голоса зачитывают по шпаргалке один и тот же текст: “Запишите информацию. У нас ведущая российская (иностранная, СП и т.д) компания, работаем на рынке со дня Всемирного потопа, наш главный офис расположен на Красной площади, мэр города — наш лучший друг. Остальные сведения вы узнаете при личной встрече с нашим менеджером”. Но иногда вдруг прорывалась “неуставная” интонация: “А больше, деточка, я ничего и не знаю. Но люди серьезные, это точно”.
Очные встречи с “серьезными людьми” заканчивались одним и тем же. Приятные улыбки, ускользающий взгляд, посулы манны небесной: соцпакет, оплачиваемый отпуск, перманентные загранкомандировки. Только в конце, между делом, выясняется, что очередные “рога и копыта” просто торгуют воздухом. Хорошо еще, если товар — китайские бигуди, средства для похудения или дамские прокладки — хотя бы существует в природе.
Недавно моя подруга трудоустроилась по объявлению. После долгих объяснений сути работы ей было предложено находить водителей для перевозки некоего невнятного груза. Процент с каждой сделки барышне разрешили класть в карман. И она сутками висела на телефоне, пытаясь объяснить потенциальным водилам, что и куда нужно везти. За обучение разговорам по телефону с нее содрали сто долларов.
Мне повезло меньше. Мои “серьезные люди” предпочитали базироваться на окраинах, в самых неожиданных и труднодоступных местах. Вообразив себя целеустремленной и деловитой, я отправилась трудоустраиваться. Приятно согревала мысль об обещанных по телефону 850 “зеленых”. Работенку посулили непыльную — занимать приятными беседами сограждан. Подустав от бесед, можно потешить себя и необременительной “работой с документами”. Моя легенда: 28 лет, выпускница филфака, английский и компьютер. Правда, видок оставлял желать лучшего: затертая мужская косуха, видавшие виды джинсы. Но ни трудовые качества, ни внешний облик “серьезных людей” не смутили.
Офис располагался в развалюхе, бывшей “в девичестве” Дворцом культуры. Сразу стало ясно, что от заманчивого предложения не смогла отказаться не я одна. К заветной дверце потихонечку подтягивался народ. Направление указывали стрелочки на стенах. “Прямо “казаки-разбойники”, — подумала я. И, оказалось, была недалека от истины. В темном коридоре обнаружила обшарпанную дверь с табличкой “Офис №6”. (Все по Чехову.) Ни названия конторы, ни намека на специализацию. Посетители пытались выяснить друг у друга: что здесь, собственно, происходит? По коридору сновали чрезвычайно занятые люди — менеджеры по персоналу. Скользнув взглядом поверх голов, они усталой скороговоркой вопрошали: “Кому назначено к Любовьпетровне? Кому к Сергеймихалычу? Заходите!”
Граждане выходили минут через пять, невнятно бормоча что-то сквозь зубы. Лишь молодцеватый полковник-отставник озвучил общую мысль в полный голос, да и то непечатно.
Наконец очередь дошла до меня. Девушка Лаура, извинившись за опоздание: “Я читала лекции по менеджменту и маркетингу”, — сразу взяла быка за рога. Стараясь не смотреть на мой “деловой костюм”, предложила должность директора по персоналу с окладом в полторы тысячи долларов. Сразу пообещала отправить на стажировку в какую-нибудь европейскую страну. И продолжила: “У нас процветающая фирма, совместное российско-американское предприятие. Наша цель — помочь людям найти хорошую работу, начать новую жизнь. Фирма существует под патронажем правительства Москвы. Мы несем людям радость и здоровье: распространяем качественные товары, гигиенические средства — то, что крайне необходимо сейчас москвичам...”
Через минуту психической атаки я тоже захотела нести землякам радость и здоровье, о чем и сообщила Лауре. “Это замечательно! — воскликнула она. — Внесите поскорее 36 долларов на оформление вашей банковской карточки, куда мы будем переводить зарплату. Сделайте две фотографии на пропуск. И можете подбирать свою команду подчиненных”.
За соседним столиком другой менеджер обрабатывал еще одну девушку. Та откровенно хихикала ему в лицо. Обиженный господин отбарабанил текст, всунул девушке рекламный проспект, и та с громким хохотом выскочила за дверь. Там мы посмеялись уже вместе.
Ольга недавно закончила экономический вуз. Менеджер по персоналу. Работу искала с помощью Интернета. “Уже пять контор обошла. Везде одно и то же. И стоят очереди этих доверчивых дураков — смотреть больно”. В ее проспекте меленькими буковками, дабы увидели не сразу, было набрано волшебное слово “Гербалайф”...
Девушке Лауре я позвонила вечером. “Мы крайне заинтересованы в вашем сотрудничестве, — ворковала телефонная трубка. — Пожалуйста, поспешите оплатить свой банковский счет”.
Всего мы проверили (обзвонили, прошли) 50 газетных объявлений, заманивавших работников без квалификации. И только два телефона принадлежали фирмам, предлагавшим людям реализовывать хоть какое-то подобие товаров и услуг. В одном случае надо было продавать страховку, в другом — реальные товары. Остальные 48 телефонов — чистейшее надувательство.
Десяток объявлений, сорванных на столбах, оказались такой же липой.
Не болит голова у дятла
Почему фирмы-благодетели так спокойно себя чувствуют в Москве и не устают уверять клиентов, что трудятся под патронажем мэрии? Да от того, что так оно, в принципе, и есть!
Мало того — существует “Московская комиссия при мэре по многоуровневому сетевому маркетингу”. И городские власти время от времени даже проводят научные конференции по сетевому маркетингу. Существует список “хороших” фирм, где у каждого дистрибьютора есть санитарная книжка, разрешение на торговлю и прочая. Вся эта затея была задумана в противовес “пирамидам” и “гербалайфам”, но благое начинание, как всегда, вылилось в нечто противоположное. Хотя руководители “сетевой” комиссии и уверяли нас в том, что работа по выявлению недобросовестных предпринимателей ведется, одна беда — законодательной базы пока нет...
Что можно посоветовать безработным москвичам? Ищите работу только через кадровые агентства. Возразите, что не все обладают такой квалификацией, чтобы заинтересовать солидное агентство? Тогда вот вам несколько рекомендаций для начинающих.
— Внимательно посмотрите, куда вы пришли. Солидный наниматель не будет сидеть в задрипанном и явно арендованном офисе в ДК.
— Зарплата и прочие блага. Для справки: оклад в 1000—1500 долларов сегодня в Москве имеет руководитель фирмы средней руки или начальник отдела в солидной компании. В начальники объявлениями, расклеенными на заборах, не набирают.
— Зачастую полчаса, проведенные рядом со столом секретарши фирмы, расскажут вам о компании больше, чем все проспекты, вместе взятые. Понаблюдайте и подумайте (последнее никогда не повредит).
— Если вам предлагают внести деньги для открытия счета, или за курс лекций по профессии, или для получения пакета документации, то вероятность обмана — практически 100%.
— Гербалайф и ему подобные товары (так ли уж необходимо похудеть вашим знакомым и вашему кошельку?) — надувалово изначальное. Бегите сразу же.
— Вам предлагают поработать за границей? Причем обещают немыслимые деньги, но “ехать придется по гостевой визе”? Стоп: зачем вам гостить рабом на плантации или в борделе?
Все это, конечно, не панацея от мошенников, но от значительной части неприятностей избавит точно, а главное — поможет тем, кто действительно хочет найти нормальную работу, сэкономить время и деньги.
Самым заманчивым из поступивших нашим корреспондентам предложений было отправиться на остров Хонсю. Там, в далеком городе Сузуки, обитатели местного дома для престарелых, оказывается, грезят о русских медсестрах...
“Работа для медперсонала в Японии. Девушкам” — гласило объявление в уважаемой, кстати, газете. И я решилась. Припомнила устройство кружки Эсмарха, инструкцию по применению — вроде вполне достаточно. И правда: старушечий голос по телефону моими медицинскими знаниями не интересовался. Зато долго выспрашивал про рост, вес и объем груди: “Вы понимаете, пожилым и больным японцам особенно важно получать эстетическое наслаждение”.
И ведь меня почти взяли! Я даже почти оплатила визу и билет. Остановила мой отъезд в Страну восходящего солнца сущая ерунда. Я сказала, что замужем.
“Спасибо”, — сказали мне. И повесили трубку.
Но, может, и слава богу? Живите долго, дорогие старики города Сузуки. Мы вам ни помогать, ни мешать не будем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру