Попытка без пытки
Трудно переоценить этот акт. Вроде бы чисто конкретное решение имеет фундаментальное, системообразующее значение для всех правоохранительных органов.
Я, как и многие другие, конечно, читал и Агату Кристи, и Жоржа Сименона, и Конан Дойла. И вот на что постоянно обращал внимание. Ни Шерлок Холмс, ни Эркюль Пуаро, ни тем более мисс Марпл попросту вообще не могли в ходе своих расследований кого-либо из подозреваемых засадить в тюрьму на время следствия. Ну, это были частные, так сказать, детективы. Но вот инспектор Мегрэ уже вполне официальное лицо. Но и он почти никогда никого в тюрьму не сажает.
А как они работают? Их метод включает тщательное наблюдение за тем, что же делает находящийся на свободе подозреваемый. И нередко именно действия “неарестованного” становятся главной базой для выводов следователей.
Что же это за тип работы правоохранительных органов? Его можно назвать демократическим. В нем четыре важных элемента.
Во-первых, презумпция невиновности. Исходная мысль — гражданин невиновен, и только в свете идеи о его невиновности допустимы в отношении его какие-либо действия.
Во-вторых, суд, грубо говоря, вообще не интересует, признал или не признал свою вину обвиняемый. Есть закон, и есть доказательства, достаточные для осуждения.
В-третьих, все методы и следователя, и прокурора, и суда заранее ориентированы на то, что подозреваемый остается на свободе.
В-четвертых, и следователь, и прокурор жестко отвечают за каждый случай предварительного ареста. Ответственность такова, что никакие соблазны ускорения расследования на следователя не действуют.
В рамках этого общего порядка есть большое разнообразие в законодательстве разных стран. Но общие идеи — именно эти. Ясно, что реализация прав человека предполагает именно такие методы расследования. А что у нас?
У нас, как правило, любое более или менее серьезное (а зачастую и очень пустячное) дело начинается с ареста и заключения подозреваемого. И срок его пребывания в тюрьме может регулярно продлеваться до суда.
Что означает такое следствие? Это своего рода следствие с позиции силы. За исключением редчайших случаев, когда немедленный арест нужен, чтобы защитить общество от маньяка-убийцы, и еще нескольких очевидных ситуаций эта мера может и должна быть названа своим настоящим именем — пытка. Не чем иным, чем пыткой, пребывание в тюрьме не является.
Для чего? Чтобы облегчить работу следователя. Чтобы сам обвиняемый все рассказал, а следователю останется оформить дело.
Но зачем, спрашивается, государству думать о том, как облегчить работу следователя?
В ответе на этот вопрос как раз и заключена вся суть дела. Государство помогает следователю в его взаимодействии с гражданами этого государства только в том случае, если оно заранее считает следователя своим, а своего гражданина — врагом.
Такая установка не случайна для государства, специально созданного для насилия над гражданином.
Именно таким и было с самого начала советское государство. Оно было создано, чтобы насильно привести человечество к счастливому социалистическому будущему. Маркс и Энгельс считали, что для социализма требуются объективные условия (производительность, которая обеспечивает изобилие, устранение подавляющего человека разделения труда и т.д.). Ленин задал вопрос: как узнать, созрели ли условия? И ответил: в ходе борьбы. Кто сильнее, тот победит. Насилие — путь к будущему. Д.С.Лихачев в своих воспоминаниях писал о лозунге, висевшем в соловецком концлагере: “Железной рукой загоним человечество к счастью”. Насилие нужно везде — в экономике, в культуре, в идеологии и т.п. Насилие ко всем — от лидеров до рядовых, от своих до чужих. И силовой тип следствия — органичное логичное продолжение самой идеи советской системы. Формы насилия менялись — от изощренных пыток побоями и новыми изобретениями коммунистических следователей до пыток этим самым содержанием в тюрьме до суда.
Вот почему надо благодарить Конституционный суд уже за само желание видеть в стране другую систему. Но вот готово ли к ней наше государство, да и мы сами?
Вот война в Чечне. Я никак не могу себе даже представить, как же там только суд будет продлевать содержание под стражей. И где там этот суд?
Далее, готовы ли наши следователи к ведению дел, когда надо искать доказательства без ареста?
Когда-то, школьником, я был в Москве у знакомых. Это была коммунальная квартира, комнату в которой занимал один следователь. У его двери стояли две двухпудовые гири. И этот мужик каждое утро по полчаса “качал” себе мышцы. “Зачем?” — спросил я у своего хозяина. “Как зачем? — удивился тот. — Так ведь он ведет допросы. Ему надо силу иметь”. Через несколько лет, уже после ареста Берии, я снова был у этих знакомых. И узнал, что их сосед из следователей ушел: ломать кости допрашиваемым запретили, а других методов следствия он не знал.
И когда я думаю о том, что вскоре наши следователи уже не смогут “ломать” допрашиваемых содержанием их в тюремных камерах, я вспоминаю эту историю и думаю: скольким из них придется уйти?
Ну а наши суды? Они и сейчас утопают в делах. А тут на них обрушится новый ливень дел о продлении сроков заключения в тюрьме. Но есть и более серьезная проблема: рассмотрение дел до завершения следствия — это совершенно иной, непривычный для судей тип судебного разбирательства.
Я мог бы продолжать. Но помимо собственно юридического у данной проблемы есть социальный аспект.
Признание обвиняемого было бы неправильно связывать только с советской системой. Здесь есть более глубинная основа. Признание вины, покаяние и личное раскаяние исключительно важны в российском менталитете и вообще в православии. И от призыва отца Федора в “Двенадцати стульях” к птицам “покаяться” до обычной заключительной фразы всех дел 1937 года: “все обвиняемые признали свою вину” — дистанция не столь уж большая. “Признание вины” обвиняемым обязательно для всего нашего менталитета. Это ведь мы, начиная с первых классных школьных “разборок”, с пионерских сборов, с комсомольских собраний, с профсоюзных заседаний и партийных “персоналок” (столь красочно описанных известным поэтом — “из зала кричат: давай подробности”), — именно мы ждем как раз не доказательств, а признания и раскаяния. Далее, наш менталитет таков, что никакое заявление о возбуждении где-то и против кого-то дела мы всерьез не принимаем. Для нас один аргумент: не арестовали — значит, нет вины.
Тут уже не диктаторский режим, а сами граждане с их психологией — опора силового метода следствия. И если мы хотим по-настоящему расстаться с диктаторскими методами правосудия — мы должны преодолеть в себе жажду этого самого “полного признания”. Мы должны ждать не признания, не покаяния, а сугубо объективных доказательств.
Если даже мне, не юристу, ясны гигантские сложности демократических реформ в правоохранительной сфере, то почему же более десяти лет ничего значимого не предпринимается? Ведь можно было провести эксперименты: и в ряде городов, и в ряде регионов. “Опробовать” разные варианты изменений.
Я думаю, что, например, подписка о невыезде в очень многих случаях оказалась бы недостаточно действенной альтернативой аресту. А вот денежный залог — в размерах, соответствующих характеру дел, — у нас будет работать. Если денег нет, можно было бы в качестве “гарантии” передавать автомобиль, закладывать дачу или квартиру.
Словом, многое надо было бы опробовать. И если ничего серьезного не предпринималось — то приходится делать горькие выводы.
Как известно, народы России в революции 1989—1991 годов не подвергли правоохранительную систему тому же сокрушительному разгрому, который был обрушен на структуры КПСС. И массы сделали это не только в силу своей фундаментальной установки в ходе этой революции: не допустить в стране гражданской войны и кровопролития. И не из-за недостатка доводов в пользу разгрома: правоохранительная система была залита кровью и грязью в силу своего прислужничества КПСС. Разгром не состоялся в силу глубокого внутреннего социального понимания массами того, что КПСС создавала сама себя, а вот правоохранительная система формировалась в конечном счете голосованием каждого гражданина, и он, соответственно, тоже отвечает за ее злодеяния и злоупотребления.
