Момчило замочили

Вице-премьер Сербии — агент ЦРУ?

  В Югославии, к которой уже намертво приклеился ярлык “бывшая”, на слуху три новости. И все три — плохие. Единое государство превратилось в аморфный союз двух республик — Сербии и Черногории. Гаагский трибунал терзает Милошевича. А в самом Белграде бесславно закончилась карьера генерала Момчило Перишича. Бывший начальник генштаба югославской армии, вице-премьер сербского правительства подозревается в шпионаже в пользу США.
    
Ночь с 14 на 15 марта. В одном из VIP-ресторанов Белграда ужинают вице-премьер Перишич, первый секретарь американского посольства Джон Нейбор, а также их чада и домочадцы. “Встреча без галстуков” прерывается... появлением офицеров военной контрразведки: “Мистер Нейбор, господин Перишич, вы арестованы!”
     “Самый либеральный сербский генерал, давний оппонент Слобо, арестован в момент передачи сведений, проливающих свет на преступления режима Милошевича” — такая версия начинает гулять по страницам западных газет.
     Штаты реагируют мгновенно. Посол США в Белграде Дениг выражает президенту Коштунице протест и тут же собирает пресс-конференцию, где рассказывает о злоключениях Джона Нейбора в сербских застенках. Впрочем, скоро “клиента” отпускают — против дипломатической неприкосновенности, как против лома, нет приема. К тому же Соединенные Штаты не стали деликатничать и пригрозили — если до 31 марта Нейбор не окажется на свободе, вся экономическая помощь Югославии будет заморожена.
* * *
     Момчило Перишич не отрицает факт передачи американцу секретного компромата на Милошевича. “Я следовал международным обязательствам Союзной Республики Югославии перед Международным трибуналом в Гааге!” — заявляет он.
     Эти слова тоже были растиражированы европейскими и заокеанскими СМИ. Но они умолчали о самом главном. Перишич не только боролся за истину, но и передал американскому дипломату (только ли дипломату?) сотни документов с грифом “военная тайна”, а также досье на видных югославских политиков. И встречался Перишич с Нейбором не раз и не два — а как минимум в течение полугода. Их рандеву проходили на конспиративной квартире в Белграде, в автомашинах и в ресторанах. Все встречи снимались на видеокамеру, после чего пленки незамедлительно доставлялись прямехонько в штаб-квартиру ЦРУ. В распоряжении Нейбора загадочным образом оказались секретные номера телефонов и президента Коштуницы, и премьера Джинджича, и военных и полицейских начальников. И самое главное — Нейбор признался в том, что является резидентом ЦРУ... Казалось бы, все ясно: шпионское гнездо раскрыто, преступники изобличены, справедливость восторжествовала.
* * *
     Но... Как говорила Алиса, героиня Кэрролла, чем дальше, тем любопытственней. Коштуница заявил, что... его не проинформировали о задержании Перишича и Нейбора! “Это чудовищный скандал с международными последствиями!” — горячится Зоран Джинджич, главный оппозиционер при Милошевиче, а ныне премьер Сербии и непосредственный начальник Перишича. Он-то вообще ни сном ни духом не ведал о проделках военной контрразведки! Как выяснилось, “в курсе” был лишь некий Раде Булатович, советник Воислава Коштуницы по вопросам госбезопасности.
     Параллельно выясняется, что Перишич неподсуден — он депутат скупщины, сербского парламента. Вот если бы Момчило удалось обвинить в преступлении, за которое ему светит более 5 лет, тогда с депутатской неприкосновенностью пришлось бы распрощаться... Всплывает сенсационный факт: Перишич уже осужден на 20 лет за военные преступления! Правда, заочно, и не в Сербии, а в соседней Хорватии — там генерала-либерала Момчило хорошо помнят еще по войне за Вуковар 1992 года.
     Через несколько часов новая сенсация: Перишич отпущен на свободу! Таково распоряжение белградской военной прокуратуры. Перишич покидает здание суда, где ему зачитали постановление о снятии ареста...
* * *
     И Коштуница, и его злейший политический противник Зоран Джинджич в один голос попросили Перишича уйти в отставку и отказаться от депутатской неприкосновенности, чтобы, таким образом, не затруднять проведение расследования. Перишич согласился, и 19 марта ушел со всех постов и отказался от всех привилегий.
     А днем позже демократическая партия, возглавляемая Коштуницей, потребовала от премьера Джинджича сложить полномочия и распустить правительство, поскольку оно также несет ответственность за то, что пригрело на своей груди такую змею, как шпион Перишич. На что Зоран Джинджич ответил: “Пускай сначала в отставку уйдет генерал Ака Томич (один из руководителей югославского МВД) за то, что не проинформировал сербское правительство о деле, возбужденном против вице-премьера. Перишич был под колпаком у полиции с момента его первой встречи с американским дипломатом, и об этом никто не знал”, — заявил премьер. В общем, в Сербии пахнет новым политическим кризисом, и роль американских спецслужб в нем — ведущая...

     “МК” попросил прокомментировать ситуацию бывшего посла Югославии в России Борислава МИЛОШЕВИЧА:
     “Я согласен с президентом Коштуницей: несмотря на высокий уровень отношений Югославии с США, у любой страны есть свои тайны. Надо просто разобраться, что случилось с Перишичем на самом деле. Процедура его задержания, насколько я знаю, была выполнена без нарушений, за исключением слишком долгого ареста американского дипломата.
     Другой вопрос, что обвинение Перишича в шпионаже чересчур политизируется сербским правительством, в которое он входил. Его члены говорят, что это дестабилизирует их работу. Мне кажется, что этот инцидент говорит о том, что в югославском руководстве не все в порядке. Его явно разъедают противоречия...”
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру