ФЕЛЛИНИ БЫЛ С ЖЕНЩИНАМИ РОБОК

У Цискаридзе тоже есть это

2 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 239
  ЖУРНАЛИСТКА СКЛОНИЛА РЕЖИССЕРА К ОТКРОВЕННОСТИ
    
     Вспоминать любят все. Вот и Федерико Феллини припомнил многое и многих. “Я вспиминаю” – так называется недавно вышедшая в издательстве “Вагриус” книга великого итальянца.
     Мастер рассказал о себе все. Но если точнее, то рассказал своей подруге Шарлотте Чандлер, американской журналистке. А уж та превратила их многочасовые беседы в трехсотстраничный монолог. Но поскольку сам режиссер очень доверял Шарлотте (больше того, прочтя рукопись, якобы воскликнул: “Я таким вижу себя сам!”) — эту книгу можно считать автобиографией. Возможно, в исполнении Чандлер она получилась даже более честной, чем если бы Феллини писал ее собственноручно. Похоже, он был склонен скрывать некоторые стороны своей натуры. Журналистке же удалось склонить его к откровенности.
     “С женщинами я всегда был робок. Мне не нужна женщина, у которой были великолепные любовники: с ними она будет меня постоянно сравнивать — пусть только мысленно. Я вряд ли составлю им конкуренцию”.
     Феллини в книге говорит, что тайна и недосказанность должны присутствовать во всем — в фильме, женщине, образе творца... Но в “Я вспоминаю” он раскрывается полностью — и нельзя сказать, что от этого становится менее интересен. Напротив, памятник классику кинематографа на глазах превращается в живого человека со своими слабостями и недостатками.
     Феллини противоречив. К примеру, вопрос его отношений с Джульеттой Мазиной. В одном месте он говорит, что мужчина по природе существо полигамное. Ему свойственно желать многих. И самый простой способ побороть соблазн — поддаться ему. Что он и делал не раз. Полсотни страниц спустя он утверждает, что ему нравится легенда о том, что раньше не было мужчин и женщин — было единое существо, которое позже Господь разделил. Если ты находишь свою половину, обретаешь счастье. И он, мол, свою нашел — это Джульетта, его добрая фея.
     “Чтение Юнга помогло мне избавиться от комплексов неполноценности и вины, приобретенных в детстве, от воспоминаний о недовольстве родителей и учителей, насмешках детей, которые всегда видят в непохожих на них сверстниках “белых ворон”. У меня были друзья, и все же я был одинок, потому что внутренняя жизнь была для меня всегда более важной, гораздо более важной, чем внешняя. Я был одиноким ребенком, одиноким среди людей, а это означает, что я был так одинок, как только возможно”.
    
     БЛУДНЫЙ БЕНУА НА ПОЛПУТИ К ДОМУ
    
     Десять лет назад в Большом театре дебютировал международный приз “Бенуа де ля данс” (“Балетный Бенуа”), учрежденный Международным союзом деятелей хореографии во главе с Юрием Григоровичем. В последующие три года его вручение также проходило на сцене главного театра России. Но затем церемония награждения переместилась за рубеж. Однако теперь блудный Бенуа возвращается в родной дом, и отныне церемония вручения “Бенуа” будет проходить только в Большом театре.
     Приз представляет собой изящную статуэтку, изображающую танцующую пару. Его автор — французский скульптор Игорь Устинов, потомок прославленного семейства Бенуа. Присуждается приз по трем главным номинациям: “Лучший хореограф”, “Лучший танцовщик”, “Лучшая балерина”. С недавних пор отмечаются также работы композиторов и художников. Введена и почетная номинация “За жизнь в искусстве”, ее первым лауреатом стала в 2000 году выдающаяся кубинская балерина и педагог Алисия Алонсо. Всего же в перечне обладателей “Балетного Бенуа” значатся представители 22 стран. Среди них — Надежда Грачева, Хулио Бокка, Иржи Килиан, Ролан Пети, Сильви Гилем, Ульяна Лопаткина, Элизабет Платель и многие другие. Лауреатов ежегодно определяет международное жюри во главе с Юрием Григоровичем, у которого в нынешнем году появился сопредседатель — знаменитый хореограф Джон Ноймайер. Список новых претендентов на награду выглядит достойно. Из россиян на “Балетного Бенуа” выдвинуты солисты Мариинского театра Светлана Захарова и Андриан Фадеев, а также Анастасия Волочкова, представляющая Большой театр. Победители будут объявлены на церемонии награждения. Тогда же состоится гала-концерт лауреатов, все средства от которого по традиции направляются на благотворительные цели (за 10 лет материальную помощь от “Бенуа де ля данс” получили 800 ветеранов балета).
     А что дает “Балетный Бенуа” его обладателям? Ведь денежного вознаграждения он не предусматривает.
     — Считать его своеобразным “Оскаром” в области хореографии пока, наверное, рано, — считает Николай Цискаридзе, но при этом отмечает, что иметь “Бенуа” престижно. Так, во время недавних выступлений артиста в “Гранд-Опера” этуали Парижской оперы, обладатели “Бенуа”, узнав, что российский коллега тоже отмечен этой наградой, сильно его зауважали.
    
     “АНЕКДОТЫ” ИЗ ПОДВАЛА
    
     Мечта Табакова – во дворе театра на Чаплыгина поставить памятник трем замечательным писателям – Розову, Володину и Вампилову. Пока троица не застыла в камне, их произведения воплощаются на сцене. Премьеру “Провинциальных анекдотов” по Александру Вампилову сегодня сыграют в “Табакерке”.
     Александр Вампилов, которому в этом году исполнилось бы 65 лет, снова возвращается на московскую сцену. Во всяком случае, его замечательные пьесы репетируют несколько театров — МХАТ, “Табакерка”, Школа-студия... Похоже, что Олег Табаков решил в своем “хозяйстве” поставить всего Вампилова. Ближайшая премьера — сегодня, в подвале на улице Чаплыгина. Здесь режиссер Александр Марин выпустил “Провинциальные анекдоты” — спектакль, состоящий из двух пьес: “Случай с метранпажем” и “Двадцать минут с ангелом”. Причем вторая пьеса — самая первая в творчестве Вампилова и датирована 1962 годом. События разворачиваются в провинциальной гостинице, населенной пьющими командированными и ангелоподобными агрономами. “Провинциальные анекдоты” в свое время шли в “Современнике”, имели редакцию в той же “Табакерке” в постановке Валерия Фокина, и теперь свою версию представляет Марин с актерами — Егоровым, Хлевинским, Шульц, Бродецким, Воробьевым и другими.
    


    Партнеры