Наша “Буки” не для скуки

На Москве-реке всплывет подводная лодка

28 марта 2002 в 00:00, просмотров: 1071
  Хохма про подводную лодку в степях Украины скоро поблекнет перед лицом действительности. Скоро Москва еще раз докажет миру, что она — порт семи морей. В столицу России с Северного Ледовитого океана приплывет настоящая субмарина. И бросит якорь в Москве-реке.
  
   В отличие от крейсера “Аврора”, дизельная подлодка Б-396 стреляла только в учебных целях. И вообще никакими особенными подвигами не прославилась. Отслужившая больше 20 лет “Буки” (так ласково зовут ее моряки) списана на покой. И теперь ее судьба — стать первым экспонатом будущего музея подводного флота России, который мэрия решила открыть в столице.
     Сначала московские власти и моряки обсуждали разные варианты — Москве даже предлагали севастопольский артиллерийский крейсер “Михаил Кутузов”. Но посудина оказалась слишком громоздкой для плавания по Москве-реке. А вот Б-396 подошла идеально.
     СПРАВКА “МК”. Дизельная подлодка постройки 1980 года Б-396 принадлежит к проекту 641-Б “Сом” (по западной квалификации “Танго”). Это одна из лучших моделей отечественных подлодок. Всего было построено 19 лодок такого класса.
     Длина лодки — 90,2 м, ширина — 8,6 м, высота от киля до самой высокой точки — 14,72 м, максимальная глубина погружения — 300 м. На вооружении у Б-396 шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, она может нести одновременно 24 торпеды. Лодка рассчитана на экипаж в 78 человек.
    
Сейчас лодку приводят в музейный вид рабочие Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. Как рассказали “МК” на “Севмаше”, приходится расширять проходы и двери, чтобы туристы могли ходить по “музею” спокойно. В боевой лодке вход верхний, через рубочный люк (он находится на высоте примерно 12 метров). Если для моряка это дело привычное, то для обычного человека может закончиться травмой. Из вертикальных трапов сейчас делают наклонные — чтобы в лодку могла зайти даже беременная женщина... По данным мэрии, переделка закончится к июлю.
     Переправят лодку к Москву на специально изготовленных по такому случаю понтонах по рекам и каналам (Северодвинск — Белое море — Беломорканал — Онежское озеро — Рыбинское водохранилище — Москва.) Средняя глубина Москвы-реки — всего 2,5—3 метра, а осадка лодки — 6 метров, поэтому ее придется приподнимать. Путь займет 7—10 дней.
     По планам осенью субмарину отбуксируют в Москву. Но как музей откроют лишь в 2003-м. В “Буки” будет демонстрационный зал, где выставят действующие модели всех видов оружия подводных лодок, посетителей посвятят в тонкости управления техникой...
     А “припаркуют” музей скорее всего у Пушкинской набережной в парке Горького — по крайней мере, Лужков хотел бы видеть лодку именно там. И это только начало. Планируется, что следующим экспонатом музея станет первая советская атомная подлодка “Ленинский комсомол”. Сейчас она на Северном флоте, и стерегут ее как зеницу ока. Кроме того, есть идея выставить в музее аппараты, которыми пытались спасти людей с “Курска”...
    


Партнеры