МХАТ обзавёлся шикарным гусём

Царские орудия убийства в Москве

5 марта 2002 в 00:00, просмотров: 508
БАБУШКИН ПРАЗДНИК БЕЗ СТАРИКОВ
     “Пролетный гусь”, Виктор Астафьев. МХАТ им. Чехова, Малая сцена. Режиссер — Марина Брусникина.
     Спектакль посвящен памяти Виктора Петровича Астафьева. Трагическую послевоенную историю рассказывают совсем еще девчонки и мальчишки из молодого состава МХАТа.
    
Играют “Пролетного гуся”, в полуметре от зрительного зала на 90 мест, не пользуясь сложными декорациями и дорогими костюмами. Играют так, что забываешь обо всем: и о неудобных сиденьях, и о том, что на дворе уже XXI век, а не тот хмурый 44-й год. На сцене все очень просто и нет ничего лишнего, отвлекающего от главного — человеческой души и до предела обнаженных чувств. Вот из темноты одновременно выходит дюжина ребят в черных водолазках и девочек в накинутых на плечи платочках, которые разбредаются по голому дощатому полу, и кто-то присаживается на свежевытесанные деревянные скамейки...
     Первое действие и второе отличаются друг от друга по настроению, как день и ночь. Трагедию молодой семьи актеры рассказывают безумно больно и щемяще, пропуская ее через себя и по очереди меняясь. Сомнение в паузе между действиями, смогут ли актеры вернуть зал в прежнее состояние после антракта, да и нужно ли это, разбивается вдребезги, потому что вторая часть — совсем иная: это ощущение радости от бабушкиных именин, которые отмечают чуть ли не всей деревней, вся семья собирается за огромным столом, и, конечно, не обходится без застольных песен и напившихся гостей.
     Две истории легко соединяют глубина чувств и искренность талантливых актеров, сделавших шикарный подарок в репертуар театра: Янины Колесниченко, Елены Лемешко, Натальи Рогожкиной, Алены Хованской, Юлии Чебаковой, Дарьи Юрской, Александра Арсентьева, Петра Баранчеева, Павла Ващилина, Владимира Тимофеева, Валерия Трошина, Эдуарда Чекмазова и других.
КРЕМЛЕВСКИМ НАЧАЛЬНИКАМ ПРИВЕЗЛИ КУСОЧЕК РОДИНЫ
     “Сокровища императорского Петергофа”. Государственный музей А.С.Пушкина. Пречистенка, 12 (вход с Хрущевского переулка). До середины мая.
   
  Ровно через год Санкт-Петербург отметит 300-летие. Но уже сейчас, видимо, питерское начальство ломает голову: что делать, если почти все знатные жители города теперь обитают в Москве? Питерцы нашли выход: юбилейные мероприятия начать в нынешней столице и заранее. Первой ласточкой стала выставка “Сокровища императорского Петергофа”.
     Представить блистательный Петергоф, знаменитый питерский пригород, где-нибудь кроме самого Петергофа — дело почти безнадежное. Не возьмешь же с собой дворцы с фонтанами! Самая удачная попытка показать красоты любимой летней резиденции русских царей была несколько лет назад в Лас-Вегасе, где, по словам директора петергофского музея Вадима Знаменова , музейные шедевры поместили в шикарные декорации, на которые были потрачены миллионы долларов. У нас таких денег нет, и, несмотря на 700 экспонатов, выставка в музее Пушкина выглядит более чем скромной. Удивительно, но в огромном пространстве великолепного нового здания музея не нашлось места для цельной экспозиции: для того чтобы перейти от одного раздела к другому, нужно преодолеть несколько крутых лестничных пролетов. Впрочем, скупость площадей обернулась для публики благом: впервые зрители могут увидеть личные вещи русских императоров в непосредственной близости.
     Среди раритетов — кафтан Петра I , шарф, которым, по легенде, задушили Петра III , туфельки Екатерины II . С зеркалом Елизаветы Петровны связана история неудачного сватовства к ней знаменитого французского короля Людовика XV . А в вывешенную в витрине рубашку был одет Павел I в свою самую роковую ночь.
     Как известно, петергофская коллекция имеет весьма драматичную историю. Во время войны Большой дворец был полностью разрушен, в остальных располагались разные учреждения: в Фермерском дворце Александра II сначала был дом отдыха НКВД, а затем — общежитие часового завода. Утрачены дореволюционные каталоги, а ведь в то время только в Большом дворце было более 20 тысяч предметов искусства. Сейчас музейщики пытаются восполнить хотя бы часть пропавших богатств. Московская публика раньше питерской увидела последние поступления, в том числе вещи, принадлежавшие жене Александра II — княгине Юрьевской , которые были найдены в Ницце.
     На вернисаж собралась почти вся питерская диаспора в Москве. Светлана Сорокина , ведущая вечер, пропела прямо-таки оду Петергофу, где она, уроженка Царского Села, часто бывала в детстве. Апофеозом стал фейерверк во дворе музея, к которому как раз подоспела еще одна знатная петербурженка — Валентина Матвиенко.
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ НА КОРСИКЕ
     “Корсиканка”. Малый театр. Пьеса Иржи Губача. Режиссер Владислав Константинов.
     Жанр — комедия.

     На самом деле события, о которых идет речь, веселыми не назовешь — великий Наполеон сослан на остров Святой Елены и считает там последние дни. Однако чех Губач в историческую ткань решил вплести свою фантазию. А какая фантазия возможна без дамы? Естественно, она является в образе простой корсиканки Жозефины (Евгения Глушенко). Поскольку Наполеон (Валерий Баринов) — уроженец Корсики, ей несложно подобрать ключи к его воинственному сердцу. Сердце усталого вояки получает серьезную порцию адреналина.
     Вообще с “Корсиканкой” вышла любопытная интернациональная история: автор чех, режиссер из Йошкар-Олы, актеры московские, но играют про события французские, тем более — давние. Тем не менее история вышла изящная, с замечательными актерскими работами — главными и вторыми ролями. Комический дуэт составляют наполеоновские генералы в исполнении Бориса Клюева и Владимира Дубровского . Однако есть интрига — любовная игра на историческом фоне не доведена до логического конца. Ожидаемый хеппи-энд не случится, оставив зрителя вздыхать: а счастье было так возможно...
ТАГАНКА СРЕДИ АКУЛ
     Из Гонконга, с крупнейшего международного фестиваля искусств вернулся Театр на Таганке Юрия Любимова. За 8 дней артисты сыграли пять спектаклей “Марат и маркиз де Сад”.
   
  На первом же показе, устроенном для студентов театральной академии, артистов предупредили о специфической реакции зрителей. Специфику почувствовали сразу же, как только вышли на сцену, — никакой реакции во время действия, почти гробовая тишина. Не реагировали даже на ударные номера, которые всегда вызывают рев и восторг публики.
     — Мы даже растерялись, — рассказывает артист Дмитрий Высоцкий . — Но потом поняли, что здесь так принято. Зато в конце устроили нам овацию.
     Следующие спектакли прошли с нарушением традиционного зрительского восприятия, и антре, которыми так знаменит “Марат Сад”, — танец Петуха, две скрипки и другие — шли на ура. Русским аплодировали не только в зале, но и на непопулярном в это время года месте — на пляже. Хотя температура в тени в Гонконге и достигала 36 градусов, но океан был холодный — 17—18. Тем более что в это время, по сообщениям местных СМИ, усиливается активность акул. Мертвый сезон для купания нарушили, естественно, только русские. Во всяком случае, актрисы выходили из воды под аплодисменты.
ПИСЬМА ПАСТЕРНАКУ
     Дом-музей Марины Цветаевой. День рождения Бориса Пастернака. В этом феврале ему исполнилось бы 112 лет. Сообщение о великом поэте сделал его сын Евгений Борисович Пастернак . Впервые были прочитаны отрывки из ранее неизвестных писем Марины Цветаевой, Борису Пастернаку . 90 писем ранее считались утерянными навсегда. Все это действо происходило на фоне выставки живописи замечательной художницы Наталии Брагиной , которая уже долгое время экспонируется в актовом зале цветаевского музея. В заключение руководству Дома-музея была вручена грамота Международной ассоциации содействия культуре.
    



Партнеры