Онегин, я скрывать не стану...

Корреспонденты “МК” добыли темы выпускных сочинений

2 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 452
  Ученики 11-х классов могут расслабиться: этим летом сдать выпускные экзамены будет намного проще, чем в прошлом. Министерство образования РФ преподнесло школярам подарок: уже в мае, за месяц до экзаменов, оно объявит темы сочинений и условия задач по алгебре.
  
   В прошлом году в Москве случился скандал: за день до выпускного сочинения в Интернет неизвестными были вброшены все экзаменационные темы. За 8 долларов любой школьник мог получить их перечень и, естественно, запастись шпаргалками. Та же история повторилась через неделю: в Интернете появились условия задач по алгебре. Чтобы провести экзамен как положено, потребовалось срочно поменять все билеты...
     Министерство образования РФ ежегодно предпринимает чрезвычайные усилия, чтобы предотвратить утечку информации по выпускным экзаменам, однако секретные сведения все равно уходят “налево”. В самом министерстве только два человека знают темы сочинений и условия математических задач. Но когда экзаменационные билеты поступают в регионы, сохранить секретность становится трудно: при копировании билетов для школ слишком много людей получает к ним доступ. Поэтому в этом году министерство решило пойти другим путем: объявить экзаменационные задания заранее.
     В начале мая будет опубликован “Сборник тем сочинений для письменного экзамена по литературе”. В него войдет 35 комплектов по 8 тем, каждому комплекту будет присвоен порядковый номер. Утром 3 июня главы всех 89 российских регионов (губернаторы, мэры, их замы) с помощью лототрона или аналогичного устройства выберут один из комплектов. Номер комплекта тут же объявят по местному телевидению и радио, и учителям в школах останется только открыть сборник и переписать темы на доску. Подобная процедура, кстати, уже несколько лет практикуется в Белоруссии: там темы сочинений объявляет сам Александр Лукашенко.
     Корреспондентам “МК” удалось достать тематику выпускных сочинений 2002 года. Первая тема будет носить сопоставительный характер, ее сформулируют по одному из произведений русской литературы XIX века. Вторую тему дадут в виде цитаты (с указанием автора и произведения) по литературе ХХ века. Третья тема — анализ эпизода по литературе XIX столетия (эпизод называется). В четвертой выпускников попросят истолковать стихотворение поэта XIX или ХХ веков (автор и произведение указываются). Пятая тема будет связана с мастерством писателя XIX века (произведение выбирает сам ученик), аналогичная шестая тема — с мастерством писателя века двадцатого. Седьмая подразумевает анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (рассказ, повесть, сказка, баллада, поэма) XIX или ХХ столетий. Автор и произведение называются или в ряде случаев выбираются самим школьником. И, наконец, в восьмой теме нужно будет раскрыть значение социальных, нравственных, этико-философских понятий (любовь, честь, патриотизм и т.п.) на материале любых произведений русской литературы — от восемнадцатого столетия до нынешнего века.
     Набор тем может выглядеть, например, следующим образом:
     1. Татьяна и Ольга Ларины в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
     2. “И скучно, и грустно, и некому руку подать...” (М.Ю.Лермонтов, “И скучно, и грустно...”)
     3. Пьер Безухов на батарее Раевского.
     4. Философские мотивы в стихотворении Ф.И.Тютчева “Silentium!” (“Молчание”).
     5. Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина (2-3 сказки).
     6. Гротеск в повестях М.А.Булгакова (по выбору учащегося).
     7. Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского.
     8. Что значит “быть патриотом”?
     После объявления тем сочинений школьникам дадут время (не более получаса) на организационный момент, когда учителя разъяснят, как надо заполнять титульный лист и работать с черновиком. Экзамен, как и в прошлом году, продлится шесть астрономических часов. Если регион расположен в нескольких часовых поясах, то начало экзамена сместят на час-два — чтобы все выпускники приступили к работе одновременно.
     Аналогично будет организован экзамен по алгебре и началам анализа. С той лишь разницей, что 10 июня из лототрона извлекут шарики с номерами комплектов задач по математике. Их возьмут из “Сборника заданий по математике, 11-й класс” (авторы Г.В. Дорофеев и др.), 4-го или 5-го изданий.
     Оба сборника (по литературе и математике) уже сейчас разосланы в органы образования субъектов федерации, в начале мая их опубликуют в нескольких газетах и журналах, а также разместят на интернетовском сайте Министерства образования: www. informica.ru. Каждый выпускник получит возможность заранее ознакомиться с ними, причем совершенно бесплатно.
     В принципе одного месяца должно хватить, чтобы ребята освоили новые правила игры. Можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, что к июню в продаже появятся пособия с уже готовыми работами по типу имеющихся сборников “золотых” сочинений или “Решений задач по алгебре”. Издать и выкинуть на прилавки новые шпаргалки — дело 2—3 недель. Ажиотажный спрос на них обеспечен.
     Впрочем, для части выпускников сохранится прежний порядок проведения итоговой аттестации. По-старому экзамены будут сдавать учащиеся вечерних (сменных) школ и школ с программами международного бакалавриата; выпускники физико-математических классов и ребята, изучавшие математику по курсу А; школьники, сдающие совмещенный экзамен и экзамен в щадящем режиме, а также ученики с родным (нерусским) языком обучения. В этот же список попали школы, “не имеющие оперативной связи”. В России XXI века есть, к сожалению, учебные заведения без телефона, радио и телевидения, не говоря уже об Интернете...
    


Партнеры