Юрий Лужков: “Реформу мы проведем толково, чтобы не задеть интересы москвичей”

  Жилищно-коммунальная реформа в разных городах России проводится по-разному. Собственно, по-разному на нее откликаются и сами горожане. В чем же состоят особенности проведения реформы по-московски? Это основной вопрос мэру Москвы Юрию Михайловичу ЛУЖКОВУ. Как все сложное — а реформа именно таковой и является, — проблему проще понять, если ее разложить на составляющие.
    
     — Юрий Михайлович, о реформе активно и даже агрессивно начали говорить именно теперь. Но она идет в столице не первый год. В чем дело? Почему такая реакция?

     — В восприятии реформы есть одна проблема: ее сразу обозначили как стремление государства собирать 100% платежей с населения. Это абсурд! Кстати, этой дезинформацией грешили некоторые государственные органы. Тот же Госстрой провозглашает: стопроцентная оплата услуг — это жилищно-коммунальная реформа. В действительности жилищно-коммунальная реформа — совсем иное.
     В Москве она проводится с 1997 года. Я тогда обратился к Борису Николаевичу Ельцину с просьбой собрать Правительство Российской Федерации и выступил с обстоятельным докладом по проблемам реформы. В заключение был сделан вывод: то, что предлагает Немцов — он был тогда вице-премьером, — нереально. Население не сможет в ближайшие годы платить 100% за жилье (можно взять эту стенограмму). Низкий уровень доходов подавляющего большинства населения не позволит применить схему Немцова. Ельцин пошел нам тогда навстречу и с 1997 года разрешил проводить реформу по-московски в щадящем, более мягком режиме, чем по регионам России.
     Я могу сказать, что у нас продвижения есть, наметились положительные тенденции, а немцовская реформа по всей России с треском провалилась.
     — Какие же в Москве продвижения по реформе?
     — Прежде чем говорить о продвижениях, давайте посмотрим на ситуацию, которая сложилась сегодня в жилищно-коммунальной сфере. Вы недовольны тем, как вас обслуживают?
     — Да, недовольна.
     — Мы все хотим, чтобы обслуживание было качественным? Да, хотим. Но лучше получится только тогда, когда мы сможем влиять на тех, кто нас обслуживает.
     Задаем снова вопрос: могут сегодня на это влиять жильцы? Нет, не могут. Этот гордиев узел мы должны разрубить. Но если мы будем мириться с настоящим положением по организации обслуживания нашего жилья, ничего не получится. Мы получим такие же упущения в содержании домов, такое же убожество в наших подъездах, те же проблемы в обеспечении безопасности жилищ и будем только обвинять друг друга. Но комфорта и повышения качества обслуживания у нас не будет.
     Я тысячу раз говорил и повторяю, что взимание 100% платежей за жилье — это не цель коммунальной реформы!
     — Хорошо. А как разобраться с платежами, когда на один адрес поступают две жировки по оплате и многие просто недоумевают: что с ними делать, по каким квитанциям платить?
     — В платежах не изменилось ничего. Недаром мы обратились к москвичам с предложением о добровольной форме оплаты.
     Мы предлагаем — это очень важно: кто считает себя обеспеченным (достаток семьи составляет 8,5 тыс. руб. в месяц на человека) — приглашаем заплатить 100%. Дальше. Люди получают две жировки: одна — на 44% оплаты, вторая — на 100%. И вновь мы предлагаем, а не настаиваем. Если вы считаете, что у вас очень сложно с бюджетом, — платите по-старому. Если чувствуете, что можете помочь городу и снизить расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и направить бюджетные деньги на социальную помощь тем же москвичам, — платите 100%. Здесь нет никакого лукавства.
     Я очень благодарен тем, кто считает для себя правильным не залезать в карман к человеку, который нуждается в социальной помощи, не уповать на бюджет, а выплачивать полностью 100%.
     И в связи с этим перемены есть. Той части москвичей, которые находятся в очень тяжелом положении, уровень платежей за жилье установлен меньше, чем это было в прошлом году. Повторю: если поступлений придет больше в бюджет города от 100% добровольных платежей, эти деньги частично мы направим опять же на помощь малоимущим.
     Но еще раз хочу подчеркнуть, что целью московской реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение направлений ресурсов, которые Московская городская Дума и московское правительство раньше направляли на ДЕЗы как “хлебную надбавку”.
     — Словом, те организации, которые до сего времени “царствовали, лежа на боку”, должны задуматься о своем будущем?
     — Да. Сегодня ДЕЗы работают кое-как. Не везде, конечно, но в основном. Пришла надбавка — они плохо работают, не пришла — они плохо работают... То есть нет никакой связи с качественными результатами работы ДЕЗа по обслуживанию населения.
     А наша задача — деньги направлять на личные счета москвичей как добавку к их обычным платежам, чтобы уже москвичи за 100-процентную сумму могли определить, кому заказать обслуживание дома. Тогда ДЕЗы уже не будут автоматически получать денежные ресурсы за плохую работу.
     — Жилищная реформа дает определенный импульс для развития новых отношений в целом...
     — Разумеется, это новая форма взаимоотношений, ответственности. В этом случае москвичи, собравшись в товарищества жилищные или товарищества собственников жилья (ТСЖ), за свои деньги могут решать, где, в какой форме заказывать жилищно-коммунальное обслуживание дома.
     Семьсот с лишним фирм появилось у нас на этом рынке предложений и услуг — их станет больше. А если фирма будет работать плохо, то на следующий период ТСЖ заключают договор не с ней, а с другой, более ответственной. Появляется возможность выбора, здоровой конкуренции. Вот в этом и заключается основа жилищно-коммунальной реформы.
     И еще я хочу сказать уважаемым москвичам: реформа — это неизбежное и очень нужное для нас преобразование. Это не навязываемая верхней властью директива — это жизненная необходимость для нас с вами.
     Нам следует все провести толково, чтобы не задеть интересы москвичей в финансовом плане. И наш призыв к добровольной 100-процентной оплате, и эти финансовые поступления помогут разрубить узел жилищно-бытовых противоречий, который все равно разрубать придется.
     — Юрий Михайлович, скептиков у реформы хватает. А если она по московской формуле потерпит неудачу? И вообще, поддерживают ли вас действующий президент, Правительство России?
     — Во-первых, ни у меня, ни у города не будет неудачи, потому что я чувствую ситуацию по реформе в городе. Я понимаю истинное положение наших москвичей, семей, и, как видите, мы ни одного изменения, которое было бы невыполнимо для москвичей, не сделали и не сделаем.
     Второе. И Президент, и Правительство Российской Федерации — наши союзники. Владимир Владимирович Путин хорошо понимает особенности ведения городского хозяйства. Он работал в муниципальной системе в Санкт-Петербурге. Там такая же ситуация — даже исторически похуже, чем в Москве, — по уровню обеспечения обслуживания домов, состоянию жилого фонда.
     Мы принимаем решения самостоятельно, и со стороны государства нет давления на московскую городскую власть, которое бы сковывало наши действия.
     В общем, в Москве всегда будет мягкая и спокойная жилищно-коммунальная реформа. Айсберг социализма — а закостенелость в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно охарактеризовать именно так — мы взрывать не будем. Мы его растопим постепенно.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру