Мимо кассы

Воровать в магазинах — искусство, которое требует жертв

  Полки, полки, полки... Дорогие вина, парфюмерия, деликатесы. “Это я вовремя заглянул”, — подумал корреспондент “МК” и припрятал за пазуху приглянувшуюся бутылочку коньяка.
     5 звездочек недолго оставались впотьмах. На выходе “забывчивого покупателя” настойчиво попросили расстегнуть куртку. Хорошо, что у меня была предварительная договоренность с администрацией магазина о “контрольном выносе”, иначе пришлось бы худо...
     При нынешнем товарном изобилии, царящем в московских магазинах, далеко не все граждане могут сдержать первобытные рефлексы. Поэтому большинство крупных столичных магазинов содержат большой штат охранников, продавцов-контролеров, не жалея средств, закупают системы видеонаблюдения и контроля.
    
    
Анна (уникальный для женщины случай) — начальник службы безопасности крупного универмага, расположенного неподалеку от трех вокзалов, прошла путь от простого контролера до руководителя.
     Мало кто знает, что контролер в современном магазине — это вовсе не тот, кто проверяет на выходе чеки, а человек, изображающий простого покупателя и высматривающий воришек. Во всех крупных и “крутых” магазинах есть контролеры. Что же касается этого конкретного магазина...
     — Место такое. Приезжает человек из провинциального городка, а тут — такое изобилие красивых вещей, которых он никогда себе позволить не сможет. Не все способны удержаться. Ну и попадаются, — говорит Анна. — По идее, мы должны сдавать в милицию любого вора, укравшего на сумму свыше 300 рублей. Но в день попадается по 5—7 человек. Если всех сдавать и оформлять — времени не хватит. Так что действуем по обстоятельствам.
     Еще есть и так называемый “провоз”. Это когда человек положит товар в тележку, а на часть вещей бросит, предположим, шапку. Может, случайно, а может, и намеренно — поди докажи. Многие этим пользуются: получится — не получится...
     Анна считает, что делать скидку на “красивые глаза” и на бедственное материальное положение воришек не следует. Тем более что очень часто на воровство идут люди материально не стесненные. Анна припоминает случай, как хорошо одетая дама тайком стала сдирать магазинные наклейки с бутылки водки. После того как ее задержали, выяснилось, что работает дама... в налоговой инспекции. Женщина бурно возмущалась и утверждала, что водку она купила в другом магазине...
     Кстати, для магазинных воришек существует такая лазейка, как возможность оплатить стоимость товара в случае поимки. В этом случае товар отдается задержанному. Этим многие и пользуются, и, как правило, это люди не голодающие. Ловят “подстраховщиков” с парфюмерией, нижним бельем и другими компактными, но дорогостоящими товарами.
     Дети — особая проблема. Попадаются вполне благополучные чада (беспризоников охрана в магазин не пускает). Неделю назад поймали 10-летнего мальчишку. Из одежды “преступника” достали пакет со сладостями размером с футбольный мяч. Сам паренек из другого конца Москвы, родителей вызывать не стали — далеко. Отпустили после беседы. Другого мальца отловили со здоровенной упаковкой презервативов. Сотрудники магазина больше всего боялись, что отец мальчишки “убьет” отпрыска прямо в магазине.
     Не все малолетние преступники руководствуются мгновенным порывом. Перед Новым годом здесь поймали целую группу. Один 15-летний несун и двое совершеннолетних из “группы прикрытия” попались с икрой и коньяком. Этих сразу отправили в милицию. Много было писанины, чтобы вещдоки вернули, — икра в милиции могла запросто испортиться. Именно с вещдоками большая морока, поэтому с правоохранительными органами охрана связываться не любит. Чаще всего задержанному “дают пинка” и выдворяют из торгового храма. Оформлять — себе дороже, затаскают потом по допросам и судам.
     Однажды попался молодой наркоман на краже шоколада (после наркотиков тянет на сладкое). Охрана вызвала брата задержанного — применять меры физического воздействия было бесполезно, после дозы парень ничего не соображал. Отпустили. А на следующий день опять задержали и опять с шоколадом. Он просто забыл, что его уже тут ловили.
     Другая категория — клептоманы. Недавно “повязали” прилично одетую пожилую женщину. Божий одуванчик затарил в рейтузы косметики на изрядную сумму. Бабушка сразу начала жаловаться, что теперь ее опять отправят в сумасшедший дом. Что делать? Пожалели.
     Но самая большая беда — профи. Эти точно знают: что, где, когда и как. Молниеносно избавляются от защитных чипов и наклеек. Работают группой, в которой роли между участниками четко распределены. Воруют такие команды, как правило, дорогие спиртные напитки.
     В другом большом московском магазине администратор Людмила говорила мне, что за два-три месяца только продуктовый зал теряет до 70 тыс. рублей. И тут ловят в большинстве своем приезжих. Недавно попалась 40-летняя гостья из Таджикистана. Затолкала в исподнее кофе аж на тысячу рублей.
     И здесь стонут от профессиональных групп. Двое-трое преступников отвлекают внимание продавца, а третий крадет. Милиция приезжает на такие вызовы неохотно — возни много, а преступника придется скорее всего отпускать.
     Бомжи, когда им удается проникнуть в торговый зал, хватают продукты и начинают есть прямо там. Что делать? На прилавок обкусанный товар не положишь. “Дают по шее” и выкидывают на улицу вместе с недоеденным. Дети тоже не промах. Заходят в зал и “рубают” “сникерсы”. Докажи потом, что это шоколад местный. Родители в этом случае всегда поднимают шум. А недавно попалась 9-летняя девочка, одевавшая в магазине “на халяву” свою Барби. В непродуктовом зале работают в большинстве своем профессионалы. Отцепляют чипы и выносят.
     Но Людмила считает, что сейчас в магазинах воруют не больше, чем в советское время. А вот продавцы нынче менее квалифицированны. Сама Людмила 20 лет в торговле, практически ас. Когда находится в зале, автоматически фиксирует все вокруг. Главный сигнал для продавца, это когда к нему кто-то обращается с настойчивыми расспросами, старясь развернуть в определенную сторону, — значит, отвлекает от “подельника”.
     В небольшом магазинчике на окраине Москвы рассказали, что порой смена продавцов вынуждена докладывать в кассу до 500 рублей за день. Тут ворует нетрезвая молодежь. Хватают спиртное и затаривают за пояс. Здесь милицию не вызывают. Карающий меч правосудия — дюжие грузчики. “Разбор полетов” проходит прямо во дворе, но это мало помогает. Приходят и крадут другие...
     Но не все воришки приходят за едой. Крадут и пищу духовную. В магазине, торгующем педагогическими изданиями, после того как ввели систему самообслуживания, каждую неделю ловят “любителей прекрасного”. На днях взяли двух восьмиклассниц — вырывали страницы из “решетников” (книги с ответами на задачи), думали пронести. Потом долго ревели: “Только не в милицию, только не родителям!”. Одну оставили в “заложниках”, другая поехала за деньгами. В этом магазине крадут на 90% либо школьники, либо пенсионеры. Продавцы даже термин придумали — родительский день. В субботу, когда в зале народу невпроворот, тогда и тащат вполне приличные бабульки и дедульки для своих ненаглядных чад учебники или книжки с красивыми картинками. “Старики-разбойники” прекрасно осведомлены о том, где находится защита. Вечером уборщицы выметают груды оторванных чипов. Но везет не всем. Пару недель назад “сгорел” приличный человек. Подвела тяга к прекрасному. Вытащил чип из подарочного альбома с литографиями. Да не учел, что в дорогих изданиях их несколько.
     Не знают торговые работники, как бороться с воровством. Раньше, когда магазины принадлежали государству, существовала возможность списать потери, теперь владелец вычитает с продавцов. А продавцы не волшебники, глаз у них столько же, сколько и у жуликов. Милиционеры, с которыми я беседовал, досадливо морщились. Раскрываемость для отчета магазинными кражами подправить можно, но уж больно много мороки. За это же время можно поймать несколько реальных хулиганов, а воришку скорее всего после штрафа придется отпустить — до суда почти никто не доходит.
     Мне удалось поговорить с молодой девушкой, сделавшей из магазинных краж своеобразное экстремальное хобби.
     — Ты понимаешь, это такой выброс адреналина, что всякие горные лыжи и парашюты — фигня! Ну, ловили меня дважды. Но я всегда ношу с собой деньги и потом ведь можно пококетничать с охраной — они тоже люди. Мужики, в конце концов. Зато интересно и выгодно. Попробовать хочешь?
ЧТО КРАДУТ В МОСКОВСКИХ МАГАЗИНАХ
(по результатам опроса работников в 10 торговых предприятиях города)
     Спиртные напитки — 37%
     Продукты питания — 25%
     Кондитерские изделия — 12%
     Парфюмерия — 9%
     Одежда — 8%
     Бытовая техника — 5%
     Другие товары — 4%
К СВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ
     “...Тайное хищение чужого имущества наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ... либо лишением свободы на срок до трех лет”.
     (Из “Уголовного кодекса Российской Федерации” от 1.01.1997)
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру