КАК БЫ МНЕ ПОПАСТЬСЯ В СЕТЬ?
Для того чтобы понять, как вербуют врачей структуры сетевого маркетинга, мне пришлось провести нехитрый следственный эксперимент. Я сорвала на остановке первое попавшееся объявление “о возможности дополнительного заработка без отрыва от постоянной работы”, который предлагала фирма “НП “Здоровье”.
И я позвонила по телефону, указанному в объявлении.
Мне сказали, что “фирма занимается распространением фитопродуктов”. И сразу пообещали дать работу, даже не поинтересовавшись моей квалификацией и специализацией. Видимо, эти фитопрепараты помогают от геморроя, сердечных приступов и беременности одинаково хорошо.
Уже на следующий день я поехала в офис фирмы, который находится недалеко от метро “Красные Ворота”.
ДВЕ СОТНИ УБИТЫХ ЕНОТОВ
В чем будет заключаться моя работа. Я помимо обычных лекарств должна рекомендовать пациентам БАД и отправлять их со специальным талоном, имитирующим рецепт (!), в определенный аптечный пункт. С каждым врачом фирма заключает бухгалтерско-дистрибьютерское соглашение и отчисляет ему 40% с каждого оплаченного рецепта.
Разумеется, я поинтересовалась качеством этих препаратов. Ю.М. сказал, что они производятся в США фирмой Nature’s Sunshine Products Inc., где проходят все необходимые тесты и проверки. Я попросила показать мне российские документы, подтверждающие качество БАД. (В Америке вообще другие стандарты, да и потом, мало ли что они там за бугром написали. Товар продается в России — значит, должен иметь все наши сертификаты.)
Ю.М. положил передо мной толстенную папку: документы из Государственной регистрационной палаты, партнерские соглашения с компанией Nature’s Sunshine… В этой папке было все что угодно, кроме бумаг, подтверждающих, что эти БАД эффективны для лечения какого-либо заболевания.
Я спросила Ю.М., проводились ли у нас в России клинические испытания этих добавок. Ответ был маловразумительным: при том, что эти БАД уже три года продаются на российском рынке, их клинические испытания пока не закончены! А проводятся они на Украине и в Белоруссии. В клиниках, номера которых Юрий Михайлович запамятовал. Зато он был необычайно красноречив, доказывая, что все, производимое в США, — хорошее, а у нас даже травку так собирать не умеют.
Я все-таки настаивала на том, что хочу увидеть документы, подтверждающие эффективность и безопасность БАД.
“А вы приезжайте в главный офис с вашими документами (дипломом и сертификатом). Поговорите с нашими специалистами…” — порекомендовал Ю.М. И добавил, что все препараты одобрены кафедрой клинической нутрициологии Российского университета дружбы народов. (! — Авт.)
И я поехала.
ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ МАМ И ПАП
— Мы не сотрудничаем с этой компанией по нескольким причинам. Качество их препаратов оставляет желать лучшего. Это просто хорошо очищенная перемолотая травка. Я была на их предприятии в США и убедилась в достаточно слабом техническом оснащении. Мы проводили клинические испытания препаратов разных компаний. Препараты Nature’s Sunshine Products Inc. показали слабую эффективность. Кроме того, в их препаратах очень много слабительных, которые могут быть опасны, например, для беременных (поскольку компоненты действуют на перистальтику кишечника и одновременно вызывают сокращение матки). Однако на флаконах не указаны эти противопоказания.
Ассортимент компании достаточно беден — 57 добавок, много повторяющихся композиций. Этого недостаточно, если врач стремится подобрать препараты индивидуально и руководствуется интересами человека, а не своим заработком.
Меня очень смутило то, что представители этой компании принадлежат к мормонской секте. Когда мы начали тестировать продукцию Nature’s Sunshine, ко мне на кафедру стали приходить мормонские миссионеры. Они пытались обратить наших сотрудников в свою веру.
Ну и напоследок приведу такой факт. Эта компания распространяет добавку Иохимбо (кора африканского дуба). На этикетке написано, что это средство для укрепления сердечной системы. А в фирменном справочнике — что оно повышает потенцию у мужчин, и тут же идет противопоказание: не применять беременным и при кормлении грудью!
ЗАМОРСКОЕ СЕНО
Он показал мне штрихкод, начинающийся с цифры 2, и фразу “Сделано в США”. Видимо, у меня был очень недоверчивый вид (типа “Мало ли что на заборе написано?”), поэтому Ю.М. решил перевести разговор в русло моего будущего финансового благополучия.
Одна баночка с сотней пилюль стоит 8 долларов. Я в уме вычла из этой суммы 40%, причитающихся мне, 20%, которые наверняка положат себе в карман вышестоящие пирамидчики, еще 10—15% расходов на перевозку, хранение и т.п. И поняла, что, по логике Ю.М., Америка — это страна дураков, в которой производят уникальные вещи, а потом за бесценок продают дорогим россиянам.
На всех баночках, которые я успела посмотреть, в качестве противопоказания помечалась только индивидуальная непереносимость. Почему на желчегонном препарате нет противопоказания “желчекаменная болезнь” — ведь препарат может спровоцировать приступ (если он, конечно, не пустышка)? Почему на препарате, содержащем пивные дрожжи, не написано, что он может усилить грибковые заболевания?
Ю.М. ответил, что натуральное сырье совершенно безопасно. Надо же, а я что-то слышала о существовании ядовитых растений…
Я постаралась принять бодрый вид и выслушала лекцию о том, как стать распространителем продукции фирмы “Здоровье”. Для начала надо заплатить 29—180 долларов за обучение и получить сертификат с правом распространения фитопрепаратов. Потом надо заключить бухгалтерско-дистрибьютерское соглашение ценой в 30 руб., получить свою стопку “рецептов” — и можно приступать к лечению пациентов.
Я обещала подумать и попросилась посмотреть кусочек занятий для врачей. Желающих сотрудничать с фирмой “Здоровье” было достаточно много. Все они выглядели серьезными, напористыми деловыми людьми. Может, им в отличие от меня показали какие-то бумаги, подтверждающие качество БАД? Сомневаюсь. И, честно говоря, мне стало очень страшно, что у нас в стране журналист при изучении лечебных препаратов оказывается более дотошным, чем врач.