Дело в шляпке

Почем в Москве грибной навар?

13 марта 2002 в 00:00, просмотров: 589
  Уверен: каждый из нас хоть раз, но задумывался о том, чтобы открыть собственный бизнес. Согласитесь, куда приятнее быть хозяином самому себе, не зависеть от чужих капризов или прихотей, ни перед кем, кроме государства, не отчитываться в поступках. Короче, работать исключительно на себя и надеяться только на собственные голову и руки.
     Задумывались — многие. Решилась — малая часть. В чем же причина? Нехватка денег? Отсутствие специального образования? Просто страх взять все на себя — ведь индивидуальная ответственность всегда страшнее коллективной.
     Наверное, и первое, и второе, и третье, и даже четвертое с пятым.
     Но, если мысль о собственном бизнесе вас не оставила окончательно, новая рубрика “МК” призвана стать вашим лоцманом в предпринимательском мире. Можно ли сегодня в Москве открыть дело, которое не требует специальных знаний и при небольших вложениях уже довольно скоро начнет кормить своего хозяина?
     Мы отвечаем — можно!
     Читайте “СВОЕ ДЕЛО”.
    
     В лесах России произрастает более 3000 видов шляпочных грибов, из которых съедобны не более 200, и всего несколько из них людям удалось приручить. Если еще десять лет назад для большинства россиян грибной сезон заканчивался с приходом холодов, то сейчас свежие шампиньоны и вешенки можно найти в большинстве магазинов даже зимой. Всему виной — новые технологии искусственного культивирования грибов, на которых сейчас успешно зарабатывает не одна сотня “грибных” ферм по всей стране. Такой шанс есть и у вас: грибы значительно менее прихотливы, чем растения, способны расти практически в полной темноте хоть в подвалах, хоть на грядках, а стоят в магазинах дороже любого экзотического овоща. Многие преуспевающие сегодня грибоводы начинали “свое дело” всего с нескольких тысяч долларов...
Деньги на помете
     Франция известна не только своими духами, высокой модой и Каннским кинофестивалем, но и тем, что именно она подарила миру искусство культивирования шампиньонов. В конце XYII века французские крестьяне, выращивающие дыни в парижских пригородах, обратили внимание на то, что в теплицах под листьями овощей на удобренной навозом земле очень активно растут шампиньоны. “А почему бы нет?” — подумали крестьяне и стали вместе с овощами отправлять на рынки Парижа грибы, стоившие, кстати, в несколько раз дороже дынь. Еще через сотню лет опять же французский садовод Шамбри заметил, что наибольшие урожаи шампиньонов получаются в прохладных тоннелях, пещерах и бывших каменоломнях прямо на помете летучих мышей и птиц. После этого за катакомбы под Парижем между фермерами началась настоящая война. И только в конце XIX века, когда фермеры наконец-то научились самостоятельно производить для грибов пригодный субстрат, повысив урожайность в несколько раз, по Европе прокатилась настоящая “грибная” лихорадка, в результате которой признанным лидером стала и остается Голландия.
     Вешенки начали культивировать значительно позже — всего несколько десятилетий назад, а активно — только в конце 80-х.
Открытый рынок
     В 2001 году российские фермеры собрали почти 10 тыс. тонн грибов, из которых 8,5 тыс. тонн — шампиньоны. Для сравнения — только в маленькой Польше в прошлом году вырастили более 100 тыс. тонн (в десять раз больше), а на крошечном Тайване более 10 тыс. мелких хозяйств заняты грибным бизнесом. По оценкам Александра Хренова, руководителя Московской школы грибоводства, российский грибной рынок заполнен не более чем на 30%, и места на нем пока достаточно для всех желающих. И даже если пробежаться по московским магазинам, далеко не в каждом супермаркете можно встретить свежие грибы.
     Несмотря на то что более привычные нам грибы — шампиньоны, большинство грибоводов начинает с менее известной вешенки просто потому, что ее культивирование существенно проще и требует меньших усилий. Спрос же на них так же одинаково высок, как и цена.
     — Есть три основных составляющих, которые определят урожайность вашей фермы, — рассказывает Александр Хренов. — Это подходящее помещение, качественный субстрат, мицелий (грибница) и точное следование технологии. Если их удастся решить — считайте, что грибы у вас уже есть. Правда, с первого раза добиться хороших результатов редко кому удается, приходится экспериментировать.
     В качестве помещения подойдет любой подвал, здание или теплица, защищенные от холода и хорошо вентилируемые. Многие используют заброшенные коровники и ангары, оставшиеся от заброшенных совхозов и колхозов. Правда, ремонт и создание подходящего для грибов микроклимата могут потребовать серьезных вложений, но начать можно с малого.
Вешенковый сад
     Сергей Панфилов из подмосковного Дмитрова занялся культивированием вешенки пять лет назад, вложив в закупку мицелия, субстрата, а также аренду и модернизацию угла старого овощехранилища всего несколько тысяч долларов, заработанных на торговле автозапчастями.
