Лучше угонщики, чем перегонщики

Касьянов попросил Клебанова “помаяться” автопромом еще два месяца

22 марта 2002 в 00:00, просмотров: 217
  Появится ли в России такой автомобиль, который будет отвечать международным стандартам и составит реальную конкуренцию иномаркам на мировом рынке, — вот что пыталось понять вчера наше правительство. “Если другие страны это делают, почему мы не можем?” — задавал риторический вопрос Михаил Касьянов...
     Вчера на суд коллег министр промышленности Илья Клебанов представил собственную концепцию развития автомобильной промышленности России. Документ получился весьма интересным. К примеру, его авторы на одной странице пишут о том, что автомобильная промышленность страдает от нехватки профессиональных кадров. А через страницу утверждают совершенно обратное: мол, отрасль обладает достаточным числом квалифицированных специалистов, подготовленных к работе с новыми технологиями. И таких нестыковок — масса. Сначала разработчики документа сетуют на низкий спрос со стороны населения. Если читать дальше, то можно найти следующие цифры: ежегодно в России продается в среднем 1 млн. новых отечественных авто, 150 тысяч “нулевых” иномарок и 600 тысяч подержанных иностранных. Выходит, спрос есть, и весьма высокий?..
     Что предлагает Минпромнауки? Разработать стандарты, определяющие требования утилизации старых машин, установить прямую зависимость цены страховки автотранспорта и гражданской ответственности от возраста “железного коня”. Также предлагается ввести запрет на производство бензина с высоким содержанием свинца и утвердить международные нормы выбросов вредных веществ. Практически все эти предложения можно признать разумными, чего не скажешь о плане Минпрома запретить ввозить импортные машины физическим лицам, оставив это право одним лишь юридическим. Таким образом, чиновники собираются расправиться с частными перегонщиками, а заодно получить больше денег от сбора таможенных пошлин, так как их размер для фирм гораздо выше.
     Во-вторых, Минпром настаивал, естественно, на повышении цены за ввозимые подержанные иномарки. Вот он — звездный час Клебанова! Идея о введении запретительных пошлин в начале года была фактически похоронена премьер-министром. Проект постановления правительства, рождавшийся чиновниками в муках, до сих пор пылится где-то на столе у Касьянова. Но теперь Минпром не только настаивает на его реанимации, но и просит зафиксировать высокие пошлины на 5—7 лет.
     Надо сказать, Касьянов уже почти согласился с тем, что так называемые защитные меры нашему автопрому необходимы. Вчера предложение по пошлинам было принято с неофициальной формулировкой “неплохо бы”. Конкретные их размеры будут обсуждаться отдельно, но уже известно, что для “старушек” в возрасте больше семи лет планируется брать пошлины как с новых (70 процентов с постепенным снижением к 2010 году до 35), старше трех лет — 25 процентов.
     Интересно, что одними только пошлинами российский автопром сыт не будет. На его развитие Минпром просит ни много ни мало больше 15 млрд. долларов. Цифра для отрасли огромная, даже если учесть, что расходовать эти деньги планируется в течение 10 лет. Причем, расписывая эту сумму, разработчики концепции умудрились “потерять” 0,4 процента. А это — больше 60 млн. долларов. Неплохая “прибавка к пенсии” кому-то получается...
     Несмотря на эти недочеты, кабинет все же одобрил основные положения документа и дал Минпрому время на его доработку до мая. Может, к 2010 году у нас все-таки случится чудо? По крайней мере, уже в ближайшем будущем автопроизводители обещают уменьшить расход топлива в машинах на 30 процентов и увеличить на 20 процентов их безопасность.
     Интересно, каким это образом и на сколько после этого вырастут цены? А если подобные изменения возможно провести не за счет потребителей, почему это не было сделано давным-давно? Пока что на эти вопросы ответа нет...
    
    P.S. И еще одно важное решение приняло вчера российское правительство. Вместо двух нынешних налогов на владельцев авто (на имущество и т.н. дорожного) с января 2003 года будет введен единственный — транспортный налог. Его размер будет зависеть от мощности двигателя. Максимум с автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. предполагается брать по 10 рублей за одну силу. Таким образом сумма налога на самые популярные в России автомобили среднего класса будет 320—350 рублей в год. Но для дорогих авто эта сумма может вырасти до 1000 долларов и больше.
    


Партнеры