Учти, студент, — солдатом будешь!

Военные кафедры сократят, как и армию

  Минобороны, всерьез озабоченное недостатком “пушечного мяса”, решило предпринять очередную атаку на военные кафедры гражданских вузов. В ближайшее время военачальники решат, в каких институтах оставить “военку”, а в каких — нет.
     На днях министр обороны Сергей Иванов недвусмысленно заявил, что закроет “некачественные” военные кафедры: мол, его ведомство слишком дорого платит за лейтенантов-запасников, которые в итоге оказываются никому не нужными. Дабы придать секвестру законную оболочку, Генштаб в ближайшее время проведет генеральную инспекцию вузовской “военки”. Бдительное око армейских чинов наверняка “просветит” все 40 столичных вузов, где сегодня есть военные кафедры. К ранее попавшим в “черный список” Московскому госуниверситету инженерной экологии и Университету леса обязательно добавятся десяток-другой иных вузов (кстати, до 2003 года и так собирались закрыть по стране 14 военных кафедр. Теперь их наверняка станет больше).
     Сергей Иванов сделал поистине “революционное” открытие: российской армии не нужны лейтенанты-“пиджаки”, получающие “якобы военное образование”. А потому Минобороны не только не планирует открывать новые военные кафедры, но и обязательно закроет самые неэффективные из существующих. “Сейчас большинство военных кафедр не делает ничего для закладки основ военных знаний, а только ведет теоретические занятия”, — утверждает министр обороны.
     “Войскового опыта у студентов — кот наплакал”, — соглашаются преподаватели военных кафедр. Но справедливо замечают: “Недостаток в практике связан со слабым финансированием студенческих сборов и отсутствием заинтересованности в них Минобороны”.
     Объяснить столь резкий демарш МО в отношение вузовской “военки” можно как минимум тремя причинами. Реформирование Вооруженных сил, о котором постоянно твердят военные, предусматривает постепенный (в ближайшие 8—10 лет) переход на профессиональную армию. Считается, что в ней найдется место главным образом кадровым офицерам. Бывших же студентов генералы предпочитают видеть солдатами, а не командирами. Другая причина — сугубо меркантильная. Согласно Постановлению правительства от 12 октября 2000 года “О военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях” за общее руководство, финансирование военных кафедр и разработку для них учебных программ отвечает Минобороны совместно с Минобразования. С недавних пор обучение “военке” стало для студентов делом добровольным. Но с юридической точки зрения оно проходит как служба по контракту и обычно продолжается три года — это, понятное дело, не устраивает руководство Минобороны. Наконец, после прохождения военной кафедры бывшего студента могут призвать в армию на два года. В армии лейтенанта обязаны поставить на должность, соответствующую его военной специальности, а это получается далеко не всегда. И двухгодичник вправе подать на командира в суд. Короче, одна морока с этими студентами...
     Тем не менее в Управлении военной подготовки и гражданской обороны Министерства образования нам пояснили, что в один день военные кафедры из институтов-университетов в любом случае не исчезнут. Вначале преподаватели обязательно завершат обучение набранных на “войну” студентов. О судьбе самих офицеров-преподавателей чиновники тоже позаботятся: “МК” заверили, что не один препод не окажется на улице — им либо предложат работу в других вузах, где военные кафедры с трудом справляются с потоком желающих получить звание лейтенанта запаса, либо помогут переквалифицироваться на другую науку.
     Но факт остается фактом: ребята, у которых нет другого способа “откосить” от армии, не смогут больше спрятаться за спину родного вуза. В Министерстве образования не видят в этом ничего ужасного. Как нам сказал один из чиновников, рано или поздно государство должно было принять меры против халявщиков. Оказывается, среди студентов немало таких парней, кто и учиться толком не желает, и служить не намерен.
     Что же касается позиции Минобороны, то и она имеет право на жизнь. Единственный вопрос: кто займет места взводных и ротных двухгодичников, которыми сегодня затыкают первичные должностные “дыры” чуть ли не повсеместно в Вооруженных силах? Кадровых молодых офицеров год от года становится все меньше...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру