Плач “Варшавянки“

Подводный флот стал “застенчивым”

  Мы всегда гордились своими подводниками. Как заботливая мать лелеет свое дитя, так страна пестовала элиту ВМФ: на подфлот выделялись огромные средства, его перевооружали в первую очередь, здесь использовались самые продвинутые технологии, в том числе ядерные. Нельзя сказать, что все это в прошлом. Но, по мнению ветеранов ВМФ, о былой мощи подводного флота сегодня остается лишь мечтать.
  
  
     Несмотря на почти трехкратное сокращение, российский подводный флот по-прежнему остается вторым по мощи в мире, уступая лишь американскому. Впрочем, прежних задач с нашего подфлота никто не снимал — как и прежде, зоной ответственности Северного флота остаются Атлантический и Северный Ледовитый океаны, Красное и Средиземное моря. Тихоокеанского — Индийский и Тихий океаны. По идее, Черноморский флот должен господствовать в Черном море, а Балтийский , соответственно, на Балтике.
     Однако реальная картина не так оптимистична. На том же ЧФ из 18 дизельных подлодок серии “Варшавянка” (по классификации НАТО — “Kilo”) в строю только одна — “Б-871”. Остальные намертво прикованы к пирсу. Субмарины этого класса несут на борту 18 торпед. Учитывая, что для уничтожения вражеского корабля требуется как минимум 2 торпеды, нетрудно понять, что серьезную угрозу для кого бы то ни было “Варшавянки”-одиночки не представляют.
     Идентичная ситуация и на Балтфлоте: там на ходу — тоже одна дизельная подлодка. И это — против не самого хилого флота Германии плюс имеющего на вооружении субмарины ВМФ Польши (нового члена НАТО), Финляндии, Норвегии!..
     Впрочем, на Дальнем Востоке подводных сил у нас побольше. Наряду с дивизией и двумя бригадами все тех же “Варшавянок” ТОФ обладает и ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), и атомными подводными ракетными крейсерами (АПРК), и даже дивизией многоцелевых атомных субмарин серии “Барс”. Почти полсотни лодок Тихоокеанского флота представляют несомненную силу. Например, “убийца городов”, как называют РПКСН, несущий 16 ядерных ракет на борту, может элементарно полностью накрыть один из японских островов, а “убийца авианосцев” — так моряки называют атомные подводные ракетные крейсера (к этой классификации относился и погибший “Курск”) — способен пустить на дно десяток кораблей противника. Другое дело, что о действиях на оперативном просторе в этом регионе говорить не приходится. Базирующийся неподалеку 7-й оперативный флот США отслеживает чуть ли не каждый шаг российских моряков. Есть неудобства и чисто географического плана: Курильская гряда и острова Японии образуют естественное ограждение, мешающее маневрам флота.
     А вот самый мощный и современный подводный флот Россия держит на Севере. Две флотилии АПЛ (6 дивизий) — сила, способная смахнуть с карты земли не только любое государство, но и целый континент. Все самое новое в технике и вооружении подфлота начинает свою жизнь именно на Северном флоте. К примеру, в районе губы Большая Лопатка дислоцируется дивизия тяжелых подводных крейсеров серии “Тайфун”. Каждая такая субмарина вооружена 23 ядерными ракетами с разделяющимися боеголовками (до 10 в каждой).
     Запас прочности у российского подводного флота действительно есть. Но и он не вечен. Самое обидное, что сегодня наши субмарины вынуждены “куковать” возле причалов по банальным, но уже привычным для нас причинам: не хватает аккумуляторных батарей, запчастей. Лодки месяцами, а то и годами простаивают в базах, дожидаясь своей очереди на ремонт и регламент. Вот потому-то и звучит все чаще обидная для моряков фраза: “Флот-то у нас застенчивый — все больше у стенок пирса трется”.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру