Второе дыхание «ижмаша»

РУСТЕМ ШИЯНОВ «МЫ ПРИШЛИ ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО»

1 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 345

По мнению многих российских аналитиков, после прихода
на «Ижмаш» менеджеров группы компаний «СОК» лежавшее
«на боку» предприятие-должник обрело второе дыхание.
За два прошедших года автозавод не только встал на ноги и удивил всех широко разрекламированной оцинковкой, но и обрел, пожалуй, самую высокую в российском автопроме динамику роста показателей. Теперь свое будущее коллектив предприятия связывает с новой командой управленцев во главе с президентом группы «СОК», гендиректором автохолдинга «Ижмаш» Рустемом ШИЯНОВЫМ.
В интервью «ДЛ» он рассказывает о перспективах развития одного
из наиболее успешных российских автозаводов.

Рустем Викторович! Два года назад вам досталось тяжелое наследие – предприятие еле дышало, было в сплошных долгах. За короткий период объемы выпуска «Ижмаш-Авто» увеличились с 9 до почти 50 тысяч автомашин в год, улучшилось качество продукции, регулярно выплачивается зарплата. Как удалось достичь таких результатов, какие изменения произошли в инвестиционной программе, производстве, маркетинге, системе управления?
– Два года назад был заключен инвестиционно-хозяйственный договор между «АвтоВАЗом», группой компаний «СОК» и правительством Удмуртии, по которому мы взяли на себя обязательства увеличить объемы производства на «Ижмаш-Авто», привлечь инвестиции и обеспечить выплаты в бюджеты всех уровней. Мы начали со снижения себестоимости продукции, за 6–7 месяцев ушли от бартерных схем, которые отрицательно сказывались на стоимости сырья и входящих комплектующих. Пересмотрели все хозяйственные взаимоотношения с поставщиками, внутри коллектива, потому что материальная заинтересованность очень важна в работе. Серьезно занялись качеством, рекламой, начали налаживать сервисную сеть. Недавно по договору с «АвтоВАЗом» приступили к выпуску «шестерок», которые пользуются большим спросом во всех регионах России.
В общем, пошли инвестиции, механизм завертелся. В результате за прошедшие два года была ликвидирована годовая задолженность по зарплате, средняя зарплата поднялась с 670 до 3500 рублей, число работающих выросло с 6700 до 10200 человек, а бюджетные платежи увеличились в 5,5 раза. Казалось бы, сухие цифры, но за ними – упорный труд менеджеров и всего коллектива. Учтите, по существу завод в течение последних 10 лет не работал.
«ДЛ»: «Ижмаш-Авто» – градообразующее предприятие, формирующее бюджет Ижевска и Удмуртии, предоставляющее тысячи рабочих мест. Каковы у вас взаимоотношения с местными и федеральными властями, оказывают ли они содействие в ваших проектах?
– За два года у нас резко выросли выплаты в бюджет, значительно увеличилось число рабочих мест. А на кооперированных с нами предприятиях-смежниках работают около 460 тыс. человек. Наши планы и предложения, в частности в аспекте защиты инвестиций, находят отклик у руководства Ижевска и Удмуртии. И это понятно, ведь республике нужен сильный, динамично развивающийся завод. Большую роль в выстраивании отношений с республиканскими властями сыграл Владимир Гродецкий, генеральный директор ОАО «Ижмаш», в который помимо автомобильного предприятия входят еще оружейный, мотоциклетный, станкостроительный заводы. Личный и профессиональный авторитет Владимира Павловича, его высокое реноме позволили нам донести до руководства республики наши идеи, нашу концепцию развития завода и получить столь необходимую нам поддержку.
Для нас очень важно, что и федеральные власти с пониманием относятся к проблемам российского автопрома. Во всем мире власть лоббирует интересы бизнеса, и тут ничего плохого нет. В России машиностроение дает 16% ВПП, это локомотив экономики во всех развитых странах, и я очень надеюсь, что так будет и у нас.
«ДЛ»: Каковы планы на предстоящий год, чем порадуете автолюбителей?
– Модели, которые выпускал «Ижмаш», конечно, морально устарели, а для модернизации нужны огромные инвестиции. Сейчас предприятие имеет мощности для производства 120 тыс. автомашин в год. Нам надо максимально их загрузить, чтобы снизить себестоимость продукции, и полученную прибыль вложить прежде всего в модернизацию производства и оборудования, и уже как следствие – в модернизацию автомобилей.
Введена в строй уникальная сварочная линия немецкой фирмы KUKA. Подобное оборудование используется на DaimlerChrysler. Запущена современная штамповочная линия Komatsu (Япония), но надо еще модернизировать линию окраски, чем мы и занимаемся. Хотим частично изменить интерьер и экстерьер нашего «Ижа-2126», чтобы улучшить его потребительские свойства.
Основной акцент делаем на качество автомобиля, ведем активную работу по созданию сети гарантийного и послегарантийного обслуживания. Это очень важно для потребителей.
«ДЛ»: Как формировалась ваша команда управленцев?
– У нас большой опыт успешной работы на автопроизводстве, есть отличные специалисты, управленцы, которые отвечают за свои сектора на предприятиях холдинга. Для работы на Ижевском автозаводе были отобраны лучшие.
Производственное звено «Ижмаш-Авто» составляют местные кадры, а также специалисты, привлеченные с «АвтоВАЗа», с которым на этот счет у нас есть договор. Отмечу, что «АвтоВАЗ» – наш стратегический партнер, мы являемся его главным поставщиком узлов и деталей. Из 5,5 млрд. рублей ежемесячной закупки агрегатов ВАЗом 1 млрд. приходится на предприятия нашего автохолдинга.
«ДЛ»: Оцинковка – важное свойство автомашины. Как сказалось это на продажах?
– Оцинковка сыграла свою роль, был всплеск продаж. Мы это сделали, чтобы улучшить качество и потребительские свойства автомобиля.
«ДЛ»: Россияне уже хорошо знакомы с телерекламой автомобилей «Иж», в которой участвуют известные актеры Лев Дуров и Леонид Якубович. Кто ее придумал, будет ли тут что-то новенькое?
– Реклама оцинкованных «Ижей» с участием известных артистов – это наша внутренняя идея. Не сомневайтесь, в ближайшее время появятся новые сюжеты, которые тоже удивят многих.
«ДЛ»: Личный вопрос. Вы технарь или гуманитарий по образованию, каков ваш стиль руководства? Вы, к примеру, кабинетный работник или все время на производстве, в разъездах?
– Я не технический специалист, а менеджер. Моя задача – руководить группой спецов, каждый из которых досконально знает свой сектор работы. В своей сфере каждый из них вне конкуренции – в производстве, бухгалтерии или маркетинге. А у меня другие обязанности: надо привести к общему знаменателю труд команды отличных специалистов, которые уже доказали в работе свои знания и умения.
А стиль работы – не кабинетный. Все время в движении. В нашей компании много предприятий, и приходится часто передвигаться, большая часть жизни проходит в машинах и самолетах.
«ДЛ»: Каким должен быть современный менеджер? Что изменилось в требованиях к его работе за последнее время?
– Изменились не требования к менеджеру, а изменилось само время, обстановка. Все зависит от того, правильно ли выберет специалист стратегию в той сфере, за которую отвечает. И это происходит на всех уровнях. За менеджерами высшего уровня – стратегия развития всего предприятия, постановка конкретных задач и контроль за их исполнением и результатами.
«ДЛ»: Интересно ваше мнение о российском авторынке – как он должен развиваться?
– По данным Минэкономразвития, сейчас у российского авторынка существует потребность в 300 тысячах дополнительных автомашин среднего класса. Вопрос в том, что лучше – завозить их из-за рубежа или создать условия, чтобы они были произведены в России.
Мы, конечно, хотели бы, чтобы это были автомашины Ижевского автозавода. По нашим планам, это будут модернизированные ижевские и вазовские модели. Мы ведем переговоры – по крайней мере, это в наших планах – по привлечению стороннего инвестора для производства современного западного автомобиля. Пока о чем-то конкретном говорить рано – все зависит от желания иностранного партнера.
«ДЛ»: А какова ваша позиция по поводу нынешних таможенных пошлин на ввозимые иномарки, по вступлению России в ВТО – как это скажется на автопроме?
– Летом прошлого года вместе с Владимиром Гродецким, генеральным директором ОАО «Ижмаш», я был на встрече с Президентом России, где обсуждались вопросы автопрома. В разговоре приняли участие практически все наиболее влиятельные фигуры российской автоиндустрии. Там, в частности, шла речь и об ограничении ввоза в страну старых иномарок. Мы считаем, что надо это сделать потому, что в западных странах автофирмы уже подготовили средства на утилизацию, а также реализацию старых автомобилей в третьих странах, в том числе в России. А это весьма серьезно отразится на нашем авторынке.
Что касается ВТО, то, конечно, вступать надо. Но на каких условиях и когда – другой вопрос. Нужны определенные правила игры. Им невыгодно будет пускать на свой рынок продукцию наших производителей с нашими издержками, поэтому с их стороны будут антидемпинговые меры и механизмы. Сначала надо создать 2–3 конкурентоспособные отрасли, позиционироваться на рынке и создать конкурентоспособный товар. К примеру, президент на той встрече отметил четыре потенциально конкурентоспособные российские отрасли – космонавтику, авиацию, судо- и автомобилестроение.
Не забывайте также, что вступление в ВТО может привести к сокращению рабочих мест. Поэтому все страны тем или иным способом защищают свой рынок. Все будет зависеть от запретительных пошлин, которые государство предусмотрит при вступлении в ВТО.
Гораздо правильнее стимулировать внутреннее производство, максимально ограничить ввоз в страну конечного продукта, для того чтобы здесь организовывались сборки и производства товаров и изделий, производства оборудования, чтобы Россию не рассматривали лишь как дополнительный рынок сбыта или сырьевой придаток.
Если у государства нет четкой прогнозируемой промышленной политики, то, поверьте, не придет ни один серьезный западный инвестор. Да и своим трудно будет сориентироваться – что будет через 2–3 года, в какую отрасль лучше вкладывать заработанные деньги, развитием чего заниматься. Уже год идут переговоры с ВТО, но мы так и не знаем, на каких условиях будем вступать. Соответственно, мы не можем принять окончательное решение по инвестированию в какие-то отрасли. Чтобы строить промышленную политику, нужна прозрачность, возможность прогнозировать ситуацию.
«ДЛ»: На вас и вашу команду коллектив автозавода возлагает большие надежды. Каковы ваши перспективные планы, каким будет предприятие и его продукция в ближайшем будущем? Каковы общие перспективы автохолдинга «Ижмаш»?
– Бизнес-план предприятия предусматривает развитие мощностей производства до 300 тыс. автомашин к 2005 году. Хотя есть ряд факторов, которые могут негативно повлиять на реализацию данной программы и наше развитие, в том числе и возможное вступление в ВТО на «плохих» условиях.
Мы будем заниматься модернизацией действующего производства, обновлять оборудование. Надо решать проблемы с автоагрегатами, ведь завод существовал в основном как чисто сборочное предприятие, а узлы и детали поставляли смежники. Но за десять лет многое изменилось: некоторые из предприятий-смежников уже не работают, в других специалисты потеряли квалификацию, а где-то оборудование уже не соответствует современному уровню. Мы должны эти вопросы решить, чтобы выпускать качественный продукт.
Когда мы пришли на «Ижмаш», было очень сложно, люди скептически относились к любым обещаниям. Но сейчас у предприятия хорошая динамика, появилась перспектива. Коллектив соскучился по настоящей работе, и теперь все зависит от нашего умения ее организовать. Постараемся оправдать доверие ижмашевцев.



    Партнеры