Новый Столыпин еще не родился

Правительство взялось за землю

  Власти России наконец-то подобрались вплотную к проблеме оборота сельхозугодий. Белый дом готов подкинуть депутатам “земельный” законопроект с четкой резолюцией: принять как можно скорее!
     Многие экономисты полагают, что современное сельское хозяйство становится эффективным лишь тогда, когда оно ведется на 500 и более гектарах. Теперешняя земельная доля отечественного крестьянина равна 4—7 га. Для отдельного человека и они могут быть отличным подспорьем, однако в масштабах национального сельхозпроизводства это узкая межа, которая только мешается под колесами больших тракторов.
     Камнем преткновения разработчиков закона об обороте сельхозземель как раз и стала проблема выделения (или невыделения) земельных паев крестьян в натуральном виде. Пока что наши аграрии от приватизации своих колхозов и совхозов не получили даже ваучеров. У каждого из них вроде бы и есть надел, но где именно он конкретно находится, сказать смогут далеко не все. Земля эта у колхозника числится в долях акционерных обществ, в долгах и закладных. Нет ее только в натуре. Правительство выступило за промежуточный вариант. Пусть все-таки у пронырливого крестьянина будет право потребовать обозначения колышками своего участка.
     Вообще, наша земля — плохой товар. Председатель Аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников утверждает, что средняя цена российской землицы невысока. Недавние пробные аукционы показали, что гектар в лучшем случае уходит за 9 долларов. То есть вся наша пашня потянет на 3 млрд. долларов, не более. Примерно такая сумма ежемесячно убегает из страны. Поэтому большинство людей с опаской относятся к идее свободного оборота земель. Многие боятся, что земля уйдет за бесценок в одни руки.
     Да кому она нужна-то? По словам депутата Александра Четверикова, наша сельхозземля постепенно... теряет хозяев. 37% ее уже превратилось в бесхозные пространства — из-за естественного сокращения сельского населения. То есть собственность есть, а работать на ней уже некому. И отобрать невозможно — собственность! По мнению правительства, теперь это можно делать по суду.
     Любопытно, что некоторые наши соседи уже решили проблему оборота сельхозземель. Например, в Казахстане, где тоже не густо с инвестициями, ограничили право владения землей во времени. Не успел распорядиться своей долей земли за два года, не успел продать, сдать в аренду или прикупить себе еще, став крупным землепользователем, — участок будет конфискован в пользу государства и продан заново.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру