Пушкинская леди

Ирина Антонова закаляла характер вязанием

  Директор Музея изобразительных искусств Ирина Антонова переживает нескончаемую череду юбилеев. Первый был три с небольшим года назад. Тогда с помпой праздновали 100-летие музея.
     Прошлый год был отмечен не менее солидным (не по сроку, а по содержанию) юбилеем — 40 лет прошло с тех пор, как Ирина Александровна заняла директорское кресло. Сегодня юбилей уже у нее лично. Но Антонова как отрезала: “Не хочу никакого пафоса”.

     Ее недаром называют “железной леди”. На служебном входе музея — толпы жаждущих журналистов, а она возьми и укати в Америку, где в Хьюстоне у Пушкинского партнеры. Прямо накануне дня рождения. Работа превыше всяких слов. И работы этой, кажется, все прибавляется. Выставки в Пушкинском — как из рога изобилия. Понятно, не сама делает, но открывает — всегда. И говорит со знанием дела, будь то ее любимые художники Возрождения или модный фотограф Линдберг. А еще Декабрьские вечера, Музей личных коллекций, недавняя книга о Рихтере, командировки, встречи... Как успевает?
     Так, как она держит оборону по поводу того же золота Шлимана и других музейных тайн, не умеет никто. И сам Пушкинский музей стал таким, какой он есть, при Антоновой. Можно, конечно, вспомнить, и как кривилась тогдашний министр культуры Фурцева, когда новоиспеченная директриса Пушкинского в 1966 году открыла революционную выставку Тышлера. Именно при ней советские люди впервые узнали русский авангард. А грандиозные проекты “Москва—Париж” и “Москва—Берлин” с восхищением вспоминают до сих пор.
     Мы попробовали ее поймать в эти дни. Вот как это выглядело. Воскресенье, вечер. Быстрый-быстрый, почти молодой голос: “Ой, подождите, воду выключу — я ведь только прилетела. Даже 10 минут нет на разговор”. В понедельник утром картина та же: “Извините, ни секунды нет: надо сделать выставку”. И так всегда. Кстати, выставку, которая откроется сегодня, делала сама, специально к юбилею. Это давняя задумка — “Диалоги в пространстве культуры”. Уж если поставила цель — обязательно сделает.
     Наверное, сегодня все равно помимо ее желания будет масса поздравлений от людей, которые любят Антонову и ее замечательный музей. По секрету нам сказали, что в музее Ирине Александровне подготовили огромный фотографический альбом, в котором вся ее жизнь на единственном месте работы (она пришла в музей аж в 1945 году). Кажется, известно все. Не хватает только штриха.
     Вот и он. Небольшая зарисовка от давней подруги Ирины Александровны — Светланы Измайловны Ходжаш, с которой они в музее с первого дня:
     — Меня всегда поражало ее умение решать поставленные задачи. Как-то раз после окончания аспирантуры при музее мы поехали отдыхать в Дзинтари, на берег Рижского залива: я, еще кто-то из сотрудников и Антонова с мужем, Евсеем Иосифовичем Ройтенбергом.
     Лето было дождливое, пасмурное, холодное. И она решила связать мужу свитер. А до этого никогда не вязала. Поехали мы с ней в город, накупили ниток, спиц и сели пробовать (я тоже с ней заодно). Так вот представьте — десять раз она начинала вязать, распускала, начинала опять. И добилась все-таки своего — связала этот свитер. Очень красивый. А мои попытки, увы, закончились лишь резинкой...

     Мы присоединяемся ко всем поздравлениям и желаем Ирине Александровне Антоновой такой же плодотворной жизни и в дальнейшем.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру