“Золотая маска” — чудо в перьях
Два спектакля Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (известного в народе как “Стасик”) “Обручение в монастыре” и “Летучая мышь”, номинированные в категориях “Лучший спектакль/опера” и “Лучший спектакль/оперетта”, были отозваны самими их создателями, выдвинутыми на премию. Это выглядит тем более неожиданно и даже шокирующе, если учесть, что директор театра Владимир Урин, который инициировал данную акцию, в свое время был одним из организаторов “Золотой маски”. В.Урин объяснил свою точку зрения, и ее разделяют его коллеги по театру. Главная причина — несогласие с принципами выдвижения на премию. Например, “Обручение в монастыре” выдвинут как лучший спектакль, однако при этом работы режиссера Александра Тителя и дирижера Ара Карапетяна не номинированы. То есть, выходит, опера ну очень хорошая получилась! Только вот постановка так себе, и по музыке не шибко гладко вышло. Но спектакль все равно лучший. Видимо, таким его сделали суфлер и пара монтировщиков... Логика Владимира Урина понятна: спектакль делается сообща, и если он получился — это заслуга всех, кто его создает.
Серьезные возражения руководства “Стасика” вызывают и другие концептуальные позиции нынешней “Маски”. Прежде всего разделение жюри на “музыкальное” и “кукольно-драматическое”, что превращает оценку спектаклей в вынесение узкопрофессиональных клановых вердиктов.
Комментарий секретаря Союза театральных деятелей Георгия Тараторкина потрясает. В свое время, как признался г-н Тараторкин, он сам посмотрел 28 спектаклей и после этого долго не мог ходить в театр. Да и вообще, “театр — это чудо, а чудо несводимо к каким-то непреложным правилам: так можно, а так нельзя”. Именно в рамках подобных чудес и возникают “лучшие оперы”, сделанные “не лучшими” режиссерами и настолько же “не лучшими” дирижерами. Оказывается, бывает...
Кто станет лауреатом “Маски”, пока тайна. Но уже сейчас известны имена обладателей премий “За честь и достоинство”: балерина Наталья Дудинская, актер Евгений Самойлов. Среди зарубежных спектаклей лучшим признан миланский “Арлекин, Слуга двух господ” покойного Джорджа Стрелера.