Рожденный цивилизацией

О стрессе сегодня знает каждый человек, его проклинают и боятся,
и, тем не менее, почти никому не удалось избегнуть его липких объятий. Он подкрадывается бесшумно, незаметно, как карманный вор в трамвае, но в результате, опомнившись, мы чувствуем,
что лишились своих законных приобретений.

Некуда бежать
Сам термин «стресс» был введен в 1932 году в научный, а затем в общепопулярный оборот канадским психофизиологом Гансом Селье, который определил его как защитную реакцию организма, возникающую в ответ на неблагоприятные изменения среды. Было бы неправильно сводить стресс к избыточным биологическим реакциям – он относится прежде всего к психологическим факторам. Вначале перенапрягаются психика и сознание, и уже потом, вслед за ними, изнашиваются тело и внутренние органы.
Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, болезненной обидчивости, сужении объекта внимания, падении интереса к жизни, нежелании работать и напрягаться, ослаблении защитной силы.
Человек внезапно обнаруживает, что у него как будто кожа стала тоньше, а порой ощущает, что она совсем исчезла. Конечно, речь идет о психологической «коже», но ее отсутствие так же ощущается физически. Вместе с тем помимо болезненной чувствительности и ранимости нарастает ощущение тяжести бытия. Личности, подверженной стрессу, начинает казаться, что она не живет, а несет на своих плечах многопудовый рюкзак с кирпичами, который как бы прирастает к телу.
Почему человек по-новому реагирует на опасные ситуации? Разве их не было раньше? Разве жизнь первобытных людей не была переполнена самыми разнообразными опасностями и угрозами? Тогда опасностей было еще больше, чем сейчас, и у нашего предка существовали две основные реакции, два выхода, два ответа на угрозу – агрессия или бегство. Поскольку угрозы были ясными и прямыми и первобытный человек не был скован условностями цивилизации, он мог позволить себе «выпустить пар», дать выход возникшему напряжению, открыто выдав реакцию ответной агрессией или убежав «с места происшествия». А что делать нам, пережившим бурную реакцию раздражения или страха, но вынужденным скрывать свои переживания, учащенное сердцебиение, удушье от бессилия под маской невозмутимости? Если мы не научимся правильно реагировать на беспокоящие нас обстоятельства, то мы быстро износим свою нервную систему и психику, не говоря уже о теле. Кроме того, не следует забывать, что физиологический стресс заставляет надпочечники выделять норадреналин, а психологический стресс, сопровождающийся тревогой, страхом или гневом, – адреналин. После этого учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление, меняется состав крови, и по цепной реакции возникают такие сердечно-сосудистые заболевания, как атеросклероз, инфаркт, инсульт, а иногда и психозы.
Но стресс – это не только биохимические изменения в организме, истощение внутренних сил и нарастание отрицательного ощущения жизни. Снижается эмоциональный тонус, слабеет воля. Стресс не только деформирует психоэнергетическую структуру, но и пробивает ее, в результате чего через эти пробои начинает утекать психическая энергия.