Но этот “увод от разгрома” не означал, что правоохранительная система не должна реформироваться. Напротив, именно она должна была измениться в первую очередь. Правоохранительной системе (как и армии) был дан исторический шанс: реформироваться самой, очистить себя, задавать самой себе темп и логику своих реформ.
К сожалению, всего этого не произошло. Правоохранители отнеслись к реформе, как генералитет к реформе армии: шанс на реформу они истолковали как шанс не изменяться. В этом одна из главных причин тех потоков махинаций и коррупции, бандитизма, покровительства олигархам и издевательства над малым и средним бизнесом, которые захлестнули страну. Начни мы реформы в 1991 году с правоохранительных органов и — в широком смысле — с Учредительного собрания и реформы всей власти (как я тогда не раз предлагал) — экономические реформы, и прежде всего приватизация, пошли бы иначе — под руководством и контролем не органов советской власти, избранных при КПСС, а при органах новой народной власти и новых судов. И бюрократия не смогла бы навязать стране свой вариант денационализации — тот, при котором уходящая от обанкротившегося социалистического государства собственность достается ей и олигархам, а не народным массам, в доле каждому из нас.
Так что Конституционный суд, принимая свое историческое решение, явно “пошел на своих”. Почему?
Я далек от мысли, что просто он решил обратить на себя внимание, напомнить о своем “существовании”, чтобы заставить себя уважать. Я считаю, что члены Конституционного суда — люди опытные и вряд ли они не видели всех сложностей отказа от предварительного ареста без суда. Почему же такое “штурмовое” решение?
Нередко в практике управления принимают верное, но еще не имеющее условий для реализации решение именно для того, чтобы трудностями в реализации (а то и полным провалом) обосновать необходимость отказа от этого решения. Но и такое объяснение не подходит для действий Конституционного суда. Суд явно хочет правовой реформы.
В чем же тогда дело? Думаю, что тут происходит то же, что было в сфере экономики. Там все сложности решено было преодолеть одним ударом, разом, нахрапом, натиском — словом, шоковой терапией.
В области реформ правоохранительных органов Конституционный суд тоже предлагает своего рода “шоковую терапию”: “учинить” за несколько месяцев, к лету, новую систему. Остается найти, кто же пообещает “лечь на рельсы” осенью в случае неудачи.
Такие методы: “кавалерийская атака на капитал”, “сплошная коллективизация”, “кукурузизация страны”, “шоковая рыночная реформа”, а теперь “шоковая правовая реформа” — вытекают из четырех причин. Во-первых, из неглубокого, поверхностного знания существа преобразования. Во-вторых, из-за недостаточной личной компетентности руководства, сочетаемой с нежеланием уступить свои посты другим. В-третьих, из-за отчаяния, страха перед долгими годами тяжелой работы, перед “капитальной ишачкой”, как в далекие годы любил называть самые трудные участки на Памире возглавлявший нашу группу инструктор. И, наконец, в-четвертых, встречаются люди, искренне уверенные в универсальности шоковой терапии и ее преимуществах (не рубить же хвост собаке по частям!).
Но и экономика, и право — не хвост собаки. Шок в экономике создал в нашей стране миллионы врагов рыночных преобразований. Шок в правоохранительной сфере даст скорее всего миллионы противников демократизации. Когда тысячи уголовников-зэков, выпущенных по приказу Берии в 1953 году, хлынули в страну (об этом — известнейший фильм), буквально миллионы граждан начали сожалеть об упраздненных лагерях. Не исключено, что и теперь, столкнувшись с “подвигами” некоторых из освобожденных из-под ареста на третий день, многие начнут требовать возвращения к прежним мерам.
Я убежден, что, если мы и сегодня терпим “пыточную” систему, значит, мы все живем не в реформированной, а в советской стране. Но жизнь учит нас, что настоящие преобразования несовместимы ни с лихим махновским набегом, ни с красногвардейской атакой, ни с шоковыми реформами. Будь то в экономике. Будь то в правоохранительной сфере.