Всё могут CARоли

В зале славы автомира всего 18 фамилий

24 марта 2002 в 00:00, просмотров: 433
  Попадание в “Зал славы рок-н-ролла” (Hall of Fame) — заветная мечта каждого музыканта. Не менее заветная, чем в голливудском шоу-бизнесе обрести звезду на Аллее славы в Лос-Анджелесе. И в том, и в другом месте вышеозначенных счастливчиков, обладающих незаурядным талантом и всемирным признанием публики, наберется под три сотни. В автомире конкуренция гораздо острее, но и там имеется свой “Hall of Fame”, в котором находится 18 всем известных фамилий и еще
     6 будут введены в качестве “легенд” уже в этом году. Полный список обладателей звания королей автомира мы приводим ниже, а пока поговорим о некоторых личностях, без которых не было бы всей той красотищи на дорогах, которую мы наблюдаем сегодня.

    
     Тут есть имена не только конструкторов, производителей шин и электрооборудования, но и дизайнеров. Но конструктор и художник в одном лице — это, поверьте, круто. Самым талантливым, на наш взгляд, конструктором начала и середины прошлого века был Фердинанд Порше , создавший первый свой автомобиль в 1901-м и позже прославившийся дизайном ставшего более чем за 30 лет жизни легендой “VW Beetle”.
     Во время Второй мировой войны его ум и фантазия были использованы фашистами на всю катушку. Это его рук творение — танк “Фердинанд”, а также создание самого большого и по сей день танка “Маус” (по личному заказу Гитлера). Эту махину весом в 300 тонн, которая была неуклюжа и так и не смогла принять участие в боевых действиях, можно сегодня увидеть в музее в подмосковной Кубинке.
     В 1948 г. Порше был вынужден переехать в Австрию, где и был создан “356-й” “Порше” — спорткар, в основу которого был положен “Жук” — народный германский автомобиль. Перед смертью Фердинанд передал свои дела сыну Ферри (по кличке Бутци), который разработал “Porsche 911”, дизайн которого с 1964 г. практически не менялся. Даже номер модели до сих пор остается прежним.
     Но главная цель нашей сегодняшней публикации — это люди, ставшие королями автодизайна и уже при жизни сумевшие попасть в “Зал автомобильной славы”. Здесь несомненным лидером является ныне здравствующий 64-летний итальянец Джорджетто Джуджаро , сумевший спроектировать и создать за эти годы более 160 машин и в очередной раз на 72-м автосалоне в Женеве вогнать в шок посетителей выставки своими последними творениями.
     Он начал свои изыскания в области дизайна еще в начале 60-х, работая для “Bertone” (см. ниже). Тогда им были сделаны облики почти всех “Alfa Romeo”, “Ford Mustang”, “Aston Martin DB4”, “BMW М1”, нескольких “Fiat” и даже “Chevrolet”. С 1966 по 1968 гг. Джорджетто работал с дизайн-бюро “Ghia” и продолжал покорять Европу своими работами — “Maserati Ghilbi”, “De Tomaso Mangusta”, “ISO Rivolta” (это для богатых) и “Fiat 850” c “Isuzu” и “Mazda” (для бедных). 13 февраля 1968 г. Джуджаро возглавил фирму и стал главным дизайнером компании “ItalDesign”. Вот тут и начинается настоящий вулкан фантазии, продолжавшийся вплоть до 1998 г. Что ни машина, то шедевр, что ни кузов, то абсолютное совершенство. Попытаемся назвать его самые значимые творения в эти годы. Читая этот список, даже знатоки автотематики удивляются, как это было возможно сделать руками одного лишь человека, до сих пор доказывающего, что итальянская школа дизайна остается непревзойденной.
     1971 — “Maserati Bora”, “Volkswagen Cheetah”
     1972 — “Lotus Esprit”
     1973 — “Volkswagen Passat”
     1974 — “Hyundai Poni”, “Volkswagen Golf” (это его шедевр 70-х)
     1976 — “Maserati Quattraporte”
     1978 — “Audi 80”, “BMW М1”
     1979 — “Lancia Delta”
     1980 — “Fiat Panda”
     1981 — “De Lorean DMC12” (помните фильм “Назад в будущее”?)
     1983 — “Fiat Uno”
     1984 — “Lancia Thema”, “SAAB 9000”, “Seat Ibiza”
     1988 — “Hyundai Sonata”, “Renault 19 Europa” (тот самый, что турки до сих пор поставляют на российский рынок)
     1991 — “Seat Toledo”
     1993 — “Lexus GS 300”
     1997 — “Daewoo Leganza”
     Список этот, естественно, нами значительно сокращен, и туда не вошли разработки Джуджаро для рынка США (такие, как “Dodge Caravan”, “Plymouth Voyager”) и одно из самых знаменитых его творений в области мини-вэнов “Renault Espase”.
     Пенсионер (в нашем понимании) и в 2002 году никак не может успокоиться и показал в Женеве два своих последних достижения — спортивные “Alfa Romeo Brera”, от которого невозможно было отвести глаз, и “Volkswagen W12 Coupe”, над которым он работал еще с 1997 г.
     Отец и сын Бер (Джованни и Джузеппе, которого еще с детства прозвали Нуццио), как несложно догадаться по фамилии, тоже имеют итальянские корни, но их имена пока лишь на ближних подступах к “Залу славы”. И поверьте, они того заслужили. В 20—30-х годах ХХ века отец работал над дизайном всех моделей “Fiat” и “Lancia”, а с 19 лет компанию, которая в этом году отмечает свое 90-летие, возглавил Джузеппе-Нуццио. До войны он также сотрудничал с вышеназванными итальянскими фирмами, а в начале 50-х свой взор Нуццио обратил на Запад. Именно он сделал первые образцы для “MG” (Arnolt-Bristol) и “Aston Martin” (DB 2/4). Что касается родины, то из-под пера сына Бертоне вышли “Alfa Romeo Giulietta” и “Fiat Abarth 750”, установивший на трассе в Монца 19 (!) мировых рекордов скорости (включая покрытие 4000 км со средней скоростью в 156,36 км/ч).
     В 60-х основным приложением рук Бертоне-младшего стали разработки в классе GT (“гран-туризмо”). Тогда родились “Maserati 5000 GT”, “Ferrari 250 GT”, а также “Simca 1000” и “BMW 3200” для массовых продаж. В 1963 г. Нуццио лично приехал на автошоу в Женеву, где показал “Alfa Romeo Canguro” и “Alfa Romeo Giulia”. 1965 г. был чуть ли не самым успешным в его карьере — малолитражка “Fiat 850”, напоминавшая чем-то горбатый “Запорожец” и ставшая его прототипом, продавалась в количестве 120 штук в день, и до 1971 г. было реализовано 140000 таких мини-тачек (включая даже американский рынок).
     Годом позже по просьбе Ферруччио Ламборгини он спроектировал чуть ли не самую известную модель этой фирмы “Lamborgini Miura” (дебют в Женеве в 1966 г.), а позже — “Marzal” и “Espada”.
     Накануне смерти отца в 1973 г. Нуццио смог порадовать своего родителя победой на чемпионате мира по ралли своей машиной “Lancia Stratos”, а также дизайном легенды среди спорткаров “Lamborghini Coutach” и остававшимися без изменений долгие годы образами “Fiat 131” и “Volvo 264”.
     Не менее успешными оказались и 80-е годы — сотрудничество со шведами продолжилось моделью “Volvo 780”, с французами — “Citroen BX” и “XM”, а также немцами — “Opel Kadett Cabrio”. Последняя из этих машин послужила предпосылкой к тому, что завод в г. Груглиаско с 1993 г. практически полностью перешел на выпуск кабриолетов, таких, как “Opel Astra Cabrio” и “Fiat Punto Cabrio”. На том же заводе были созданы гениальные прототипы с экзотическими названиями — “Karisma” (в сотрудничестве с “Porche”, “Slalom” (на базе “Opel Calibra”)), “Enduro” (“Fiat Brava” в версии внедорожника с формулой 4х4) и “Kayak” (базой стала “Lancia K”).
     В феврале 1997 года Нуццио скончался, и в день открытия Женевского автосалона коллеги почтили его память небольшим постаментом у входа в зал “Palexpo”, где написано было: “В память о выдающемся дизайнере ХХ века”. Дело Бертоне был продолжено выходом моделей “Opel Astra Coupe”, “BMW C1”, “Citroen Berlingo” и новейшим прототипом “Novanta”, показанным в этом году в Женеве.
     Объем материала не позволяет рассказать о не менее выдающихся людях, которые при жизни становились звездами автодизайна. Например, про Леонардо Фиораванти, Вильгельма Кармана, братьев Майбах, Этторе Бугатти и русских парней, которые тоже когда-нибудь войдут в состав “звездной семьи”. Об этом вы прочтете в следующих номерах “Автосалона”.

КОРОЛИ АВТОМИРА (“Зал славы автомира”)

     Карл Фридрих Бэнц (1844—1929)
     Роберт Бош (1861—1942)
     Андре Ситроен (1878—1935)
     Энцо Феррари (1898—1988)
     Фердинанд Порше (1875—1952)
     Джорджетто Джуджаро (1938)
     Уилльям Лайонс (1901—1985)
     Андре Мишлен (1853—1931)
     Батиста Пининфарина (1893—1966)
     Готлиб Даймлер (1834—1900)
     Рудольф Дизель (1858—1913)
     Алек Иссигонис (1906—1988)
     Этторе Бугатти (1871—1947)
     Луис Рено (1877—1944)
     Джанни Аньелли (1921)
     Генри Форд (1863—1947)
     Эдуард Мишлен (1859—1940)
     Николас Отто (1832—1891)
    



Партнеры