Стакан соленой воды
Чтобы выделить самые главные, глубинные причины возникновения стресса, полезно обратиться к древним духовным традициям, например к буддизму, в котором этой проблеме придавалось исключительное значение.
Правда, тогда ничего не знали о теории Ганса Селье, и то, что мы сегодня называем стрессом, там нашло другое имя – страдание. Строго говоря, стресс – это разновидность страдания, порожденного современной цивилизацией с ее выматывающим ритмом жизни и ненормальными искусственными потребностями, которые культивируются индустрией потребления и развлечения. Попробуем переложить две первые благородные истины буддизма на сегодняшний язык психологии, и они во многом ответят на наши вопросы. Жизнь полна страданий (стрессов). Желания – причина страданий (стрессов).
На первый взгляд, такой подход может показаться неприемлемым – ведь желания составляют основу жизни. Если их нет, то нет и движения, поступков, действий, нет и ошибок, на которых учатся. Однако все дело в том, что за желания бродят в нашем сердце. Буддизм прежде всего говорил о слишком страстных, изматывающих желаниях, когда человек хочет добиться вожделенного результата любой ценой и немедленно. По таинственным законам жизни такое желание удовлетворяется весьма редко (мешает как раз именно эта излишняя страстность), и потому все завершается стрессовыми переживаниями. К страданиям (стрессам) приводит, согласно буддизму, и слишком ярко выраженный материальный характер наших желаний – в священных текстах они сравниваются с соленой водой океана, которой никогда невозможно утолить жажду.
В России все, что ни делается на протяжении ее драматической истории, просто пронизано стрессами. Наших предков постоянно заставляли нервничать, переживать и страдать и правители-самодуры, и всесильные чиновники, и враждебно настроенные государства, против которых мы две третьих исторического времени потратили на войны, и суровая, холодная природа с огромными пространствами, которые нужно было обживать. А сегодня ко всему этому добавились политические войны между соискателями власти, агрессивная пресса, тревожная экономическая ситуация. Потому для нас стрессовое состояние – это одновременно и предмет ненависти, и объект тайного, почти патологического влечения. Мы как будто нарочно сами нарываемся на стресс, чувствуя, что без него нам будет тоскливо и скучно. И просвета в этом запутанном лабиринте стресса пока не видно.

Антистресс
На первый взгляд, стрессам в большей степени подвержены люди из более бедных классов, которых истощает не только нищета, но и мысли о том, что в любой момент может быть еще хуже.
Однако и статистика, и моя личная практика показывают, что стрессам в нашей стране преимущественно подвержены те, кто активно стремится решить свои финансовые проблемы, то есть представители мелкого и среднего бизнеса. У очень богатых людей хотя и есть свои стрессы, но они действительно могут снимать их с помощью больших денег.
Не так давно пришлось вести переговоры с представителями одной довольно крупной компании, руководители которой, узнав о том, что сегодня в бизнесе считается очень модным и эффективным тренинг «Антистресс-менеджмент», обратились ко мне с предложением провести его на их территории. Однако переговоры застопорились, поскольку несколько молодых менеджеров среднего звена, возглавляющих отделы и подразделения, начали сопротивляться самой идее проведения такого тренинга, поскольку считали, что заниматься подобными вещами – значит, понапрасну терять время и деньги компании. Лишь активное давление руководителя, не столько осознающего пользу антистрессового тренинга, сколько не желающего отставать от жизни и от моды, переломило ситуацию. Но после проведения тренинга даже самые недовольные признали, что он был для них весьма полезен, поскольку никто до этого не учил их восстанавливать силы, а «для бизнеса это самое главное».
Бизнес, особенно в России, – всегда зона повышенного риска. Одно из главных обстоятельств, которое держит бизнесмена в напряжении и выматывает больше всего, – полная нестабильность во всех делах. В отличие от любого западного коллеги российский бизнесмен никогда не знает, что его ждет завтра, и потому всегда работает на пределе.
Это неправда, когда говорят, что стресс повышает адреналин в крови и потому полезен для здоровья. Лишь легкая, нечасто встречающаяся разновидность стресса может молодить кровь и действительно принести некоторую пользу. Недавно я проводил тренинг в фирме, руководитель которой был сверхответственным трудоголиком, не способным хотя бы чуть-чуть делегировать решение ответственных проблем собственным заместителям и подчиненным, и потому держал нити всех дел в своих руках. В конце концов это привело его к полному истощению всех физических и психических сил. Он все чаще срывался на подчиненных и передал свой невроз рабочему коллективу, где люди издергались и перессорились.
Пройдя цикл индивидуальных консультаций, на который его сподвигла жена, он на личной встрече признался, что очень жалеет, что не прошел этот тренинг еще раньше, и через какое-то время заказал этот тренинг для своей фирмы. Весь коллектив, измученный психологическими срывами и невротическими вспышками своего шефа, согласился на этот тренинг с куда большей охотой, нежели менеджеры вышеупомянутой компании. Результат не замедлил сказаться: через несколько месяцев эта торгово-закупочная фирма удвоила свои обороты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру