Круговорот дерьма в природе

Ж/д возвращается к “истокам”

1 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 290
  Железнодорожные пути больше не будут обильно удобряться продуктами человеческой жизнедеятельности. Наши с вами экскременты пойдут в дело — в теплицы. Электрички и поезда дальнего следования оснащают специальными баками-сборниками для фекальных истоков (именно так в Отраслевом центре внедрения новой техники и технологии МПС называют человеческие отходы). Благодаря им стал возможен круговорот дерьма в природе.
   
  Сегодня больше двух тысяч таких баков из нержавейки уже путешествуют в комфортабельных электричках Рязанского, Тульского, Орловского направлений, а также в фирменных поездах Москва—Адлер. Любоваться этими чудо-ящиками, которые вмещают в себя 300 литров (!) чистого “помета”, корр. “МК” отправились на производство, которое базируется на Экспериментальном кольце в НИИ железнодорожного транспорта на станции Щербинка.
     — Наши баки рассчитаны на 20 лет и морозоустойчивые, — гордится замначальника производства Владимир Лапин. — Импортное оборудование в два раза дороже и зимой замерзает — оно не рассчитано на наши холода. Приходится откалывать ломом.
     Сборники потребляют 600 Вт электроэнергии: во время железнодорожного вояжа зимой в них поддерживается нормальная температура.
     В вагонах, оснащенных сборниками, пассажиры не думают о том, как успеть сходить в туалет до въезда в санитарную зону. И проходчики железнодорожных путей счастливы — их теперь никто “дерьмократами” называть не будет.
     — Баки решают важную экологическую проблему. По статистике, путейцы чаще других болеют онкологическими заболеваниями. Их работу считают самой вредной, — рассказывает главный специалист предприятия Зоя Иванова.
     Сегодня дело обстоит так: поезд прибывает на конечную станцию, и тут начинается самое интересное: подъезжает машина-ассенизатор и через трубу качает из бака отходы. А затем везет их к ближайшему канализационному сливу и...
     — Это нерационально! Канализация в Москве и так на пределе. Пора пускать человеческие нечистоты в дело! — уверена Зоя Анатольевна.
     Чтобы наглядно продемонстрировать народу полезность его “вторсырья”, изготовители баков год назад построили в Щербинке биогазовый комплекс с теплицей. Круглый год там растут помидоры и зеленый салат. С завидной периодичностью туда “стекаются” фекальные потоки из электричек. Двое суток на специальной газостанции они перерабатываются в полезный биогаз. Им и отапливают теплицу.
     — В процессе химико-биологической реакции также вырабатывается “серая вода”. Пахнет она, конечно, не французским парфюмом, но зато — прекрасное удобрение для растений, — продолжает Зоя Анатольевна. Одна сотрудница предприятия — доктор наук, кстати, — регулярно увозит канистры с “серой водой” к себе на дачу. И собирает хороший урожай. Перед поливом специалисты из НИИ железнодорожной гигиены берут анализы воды. Затем ее тщательно обеззараживают и анализируют повторно. Аналогичные процедуры проводят с твердыми удобрениями, полученными из фекалий.
     — Для каких овощных культур “серая вода” — лучшее удобрение?
     — Для любых. Недавно совхоз “Московский” дал заключение, что “серой водой” можно и нужно орошать почву под зиму.
     Чтобы такому добру не пропадать, через несколько лет биогазовые комплексы с теплицами появятся во всех пунктах загородного отстоя пассажирских поездов. Удовольствие это не из дешевых (его стоимость специалисты скрывают — коммерческая тайна), зато быстро окупит себя сторицей. Когда вырабатывается биогаз, потребляется всего 4—6 киловатт электроэнергии в час (столько “кушают” работающие одновременно три электрочайника). Вот такой воистину выстраданный подарок железнодорожникам, экологам и уважаемым пассажирам.
    


Партнеры