     — До этого я работал инженером-технологом, у меня также был свой небольшой автомагазинчик, но в конце концов банальная торговля мне надоела, да и к середине 90-х перестала приносить прежние доходы, — рассказывает Сергей. — Захотелось настоящего, устойчивого дела, которое можно передать по наследству детям. А тут как раз я узнал о технологии культивирования вешенки, да и грибов в наших дмитровских магазинах просто не было. Вначале я покупал готовый субстрат вместе с мицелием и занимался только “выгонкой”, т.е. последним, самым простым с точки зрения технология этапом, когда получают урожай.
     Эксперты говорят, что в Европе грибной бизнес именно по такой многоступенчатой системе и работает: есть несколько крупных комплексов, которые специализируются на производстве субстрата, а небольшие фермы занимаются исключительно “выгонкой” гриба. Подобное разделение в несколько раз снижает трудовые и временные затраты, а также необходимые капитальные вложения на первом этапе, несмотря на то что себестоимость грибов при полном цикле получается несколько выше. Оборот позволяет получать большую прибыль.
     В России, к сожалению, сейчас подобные технологии работают в редких случаях. Проблема в том, что у нас есть много хозяйств, которые производят мицелий и субстрат, но мало у кого он получается требуемого качества, что крайне важно. К тому же обязательства редко кто выполняет, и нередко срывалась регулярность поставок. И если, несмотря на все проблемы, еще три года назад работать на покупном субстрате было выгодно, когда цена килограмма грибов и одного субстратного “блока” (10 кг) были равны, то подорожание субстрата прибыль практически свело в ноль. Так что многим пришлось дополнительно закупать оборудование (кормозапарники, транспортеры...) и делать субстрат в собственном цеху...
Грибная экономика
     Начав с небольшого угла овощехранилища, через пару лет Панфилов арендовал уже четыре комплекса, каждый площадью по 1 тыс. кв. м, дающих до 10 тонн грибов в месяц; плюс 20 человек работников и жена, занимающаяся реализацией по местным магазинам, но основной урожай уходит оптовикам из Москвы.
     Готовый субстратный блок (по 10 кг) сейчас можно приобрести за 60 руб. Если его делать самостоятельно, то можно сэкономить до 20%. “Дикая” вешенка, которую можно встретить в подмосковном лесу, — гриб-паразит, растущий, как и опенок, на деревьях и пнях, поэтому она может расти практически на всем, что содержит целлюлозу. Чтобы убить все вредные бактерии и споры грибов-конкурентов, субстрат еще нужно пропастеризовать, обдав горячим паром, и потом аккуратно добавить грибницу (5% от веса блока, 25 руб. за 1 кг отечественной или 2 долл. за венгерскую). После надо выждать пару недель, пока белые нити грибницы не разрастутся и не заполнят весь объем субстрата, упакованного в целлофан, аккуратно прорезать несколько отверстий в целлофане (в него закатан блок) и ждать. Если вы все сделали правильно, через пару недель грибы обязательно появятся, и за четыре недели и три волны можно собрать до 20—25% от общего веса блока (а это 2—3 кг).
     Оптовая цена вешенки в Москве сейчас держится на уровне 45—55 руб. за кг, итого получается 40 руб. прибыли (до уплаты зарплаты, налогов и аренды) с одного блока. Нельзя сказать, что золотое дно, но жить можно.
На грядке чудес
     В отличие от вешенки, предпочитающей отходы деревопереработки, шампиньоны любят компост, и желательно именно с конским или птичьим пометом. Растут же они на грядках, точнее, на стеллажах, для экономии площади нередко занимающих все пространство до потолка, в специальных изолируемых камерах — тут очень важен баланс и смена температурного режима в зависимости от этапа (дело в том, что рост мицелия происходит при 24—27°C, а плодоношение — не выше 18°C).
     Самое трудное — это приготовление компоста, ведь на 10 кв. метров грядки нужно уложить целую тонну соломы и навоза, смешанных с мелом, гипсом и суперфосфатом (описать этот процесс подробно на газетной полосе нет никакой возможности, и для более подробного знакомства с этим процессом можно рекомендовать специальную литературу и семинары Школы грибоводства).
     Так что гораздо проще приобрести уже готовый компост, заросший грибницей. Год назад под Москвой открылся завод, где это можно сделать по 4 тыс. руб. за 1 тонну (компост уже расфасован в удобные — плоские, как чемодан, — блоки 60x40x20 см).
     В течение двух недель мицелий будет активно разрастаться, грибница в виде белых нитей опутает питательный субстрат, после добавляется слой т.н. “покровной земли” (смесь торфа с мелом) из расчета 30 кг на 1 кв. м. И уже дней через 15—20 у вас есть шанс собрать первый урожай.
     Плодоношение шампиньонов происходит волнообразно и длится примерно 50—60 дней — за это время бывает 5—7 волн урожая, но обычно хватает и трех (до 25 кг с 1 кв. м — вполне неплохие цифры). Грибы можно собирать ежедневно или через день, аккуратно выкручивая из земли, чтобы не повредить мицелий. Так что 100 кв. метров вам дадут 2 тонны шампиньонов, а это как минимум 90 тыс. руб. прибыли минус стоимость компоста, работы, аренды и пр. По словам самих грибоводов, вполне реально добиться 25% рентабельности. Дальше все сначала — за год можно сделать до пяти циклов.
Главное: это ржавая пятнистость
     — Но если делать субстрат самостоятельно, то неизбежно встанет проблема сырья, особенно в Московской области, — делятся грибоводы своими проблемами, — где даже хорошую солому приобрести трудно: приходится ездить за ней под Тверь, за кострольной (продуктом переработки льна) — в Саратов, а за лузгой (получается после выжимки масла) — под Воронеж. Да и постоянное качество начинающим выдержать непросто.
     К сожалению подмосковных бизнесменов, они далеко не монополисты, в отличие, скажем, от грибовода Дашкевича из Екатеринбурга, который сразу установил и до сих пор держит оптовые цены на уровне 70 руб. за килограмм. Нет, все-таки монополия — великая вещь. На такие деньги можно и развиваться, о чем только мечтают москвичи.
     — Плюс с Нового года грибы убрали из перечня товаров, не облагаемых налогом с продаж, — продолжают “москвичи”, — а это еще минус 5% рентабельности. Вот и считай — сколько расходов!
     Но и это еще далеко не все проблемы.
     — Воруют, — с этих слов начал разговор с “МК” директор самого крупного подмосковного комплекса. — Ведь гриб растет очень быстро, особенно когда волна идет, и сколько выросло, не сосчитаешь. У наших работников такая забава — кто больше унесет, и бороться с этим бесполезно. Ведь что для этого нужно — пойти в теплицу, сорвать гриб, спрятать и вынести. Раньше некоторые даже ночами приезжали, прямо на грузовиках. А потом — на рынок, в ту же Москву. И охрану ставить бесполезно: ведь у нас все свои, еще помогут погрузить... Так что с этим надо смириться, особенно когда хозяйство большое.
     Портят нашим грибоводам погоду и поляки, у которых перепроизводство. Вот они и демпингуют, продают шампиньон всего по 35 руб. за 1 кг — а это ниже себестоимости наших. Надолго задерживаются в этом бизнесе только настоящие фанатики, которые не могут без грибов, для которых настоящий кайф, когда из черного перегноя и опилок вдруг вылезает ПРОДУКТ.
     Кажется, как будто из ничего, но это только тем, кто ничего не понимает. Гриб — он уход любит. Иначе триходерма, ржавая пятнистость и сухая гниль могут подкосить весь урожай.
Шиитаке — гость с Востока
     Если бы вы нашли эти грибы в подмосковном лесу, наверняка прошли бы мимо, приняв за поганки, а вместе с тем внешний вид часто бывает обманчив. Среди грибоводов Китая, Японии, Кореи, а с недавних пор и Европы они ценятся больше всех остальных и стоят, кстати, в несколько раз дороже обычных шампиньонов и вешенок. Гриб этот имеет восточное имя шиитаке (Lentinula edodes). Иногда его можно даже встретить на прилавках московских супермаркетов по 400 руб. за 1 кг (при оптовой цене 200 руб.) — кто в нем понимает, тот ищет по всей Москве. Но чаще шиитаке бывает у узбекских корейцев, продающих свои острые салаты по всей Москве. Правда, обзывают его корейцы опенком — очевидно, чтобы не отпугивать покупателей необычным названием, — а вместе с тем из грибов он наиболее ценный и вкусный. Лечебные и профилактические свойства шиитаке известны были еще во времена Китайской империи, а сейчас подтверждены официальной медициной: он предотвращает образование раковых клеток, повышает иммунитет, выводит холестерин... В России экспериментируют с культивированием шиитаке несколько хозяйств под Саратовом, Воронежем и в Петербурге.
     — Технология выращивания шиитаке очень похожа на культивирование обыкновенной вешенки, — рассказывает специалист, — да и мицелий этих грибов можно приобрести в Москве ненамного дороже, так что прибыль очевидна. У этого гриба громадный потенциал — для этого только необходимо его “раскрутить”, а также отладить технологию. По прибыльности шиитаке намного опережает вешенку и шампиньоны. Если все пойдет хорошо, то через несколько лет шиитаке также можно будет купить в большинстве магазинов.
     Так что у “новых” грибоводов сейчас есть редкая возможность запустить практически новый и весьма прибыльный продукт, и если вы решитесь на подобный эксперимент, весь рынок может быть “у ваших ног” — главное, его создать...
    
     P.S.
Уважаемые читатели! Если у вас имеется предпринимательский опыт, если вы считаете, что он может быть интересен другим людям, мы ждем ваших писем по адресу редакции (он указан на последней странице газеты) с обязательной пометкой “Свое дело” или по электронной почте delo@mk.ru
     Также вы можете сами предложить темы для ближайших выпусков нашей рубрики.
    




Партнеры