МЕЖДУ ПАРИЖЕМ И ВАЛААМОМ

Навигатор по музеям и галереям

26 марта 2002 в 00:00, просмотров: 237
  Через две недели стартует очередной фотобиеннале. А это значит — в Москве одновременно будет работать около сотни выставок, которые нужно успеть посмотреть в течение месяца. Надо беречь силы, и потому нынешний навигатор по галереям и музеям более сдержан.
     Пушкинский музей в последнее время упоминался нами неоднократно. Это, конечно, не случайно: несколько дней назад его директор Ирина Антонова отметила юбилей. Естественно, были подарки, и среди них высший российский орден — “За заслуги перед Отечеством” II степени. Но самый большой подарок Антонова сделала себе сама. Прямо в день рождения в Пушкинском открылась неординарная выставка — “Диалоги в пространстве культуры”, чья идея принадлежит юбилярше. Это 13 пар произведений из разных жанров и эпох, между которыми проводят ассоциации известные искусствоведы. Что общего между Рембрандтом и Андре Дереном, чье творчество разделяют два с половиной века? Или совсем несопоставимые, казалось бы, вещи — знаменитая “Девочка на шаре” Пабло Пикассо и “Девушка с лотосом”, туалетная ложечка в виде женской фигурки из Древнего Египта? Марина Свидерская, Дмитрий Сарабьянов, Виталий Мишин, Евсей Ротенберг и даже скульптор Александр Бурганов дают свои обоснования тому, почему именно эти произведения висят рядом друг с другом.
     Про фотобиеннале мы написали сверху, однако Московский дом фотографии работает без перерывов. Две выставки открыты там сейчас. Об одной мы писали — это шокирующая выставка “После 11 сентября. Снимки из эпицентра трагедии”. Автор ее — Джоэл Мейеровиц — является официальным хроникером трагических событий, и его выставка сейчас совершает мировое турне, в котором Москва стала четвертым городом после Нью-Йорка, Парижа и Рима. Да, взрывы в городе — это так нам знакомо... У Игоря Мухина на снимках совсем другие города, и ассоциации тоже другие. “Между Москвой и Парижем” — это люди, их поступки, лица, жесты. Оказывается, между французами и русскими много общего. Лишь пейзаж на заднем плане — Эйфелева башня или Кремль — могли выдать истинное место съемки.
     Путешествия продолжаются. На этот раз нас приглашают на Валаам. Совсем молодой художник, Сергей Пантелеев, которому немногим больше 20 лет, привез в Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова свои живописные впечатления от Валаама. Вот какие серьезные молодые люди есть в нашем искусстве. Живопись у Сергея внешне традиционная, но от этого абсолютно беспафосная и, самое главное, написана живыми красками. Впрочем, в этом ему было у кого учиться: его наставником стал известный художник Сергей Калинин.
     Скромное путешествие в пространстве и во времени заканчивается на этот раз в крайней западной точке нашей страны — славном городе Калининграде, раньше известном как Кенигсберг. Художник Олег Мелехов очень гордится тем, что родился на одной земле с великим сказочником Гофманом. Отсюда и название выставки, открытой в Театральной галерее на Малой Ордынке, — “Город сказочника Гофмана”. Вся красота этого действительно сказочного и непохожего на другие российские города места переместилась на полотна Мелехова, которого не случайно считают мастером городского пейзажа.
    


Партнеры